Ответы на госы по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:18, лекция

Описание

Конкурентоспособность (КСП) турпродукта - это способность турпродукта обеспечивать относительно высокую доходность на вложенный капитал при устойчивом использовании ресурсов, постоянной ориентации на изменяющийся спрос, сохранении и улучшении позиции на рынке относительно конкурентов. Конкурентоспособен тот турпродукт, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, то есть его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих продуктов-аналогов. Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность турпродукта, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т.д.). От правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности турпродукта зависит и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании предположений, собственного опыта, а на основании детального изучения покупательского спроса, то есть проведения маркетинговых исследований.Факторы конкурентоспособности турпродукта: 1) внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства; 2) внутренние факторы (определяются требованиями потребителей): цена, качество, гарантийное и сервисное обслуживание.

Работа состоит из  1 файл

1 Конкурентоспособность турпродукта.docx

— 109.29 Кб (Скачать документ)

Допвопрос: назовите четыре основные функции менеджмента  в четкой последовательности, которой  они должны следовать друг за другом? Ответ: планирование, организация, мотивация  и контроль.

    Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений и  принципов присущих только ей. Принципы управления производством, обществом  или личностью опираются как  правило на обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Принципы управления универсальны, то есть применимы для воздействия  на личность, а также для оптимального управления любым социумом. Роль этих принципов наиболее важна (актуальна) при управлении социальными объектами. Таким образом принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системой. Искусство  управления не может опираться только на интуицию руководителя. Это искусство  основывается на солидной теоретической  базе, накопленной за тысячи лет, то есть на основных принципах менеджмента.

    Допвопрос: Какими принципами управления следует  руководствоваться в ходе решения  задач на предприятиях?

    Во-первых, необходимо определить цель управления, второе – разработать конкретные мероприятия по их достижению, разделить  работу на отдельные ее виды, простимулировать персонал, и оценить полученные результаты. 

17

    (2) Сущность стратегического  и тактического  планирования в  менеджменте. 

    Планирование – это построение плана будущих действий, определение содержания и последовательности шагов, ведущих к намеченной цели. Планирование как функция менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для развития фирмы.

    Стратегическое  планирование заключается в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намеченных конечных результатов. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, основывается на огромных ресурсах. Стратегии определяют то, как будет достигнуто намеченное. Стратегические цели – то, чего организация пытается достичь в рамках сформулированной миссии.

    Тактическое планирование затрагивает конкретные задачи и задания. Охватывает период от 3 до 5 лет; тактическое планирование содержит промежуточные задачи и мероприятия, обеспечивающие решение стратегических задач. 

    Допвопрос: Охарактеризуйте оперативное планирование в менеджменте.

    Оперативное планирование оперирует с количествами, нормами, сроками выполнения и зарплатами. В нем указываются конкретные дела, которые должны быть сделаны  в определенный период времени (до 1 года). 

     18 (2) Коммуникации в управлении. Элементы коммуникационного процесса. Способы коммуникаций.

     Коммуникации – процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или явное поведение. Процесс коммуникации выглядит следующим образом:

     (сообщение)

      источник           канал            получатель

      обратная связь 

     Базовые элементы в процессе обмена информацией:

  1. Отправитель – это лицо, которое собирает, отбирает и передает информацию.
  2. Сообщение – сущность информации, передающейся устно или закодировано с помощью символов.
  3. Канал, то есть средство передачи информации.
  4. Получатель – это лицо, которому предназначена информация.

     Коммуникации  могут быть по нисходящей линии, восходящей, неформальной коммуникации и невербальной коммуникации (жесты, мимика). Таким  образом квалифицированный менеджер знает как выбрать наиболее подходящие информационные средства, так как  он понимает что форма коммуникации влияет на характер сообщения.

     Способы коммуникации: устная форма – беседа, групповое сообщение, видеозапись; письменные формы – записки, e-mail, sms, и т.д. 

     Допвопрос: Какова роль информационной службы в  развитии, функционировании современных  предприятий?

     Генри Форд говорил: «Основа успеха в бизнесе  – своевременно полученная, правильно  понятая и умело использованная информация». 

19 (2) Методы управления в менеджменте

     В науке управления принято различать 3 метода управления коллективом:

     1) организационно-распорядительное управление; основано на принуждении. Управляющее  воздействие имеет вид директив, приказов, команд. Поэтому такой  вид называют командно-административным. Такие команды подлежат неукоснительному  и своевременному исполнению  тем, кому они адресованы. Логика  этого вида управления обычно  выражена фразой «приказ начальника  – закон для подчиненного».  Такое распорядительное управление  наиболее характерно для экономики  централизованного (нерыночного)  типа.

