Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:18, лекция
Конкурентоспособность (КСП) турпродукта - это способность турпродукта обеспечивать относительно высокую доходность на вложенный капитал при устойчивом использовании ресурсов, постоянной ориентации на изменяющийся спрос, сохранении и улучшении позиции на рынке относительно конкурентов. Конкурентоспособен тот турпродукт, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, то есть его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих продуктов-аналогов. Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность турпродукта, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т.д.). От правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности турпродукта зависит и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании предположений, собственного опыта, а на основании детального изучения покупательского спроса, то есть проведения маркетинговых исследований.Факторы конкурентоспособности турпродукта: 1) внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства; 2) внутренние факторы (определяются требованиями потребителей): цена, качество, гарантийное и сервисное обслуживание.
Допвопрос: назовите четыре основные функции менеджмента в четкой последовательности, которой они должны следовать друг за другом? Ответ: планирование, организация, мотивация и контроль.
Наука
управления имеет в своей основе
систему базовых положений и
принципов присущих только ей. Принципы
управления производством, обществом
или личностью опираются как
правило на обобщающий опыт человеческой
цивилизации. При смене социально-
Допвопрос: Какими принципами управления следует руководствоваться в ходе решения задач на предприятиях?
Во-первых,
необходимо определить цель управления,
второе – разработать конкретные
мероприятия по их достижению, разделить
работу на отдельные ее виды, простимулировать
персонал, и оценить полученные результаты.
17
(2)
Сущность стратегического
и тактического
планирования в
менеджменте.
Планирование – это построение плана будущих действий, определение содержания и последовательности шагов, ведущих к намеченной цели. Планирование как функция менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для развития фирмы.
Стратегическое планирование заключается в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намеченных конечных результатов. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, основывается на огромных ресурсах. Стратегии определяют то, как будет достигнуто намеченное. Стратегические цели – то, чего организация пытается достичь в рамках сформулированной миссии.
Тактическое
планирование затрагивает конкретные
задачи и задания. Охватывает период от
3 до 5 лет; тактическое планирование содержит
промежуточные задачи и мероприятия, обеспечивающие
решение стратегических задач.
Допвопрос:
Охарактеризуйте оперативное
Оперативное
планирование оперирует с количествами,
нормами, сроками выполнения и зарплатами.
В нем указываются конкретные
дела, которые должны быть сделаны
в определенный период времени (до 1
года).
18 (2) Коммуникации в управлении. Элементы коммуникационного процесса. Способы коммуникаций.
Коммуникации – процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или явное поведение. Процесс коммуникации выглядит следующим образом:
(сообщение)
источник канал получатель
обратная связь
Базовые элементы в процессе обмена информацией:
Коммуникации
могут быть по нисходящей линии, восходящей,
неформальной коммуникации и невербальной
коммуникации (жесты, мимика). Таким
образом квалифицированный
Способы
коммуникации: устная форма – беседа,
групповое сообщение, видеозапись;
письменные формы – записки, e-mail,
sms, и т.д.
Допвопрос: Какова роль информационной службы в развитии, функционировании современных предприятий?
Генри
Форд говорил: «Основа успеха в бизнесе
– своевременно полученная, правильно
понятая и умело использованная
информация».
19 (2) Методы управления в менеджменте
В науке управления принято различать 3 метода управления коллективом:
1)
организационно-
2)
экономическое; побуждение
3)
социально-психологические;
Допровпрос: А какие вы знаете функции управления?
Планирование,
организация, мотивация и контроль.
20
(2) Развитие теории мотивации. Сущность основных теорий.
Мотивация – это сила, побуждающая к действию, т.е. процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций.
Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации:
Содержательные теории мотивации Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей:
Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга.
В развитие
классификации Маслоу Д. МакКлелланд
вводит понятия потребностей власти,
успеха и принадлежности (например,
к определенному классу) или социальной
потребности. С его точки зрения,
в наши дни наибольшую значимость
приобретают потребности
В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:
Процессуальные теории мотивации. Основной вклад в развитие процессуальных теорий внес В. Врум. В основе его работы лежит теория ожиданий. Эта теория основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.
Теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).
Согласно теории Макгрегора, подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y. Основные характеристики работника типа X:
Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.
Основные характеристики работника типа Y:
Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.
У. Оучи является основателем теории «А» и теории «Z». «А» – американская модель менеджмента, где подробно описывается отношение человека к своим обязанностям, к труду, к организации в целом. А также отношение руководства к работнику, его вкладу в развитие предприятия и т.д. И те же самые мотивы поведения рассматриваются в теории «Z», т.е. на примере Японской модели менеджмента.
Концепция кружков качества Концепция (теория мотивации бездефектного труда) была разработана в 1962 году в Токио. В ее основе лежат принципы деятельности кружков качества:
Допвопрос – В своем ответе вы дали характеристику Теории A и Z автором которой является У. Оучи. Так в чем конкретно заключаются отличия в этих моделях менеджмента
Ответ: Модели управления людскими ресурсами.
Подход
- Человеческий капитал - Малые вложения
в обучение. Обучение конкретным навыкам.
Формализованная оценка.(
Общее обучение. Неформализованная оценка(японск,
орг)
Трудовой рынок - На 1ом месте внешние факторы. Краткосрочный найм. Специализированная лестница продвижения (американ); На 1ом месте внутренние факторы. Долгосрочный найм. Неспециализированная лестница продвижения.(япон)
Преданность
организации - Прямые контракты по найму.
Внешние стимулы. Индивидуальное рабочее
задания.(американ); Подразумеваемые
контракты.
Внутренние стимулы. Групповая ориентация
в работе. (япон)
21 (2)
Стратегии турфирм.
Стратегия диверсифицированного
роста.
Наиболее распространенные, выверенные практикой стратегии бизнеса обычно называются базисными или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы. Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Вторую группу стратегий составляют стратегии интегрированного роста. Третью группу - стратегии диверсифицированного роста. Четвертую группу составляют стратегии сокращения.
Итак, стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Стратегиями данного типа являются следующие: