Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:18, лекция
Конкурентоспособность (КСП) турпродукта - это способность турпродукта обеспечивать относительно высокую доходность на вложенный капитал при устойчивом использовании ресурсов, постоянной ориентации на изменяющийся спрос, сохранении и улучшении позиции на рынке относительно конкурентов. Конкурентоспособен тот турпродукт, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, то есть его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих продуктов-аналогов. Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность турпродукта, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т.д.). От правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности турпродукта зависит и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании предположений, собственного опыта, а на основании детального изучения покупательского спроса, то есть проведения маркетинговых исследований.Факторы конкурентоспособности турпродукта: 1) внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства; 2) внутренние факторы (определяются требованиями потребителей): цена, качество, гарантийное и сервисное обслуживание.
• стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке.
• стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок.
•
стратегия конгломеративной
диверсификации, состоящая в том, что
фирма расширяется за счет производства
технологически не связанных с уже производимыми
новых продуктов, которые реализуются
на новых рынках. Это одна из самых сложных
для реализации стратегий развития, так
как ее успешное осуществление зависит
от многих факторов, в частности от компетентности
имеющегося персонала, и в особенности
менеджеров, сезонности в жизни рынка,
наличия необходимых сумм денег и т.п.
Доп.вопрос:
Вы достаточно подробно
рассказали о стратегии
диверсифицированного
роста, а охарактеризуйте
нам стратегию
сокращения?
Ответ:
Суть стратегии сокращения
заключается в том, что фирма закрывает
или продает одно из своих подразделений
или бизнесов для того, чтобы осуществить
долгосрочное изменение границ ведения
бизнеса. Данные стратегии реализуются
тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке
сил после длительного периода роста или
в связи с необходимостью повышения эффективности,
когда наблюдаются спады и кардинальные
изменения в экономике.
22 (2) Динамика продукта. Стратегии создания нового продукта.
Найдя
свой товар на рынке (нужный прежде
всего потребителю), производитель
должен определить, сколько времени
просуществует товар на рынке, т.е.
суметь предвидеть и просчитать его
жизненный цикл. Любой товар подобно
живому организму, рождается, живет
и умирает. В жизненном цикле
отражаются изменение роста, вкуса,
стиля, влияния технического прогресса.
Жизненный цикл продукта -
это время с момента
первоначального появления
продукта на рынке до
прекращения его реализации
на том же рынке, то есть
включает 4 фазы: 1) выход продукта на
рынок; 2) рост; 3) зрелость; 4) уход с рынка.
Первая фаза выхода продукта на рынок характеризуется тем, что продукт новый, для него создается рынок. На это требуются большие затраты.
На второй фазе жизненного цикла продукта происходит быстрое расширение продукта на рынке. Покупатель принимает продукт, расширяются продажи, и для фирмы появляется возможность получения прибыли. На второй фазе идет конкурентная борьба за захват покупателей, борьба за долю фирмы на рынке.
Третья фаза жизненного цикла продукта, называемая фазой зрелости продукта, охватывает тот этап в жизни продукта, которому соответствуют насыщение рынка данным продуктом и стабилизация или даже снижение прибыли от реализации продукта. Для данной фазы характерны усиление ценовой конкуренции, медленное снижение цен, приводящее к постепенному снижению прибыльности продукта в конце фазы.
Четвертая фаза жизненного цикла продукта состоит в том, что продукт уходит с рынка. Спрос на продукт падает. Это приводит к значительному падению его прибыльности. Фирма сосредоточена на том, как наиболее выгодно или же с наименьшими потерями снять продукт с производства и увести с рынка.
Создание
новых продуктов для
•
выходить на рынок раньше
• выходить на рынок тогда, когда новый продукт уже достаточно закрепился на рынке.
Первые фирмы обычно считаются инноваторами в соответствующей отрасли. Фирмы-инноваторы должны обладать высоким научно-техническим потенциалом, иметь отличных исследователей, дизайнеров, разработчиков, активно поддерживать дух новаторства на фирме и творческий, созидательный подход к работе. Так как данные фирмы сталкиваются с большим риском, то их руководство должно быть готово идти на это. Фирмы-инноваторы вынуждены вкладывать большие средства в научные, а также в маркетинговые исследования и разработки.
