Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:50, курсовая работа
Основной задачей индивидуального предпринимателя является управление бизнесом, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии индивидуального предпринимателя.
Введение
1. Сущность и содержание предпринимательской деятельности в торговли.
2. Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйственной деятельности.
3. Современное состояния индивидуальных предпринимателей в Беларуси.
4. Проблемы и пути их решения
5. Система государственно поддержки и регулирования ИП
6. Анализ организации торговой деятельности на примере торговой точки ИП
7. Проблемы и пути их решения
Система государственно поддержки и регулирования ИП
Практические аспекты развития предпринимательства в Республике
Беларусь (показатели ИП на современном этапе)
Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
Считается, что в данное время важно вмешательство государственных и муниципальных властей в различные формы собственности торговых предприятий. При этом ему необходимо обеспечить оптимальное сочетание различных организационно-правовых форм предприятий внутренней торговли, адекватных развитию многоукладной рыночной экономики (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственные и потребительские кооперативы, малые предприятия, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.)
Так же все предприятия должны руководствоваться общепринятыми в рыночной экономике принципами функционирования с ориентацией на поддержку отечественных товаропроизводителей (формирование заказов, присвоение товарам, отвечающим определенным требованиям, известной торговой марки, знака качества, применения гибкой системы скидок цен и др.)
В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние торговые предприятия. Для них невозможно организовать транзитные поставки товаров.
Только базы могут предложить им широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление.
На Западе существуют многопрофильные торговые компании – это фирмы, которые владеют не менее 10 однотипными магазинами, и находятся под общим управлением. Руководство торговыми компаниями осуществляют контрактные оптово-розничные объединения. Такие организации есть во всех развитых капиталистических странах. Во главе стоит оптовая, иногда розничная фирма, которая закупает товары у промышленных предприятий по льготной цене, членам объединения оказывает различного рода услуги в виде кредита, оформления и оснащенности оборудованием.
Таким образом, развитие разнообразных видов и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли является одним из важных направлений розничной торговли.
Разнообразие видов предприятий розничной торговли предполагает использование магазинных и внемагазинных видов торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов по телефону, продажи на дому, внемагазинной торговли с использованием электронных технических средств, торговли на рынках и других форм торгового обслуживания населения.
Многообразие типов розничных торговых предприятий обусловлено масштабами деятельности, размерами торговой площади, товарной специализацией, методами обслуживания населения, обслуживаемым сегментом рынка товаров народного потребления (этот сегмент во многом определяется значительной дифференциацией доходов населения. Последний фактор стал учитываться при типизации торговых предприятий недавно. В настоящее время идет процесс становления и развития торговых предприятий, специально ориентированных на категории покупателей, дифференцированных по размерам доходов.
Следует отметить, что сегодня должно быть уделено определенное внимание корпоративному управлению торговыми предприятиями. Т.е. такая модель ведения хозяйственной деятельности, которая призвана обеспечить наиболее эффективное выражение интересов собственников, руководителей и наемного персонала.
Особенностью этой формы управления в торговле должно быть стремление вовлечь в корпоративное управление также интересы покупателей, сделать их постоянными посетителями предприятий данной корпорации. Корпоративные магазины должны использовать хорошо организованный менеджмент, руководствоваться в торговой деятельности данными маркетинга, добиваться эффективной организации труда, экономии издержек обращения и высокого уровня обслуживания покупателей
7
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» под предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). [1: ст. 1]
Субъектами предпринимательства являются:
● физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;
● группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей. [1: ст. 2]
Вышеназванный Закон также определяет и формы предпринимательства. В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:
● частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
● коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.
Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда. [1: ст. 3]
Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:
● по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
● по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;
● по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
● по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;
● по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства. [5: с. 8]
Наиболее полно предпринимательство как экономическая категория проявляется в многообразии его форм собственности. По формам собственности различают следующие виды предпринимательства:
● единоличное владение;
● партнерство (товарищество);
● корпорация (акционерное общество);
● кооперативы;
● государственные предприятия.
Единоличное владение основано на собственности одного лица или семьи. Его признаки:
● неограниченная ответственность (вплоть до личного имущества);
● ограниченные возможности (размер капитала);
● максимальная гибкость и оперативность (не надо ни с кем согласовывать экономическое поведение).
Рассмотренные формы предпринимательства не исчерпывают всего их реально существующего многообразия. В нашей республике, как и во многих странах, получили распространение и другие их разновидности и промежуточные формы. Это смешанные товарищества, акционерные общества закрытого типа, сочетающие в себе черты полного товарищества и акционерного общества; товарищество с акциями или паевое товарищество; совместное предприятие; франчайз, или франшиза - специальное соглашение, дающее предпринимателю право на производство и продажу товаров и услуг под фирменной маркой головной компании; государственное предприятие - в большинстве стран акционерное общество, пакетом акций которого полностью или частично распоряжается правительство. [6: с. 60 - 61]
Порядок ведения предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь
Предпринимательство часто связывают с понятием «бизнес», хотя эти
слова имеют разный смысл. Синонимы слова «бизнес» - коммерция, торговля, отрасль, фирма, деловая активность.
