Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:18, лекция
Конкурентоспособность (КСП) турпродукта - это способность турпродукта обеспечивать относительно высокую доходность на вложенный капитал при устойчивом использовании ресурсов, постоянной ориентации на изменяющийся спрос, сохранении и улучшении позиции на рынке относительно конкурентов. Конкурентоспособен тот турпродукт, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, то есть его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих продуктов-аналогов. Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность турпродукта, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т.д.). От правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности турпродукта зависит и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании предположений, собственного опыта, а на основании детального изучения покупательского спроса, то есть проведения маркетинговых исследований.Факторы конкурентоспособности турпродукта: 1) внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства; 2) внутренние факторы (определяются требованиями потребителей): цена, качество, гарантийное и сервисное обслуживание.
Второй скачок в развитии менеджмента связан с именем вавилонского правителя Хаммурапи, разработавшим свод 285 законов управления государством (2-ая управленческая революция).
Значительно позже царь Навуходоносор II ввел систему производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах, применяя в частности цветные ярлыки для определения сроков поступления и хранения пряжи. Значительное количество управленческих нововведений имело место в Древнем Риме. Самое знаменитое среди них – система территориального управления, автор Диоклетиан (3-ья управленческая революция).
Индустриальная революция XVII – XIX вв. оказала большое влияние на теорию и практику управления. Появилась потребность в талантливых управленцах (4-ая управленческая революция).
К концу XIX – началу XX вв. появились первые работы, в которых было научное обобщение накопленного опыта и формирование овнов науки менеджмента (5-ая управленческая революция).
Основателем школы научного менеджмента считается Фредерик Тейлор.
Стратегическое
управление возникло на заре развития
человеческого общества и было неразрывно
связано с историческими
Понятие стратегии восходит к древнегреческим словам srtatos (войска) и ago (веду). А стратегами в древности называли тех, кто разрабатывал и осуществлял военные операции.
Допвопрос: Расскажите о работе Тейлора, его теории.
Основная
заслуга Тейлора заключается
в утверждении принципов
А) исследование каждого отдельного вида деятельности; Б) отбор работников для выполнения определенных операций; В) обеспечение работников необходимыми ресурсами; Г) использование метода стимулирования; и т.д.
Также
он ввел дифференциальную систему оплаты
труда (сдельная ставка).
6 (2)
Анализ непосредственного
окружения в стратегическом
менеджменте: покупатели;
поставщики; конкуренты;
рынок рабочей силы;
контактные аудитории.
Изучение непосредственного
окружения организации направлено на
анализ состояния тех составляющих внешней
среды, с которыми организация находится
в непосредственном взаимодействии. К
непосредственному окружению относятся:
Покупатели - это отдельные лица и организации, приобретающие товар для личного потребления или перепродажи, государственные и общественные организации, покупатели, находящиеся за пределами страны. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, и т.д.
Поставщики
- это отдельные организации и отдельные
лица, которые осуществляют материально-техническое
обеспечение производственной и научно-технической
деятельности фирмы. Анализ поставщиков
направлен на выявление тех аспектов в
деятельности субъектов, снабжающих организацию
различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими
и информационными ресурсами, финансами
и т.п., от которых зависит эффективность
работы организации, себестоимость и качество
производимого организацией продукта.
Поставщики материалов и комплектующих
изделий, если они обладают большой конкурентной
силой, могут поставить организацию в
очень высокую зависимость от себя. Поэтому
при выборе поставщиков важно глубоко
и всесторонне изучить их деятельность
и их потенциал, с тем чтобы суметь построить
такие отношения с ними, которые обеспечивали
бы организации максимум силы во взаимодействии
с поставщиками. При изучении поставщиков
материалов и комплектующих в первую
очередь следует обращать внимание на
следующие характеристики их деятельности:
- стоимость поставляемого товара; - гарантия
качества поставляемого товара; - временной
график поставки товаров; - пунктуальность
и обязательность выполнения условий
поставки товара.
Конкуренты – это
те физические или юридические лица,
с кем организации приходится бороться
за покупателя и за ресурсы, которые она
стремится получить из внешней среды,
чтобы обеспечить свое существование.
Изучение направлено на то, чтобы выявить
слабые и сильные стороны конкурентов.
И на базе этого построить свою стратегию
конкурентной борьбы. Конкурентная среда
формируется не только внутриотраслевыми
конкурентами, субъектами конкурентной
среды являются и те фирмы, которые могут
войти на рынок, а также те, которые производят
замещающий продукт. Кроме них на конкурентную
среду организации оказывают влияние
покупатели ее продукта и поставщики,
которые, обладая силой к торгу, могут
заметно ослабить позицию организации.