Вторые — последователями. Для фирм-последователей очень важным является наличие мощного производственно-технического, финансового и сбытового потенциала. В отличие от инноваторов им не нужно много вкладывать в НИОКР, не нужно рисковать, выходя на рынок новых продуктов. Но у них имеется большой риск другого рода: они могут опоздать. Поэтому для этих фирм в качестве основного требования, без которого невозможно их успешное функционирование, выдвигается требование наличия потенциала быстрого перестраивания. Если способность к творчеству является ключевым условием успеха для фирм-инноваторов, то таким условием для фирм-последователей является способность изменяться и наверстывать упущенное.
Доп.вопрос: Что Вы знаете о новом инновационном проекте в Сколково? Цель этого проекта — достижение общественно-полезных результатов в области развития инноваций. Центр будет работать по пяти приоритетным направлениям модернизации — это энергетика, информационные технологии, телекоммуникации, биомедицинские технологии, ядерные технологии.
23 (2) Управление конфликтами в менеджменте.
Конфликт ( с лат. – «столкновение») – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами и различные взгляды на одну проблему. Чаще всего ассоциируется с агрессией, спорами, угрозами, войной, и т.д.
Существует 4 основных типа конфликта:
Кроме того конфликты классифицируют по степени проявления: скрытый и открытый. Разновидностью конфликта могут быть интриги.
Причины конфликтов:
распределение ресурсов (ресурсы всегда ограничены); взаимозависимость задач;
различие в целях; различие в представлениях о ценностях; различие в манере поведения и жизненном опыте; неудовлетворительные коммуникации.
Существующие эффективные способы управления конфликтами можно разделить на 2 категории:
а) через разъяснение требований к работе; б) через систему вознаграждений;
в) установление общей цели для всех подразделений и организации в целом.
2)
межличностные стили
а) уклонение от конфликта; б) сглаживание причин конфликта;
в)
компромисс; г) принуждение одной
из сторон.
Допвопрос:
Стресс может быть причиной конфликта?
– Да.
24 (2) Уровни управления в организации
По мере разрастания организации людям сложно ориентироваться от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне для того чтобы организация могла действовать успешно необходимо назначить руководителей и определить круг их обязанностей и ответственности. В результате такого разделения труда образуются уровни управления. В компаниях существует следующая иерархия управления:
--
управляющее высшего звена –
обладают наибольшей властью
и ответственностью в
--
управляющие среднего звена –
служит связующим элементом
--
управляющие низшего звена –
их власть и ответственность
сводится к узкому кругу задач
в деятельности организации;
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Выделяют несколько ролей в которых выступает менеджер:
1)
менеджер-дипломат –
2)
менеджер-инноватор –
3)
менеджер-управляющий – от
25 (2) Стратегии турфирм. Стратегии интегрированного роста.
Наиболее распространенные, выверенные практикой стратегии бизнеса обычно называются базисными или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы. Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Вторую группу стратегий составляют стратегии интегрированного роста. Третью группу - стратегии диверсифицированного роста. Четвертую группу составляют стратегии сокращения.
Итак, вторую группу эталонных стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.
Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:
• стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. При этом поставки, как центр расходов для фирмы, могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов.
• стратегия вперед идущей вертикальной интеграции,
выражающаяся в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи. Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда посреднические услуги очень расширяются или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.
Допвопрос: Что представляет собой вообще стратегия организации? Ответ: Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий долгосрочное качественно направление развития организации.
Допвопрос:
Какие еще типы стратегий, помимо
стратегии интегрированного роста,
вы знаете? Ответ: Стратегии концентрированного
роста. Стратегии диверсификационного
роста. И стратегии сокращения.
26 (2) Информационное обеспечение управления
В теории управления информация понимается, как совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей ее среде, которая уменьшает степень неопределенности наших знаний о конкретном объекте, проще говоря - это обмен сведениями (данными) между людьми.
Эффективное
управление различными социальными
организациями и системами