Предпринимательская деятельность — это инициативная, добровольная, самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, под свою имущественную ответственность, направленная на систематическое получение доходов от различных видов деятельности. Она ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, улучшить уже существующее. [8]
В данном разделе рассматриваются вопросы осуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя с привлечением не более трех физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам и использовать для производства или реализации товаров, а также выполнения работ, оказания услуг одновременно не более четырех торговых объектов, торговых мест на рынках, объектов, в которых индивидуальные предприниматели оказывают услуги потребителям, включая транспортные средства, применяемые для перевозок пассажиров и грузов на основании лицензии.
Торговая деятельность — это динамичный процесс наращивания богатства. Создается теми, кто больше всего рискует, не жалея времени на организацию собственного дела, предлагает покупателям новый товар или услугу, которые не обязательно должны быть совершенно новыми или придавая существующим товарам и услугам новые качества, тем самым увеличивая их ценность.
Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность от своего имени, на свой риск, под личную имущественную ответственность, самостоятельно принимая решения.
Если предпринимательская деятельность осуществляется физическими лицами без применения наемного труда, то она регистрируется в установленном законодательством порядке как индивидуальная предпринимательская деятельность.
Для осуществления предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели подлежат государственной регистрации. Документом, подтверждающим государственную регистрацию, является свидетельство.
1. Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйственной деятельности
Конституция закрепляет право граждан на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 13). Это означает, что для реализации своих экономических интересов гражданин вправе:
1) быть наемным работником;
2) осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность;
3) создать самостоятельно либо совместно с другими лицами коммерческую организацию;
4) осуществлять иную экономическую деятельность, например, ремесленную деятельность[1], деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма[2], использовать собственные ценные бумаги, банковские счета в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений, осуществлять разовую реализацию на торговых местах на рынках произведенных, переработанных либо приобретенных им товаров, отнесенных к товарным группам, определенным в Перечне видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога[3] (далее — Перечень) не более 60 дней в году (с 1 января по 31 декабря включительно);
5) получать личный доход, сочетая перечисленные варианты при условии соблюдения закрепленных в нормах права ограничений и т.д.
Индивидуальная предпринимательская деятельность является правовой формой реализации права на осуществление предпринимательской деятельности. Право легитимно осуществлять такую деятельность возникает после государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, требование о государственной регистрации распространяется не только на коммерческие организации, но и на физических лиц. В этой связи для целей некоторых нормативных правовых актов в качестве индивидуального предпринимателя признают «физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированное в установленном порядке» (ст. 1 ХПК, п. 1 ст. 19 Общей части Налогового кодекса).
Приобретение статуса индивидуального предпринимателя в отличие от статуса юридического лица включает только одну стадию - государственную регистрацию, процедура которой также закреплена в нормах Положения о регистрации и аналогична рассмотренной в предыдущей главе процедуре государственной регистрации коммерческих организаций. При этом прием регистрирующим органом документов для государственной регистрации индивидуального предпринимателя осуществляется в присутствии гражданина, который регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя (п. 18 Положения о регистрации). Ставка государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя, составляет 0,5 базовых величин. Статус индивидуального предпринимателя считается приобретенным с даты принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и внесения записи об этом в ЕГР и подтверждается выдаваемым этим же органом свидетельством о государственной регистрации установленного Правительством образца. В целом применительно к легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности можно отметить, что для регистрации рассматриваемых субъектов не требуется начальный капитал, предусмотрено меньшее количество соответствующих документов, в частности, приобретение статуса индивидуального предпринимателя не предполагает наличие учредительных документов.
Поскольку индивидуальный предприниматель по своей природе остается физическим лицом, он обладает одновременно:
а) правосубъектностью в сфере отношений, не связанных с предпринимательской деятельностью;
б) правосубъектностью в сфере предпринимательских отношений[4].
При этом объем правосубъектности физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, больше чем объем правосубъектности обычного физического лица, так как включает дополнительный элемент - предпринимательскую правосубъектность, т.е способность быть участником предпринимательских отношений. В соответствии с нормой п. 3 ст. 22 ГК физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что оно не является индивидуальным предпринимателем. К таким сделкам применяются правила, установленные нормами права для предпринимательской деятельности. Данная норма представляет собой исключение из отмеченного выше общего правила о несовпадении- правосубъектности физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и физического лица, не обладающего таким статусом.
Информация о работе Организация торговой деятельности ИП: проблемы и пути их решения