Рабочая сила представляет собой товар
особого рода, производственные созидательные
качества которого определяют эффективность
конкурентной экономики, ее возможности
создания высокосортных товаров и комфортных
услуг, масштабы и темпы научно-технических
и организационных преобразований. Анализ
рынка рабочей силы направлен на то, чтобы
выявить его потенциальные возможности
в обеспечении организации кадрами, необходимыми
для решения ею своих задач. Организация
должна изучать рынок рабочей силы как
с точки зрения наличия на этом рынке кадров
необходимой специальности и квалификации,
необходимого уровня образования, необходимого
возраста, пола и т.п., так и с точки зрения
стоимости рабочей силы. Важным направлением
изучения рынка рабочей силы является
анализ политики профсоюзов, оказывающих
влияние на этот рынок.
Контактная аудитория — любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывает влияние на его способность достигать поставленных целей. Условно выделяют семь типов контактных аудиторий: финансовые круги, средства массовой информации, контактные аудитории государственных учреждений, гражданские группы действий, местные контактные аудитории, широкая публика, внутренние контактные аудитории (собственные работники предприятия).
Допвопрос: Без чего не сможет существовать рыночный механизм? Ответ – без конкуренции. Что такое конкуренция? Ответ – это борьба, соперничество за покупателя, лидирующие позиции на рынке, за более выгодные условия существования, т.е. минимум затрат, и максимум прибыли.
7 (2) Концепция движущих сил рыночных отношений.
Конкуренция — это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей. Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конкуренция — один из сущностных признаков туристского рынка.
Силы, формирующие конкурентную среду продукта и его конкурентные возможности, распадаются на пять групп. (по М. Портеру):
1.конкурентные
силы производителей
2.поставщики
сырья, материалов, комплектующих
изделий и полуфабрикатов. Сила
этой группы на конкурентный
потенциал фирмы состоит в
их способности удерживать
3.покупатели
продукта. Их конкурентная сила
состоит в способности
4.потенциальные
производители аналогичной
5.производители замещающих продуктов.
Изучая состояние конкурентной среды при разработке стратегии продукта, фирма должна анализировать не только структуру и динамику изменения конкурентных сил, но и досконально изучать отдельных конкурентов, чтобы по возможности полно представлять стратегию их конкурирующего продукта. Анализ проводится по двум направлениям:
8 (2). Сущность и структура стратегического управления: анализ среды; определение миссии и целей; выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка реализации стратегии.
Стратегическое управление – область управления, предназначением которой является обеспечение развития организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды. Под структурой стратегического управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Анализ среды – обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: - макроокружения; - -непосредственного окружения; - -внутренней среды организации.
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды открывает те возможности, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы.
Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом, определяет ее роль и главную функцию в перспективе, ориентированной на потребителя. Цель – конкретное, конечное состояние, желаемый результат, который стремится добиться коллектив, работая вместе. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным для чего функционирует фирма и к чему она стремится.
После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Ключевые факторы, которые должны учитываться при выборе стратегии это:
-сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы;
-интересы
и готовность высшего
-финансовые ресурсы фирмы;
-степень зависимости от внешней среды
Особенность процесса выполнения стратегии состоит в том, что он не является процессом ее реализации, а лишь создает базу для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей. Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Таким образом, выполнение стратегии — это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.
Оценка реализации стратегии осуществляется по следующим ступеням: - необходимо удостовериться, что текущие цели предприятия и его задачи точно соответствуют общим желаниям руководства предприятия и его стратегии в целом; - необходимо описать продукт, выпускаемый предприятием, и дать ему оценку соответствия текущему моменту; - менеджер должен точно определить сегменты своих потребителей, а также взять в расчет все потенциальные сегменты рынка, на котором работает предприятие; - выполнение конкретной стратегии и конкретных тактических ходов должно соответствовать ресурсам данного предприятия и успешно осуществляться на каждом этапе. Оценка реализации стратегии неразрывно связана с контролем, основными задачами которого являются: - определение того, что и по каким показателям проверять; - оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями; - выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки; - осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
Допвопрос:
Какие факторы относятся к внутренней
среде организации?
– персонал (его квалификация),
финансы, технология,
маркетинг.
9 (2) Анализ среды в стратегическом менеджменте. Срезы внутренней среды. Проведение анализа среды.