     2) экономическое; побуждение выступает  как метод управления, прямоопирающийся  на интересы людей, возбуждающий  экономическую заинтересованность  объекта управления в выполнении  своих обязанностей. Управление  проявляется в форме таких  стимулов-побудителей как зарплата, премирование, разные формы вознаграждения. В условиях действия экономических методов управления централизованное воздействие ослабляется.

     3) социально-психологические; это  методы убеждения морального  и нравственного воздействия  на психологию людей. Эти методы  управления направлены на то, чтобы воздействовать на психологию, совесть, мораль и тем самым  убедить их действовать в соответствии  с просьбами субъекта управления.

     Допровпрос: А какие вы знаете функции управления?

     Планирование, организация, мотивация и контроль. 

20

(2) Развитие теории  мотивации. Сущность  основных теорий.

Мотивация – это сила, побуждающая к действию, т.е. процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций.

Развитие  теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации:

  • содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);
  • процессуальные теории (Врум и др.);
  • теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).

Содержательные  теории мотивации  Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей:  

  • физиологические потребности (уровень 1);
  • потребность в безопасности (уровень 2);
  • социальные потребности (уровень 3);
  • потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);
  • потребность в самовыражении (уровень 5).

Теория  Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга.

В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд  вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности. С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего  порядка, поскольку потребности  низших уровней как правило удовлетворены. 

В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие  положения:

  • потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);
  • наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;
  • для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;
  • для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

Процессуальные  теории мотивации. Основной вклад в развитие процессуальных теорий внес В. Врум. В основе его работы лежит теория ожиданий. Эта теория основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.

    Теории, основанные на отношении  человека к труду (Макгрегор, Оучи).

   Согласно  теории Макгрегора, подход к мотивации  может быть выбран на основании отношения  человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y. Основные характеристики работника типа X:

  • от природы ленив, не хочет работать;
  • не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил;
  • не инициативен, если к этому его не подталкивать.

Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.

Основные  характеристики работника типа Y:

  • существует естественная потребность в работе;
  • стремится к ответственности;
  • творческая личность.

Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.

У. Оучи является основателем теории «А»  и теории «Z». «А» – американская модель менеджмента, где подробно описывается отношение человека к своим обязанностям, к труду, к организации в целом. А также отношение руководства к работнику, его вкладу в развитие предприятия и т.д. И те же самые мотивы поведения рассматриваются в теории  «Z», т.е. на примере Японской модели менеджмента.

Концепция кружков качества  Концепция (теория мотивации бездефектного труда) была разработана в 1962 году в Токио. В ее основе лежат принципы деятельности кружков качества:

  • активизация поведения человека и его интеллектуальной деятельности в условиях работы в группе людей, а не самостоятельно;
  • количественное ограничение числа работников кружка (3-13 человек);
  • добровольность вхождения в кружок;
  • работа непосредственно на рабочем месте, в привычной рабочей обстановке и атмосфере;
  • формулирование задач и проблем как составная часть деятельности производственной группы;
  • принцип бездефектного труда («личное клеймо», личная ответственность участка и т. п.);
  • соревновательный характер групп;
  • наличие системы поощрений;
  • политика взаимного обучения, обогащения знаниями.

Допвопрос – В своем ответе вы дали характеристику Теории A и Z  автором которой является У. Оучи. Так в чем конкретно заключаются отличия в этих моделях менеджмента

Ответ: Модели управления людскими ресурсами.

Подход - Человеческий капитал - Малые вложения в обучение. Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка.(американ. Орг); Крупные вложения в обучение. 
Общее обучение. Неформализованная оценка(японск, орг)

Трудовой  рынок - На 1ом месте внешние факторы. Краткосрочный найм. Специализированная лестница продвижения (американ); На 1ом месте внутренние факторы. Долгосрочный найм. Неспециализированная лестница продвижения.(япон)

Преданность организации - Прямые контракты по найму. Внешние стимулы. Индивидуальное рабочее  задания.(американ); Подразумеваемые  контракты. 
Внутренние стимулы. Групповая ориентация в работе. (япон)

21 (2) Стратегии турфирм. Стратегия диверсифицированного роста. 

     Наиболее  распространенные, выверенные практикой  стратегии бизнеса обычно называются базисными или эталонными. Они  отражают четыре различных подхода  к росту фирмы. Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Вторую группу стратегий составляют стратегии интегрированного роста. Третью группу - стратегии диверсифицированного роста.  Четвертую группу составляют стратегии сокращения.

     Итак, стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Стратегиями данного типа являются следующие:

Информация о работе Ответы на госы по менеджменту