Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:18, лекция
Конкурентоспособность (КСП) турпродукта - это способность турпродукта обеспечивать относительно высокую доходность на вложенный капитал при устойчивом использовании ресурсов, постоянной ориентации на изменяющийся спрос, сохранении и улучшении позиции на рынке относительно конкурентов. Конкурентоспособен тот турпродукт, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, то есть его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих продуктов-аналогов. Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность турпродукта, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т.д.). От правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности турпродукта зависит и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании предположений, собственного опыта, а на основании детального изучения покупательского спроса, то есть проведения маркетинговых исследований.Факторы конкурентоспособности турпродукта: 1) внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства; 2) внутренние факторы (определяются требованиями потребителей): цена, качество, гарантийное и сервисное обслуживание.
Анализ внутренней среды в стратегическом менеджменте раскрывает как внутренние возможности, так и слабые стороны организации. При анализе внутренней среды выделяют следующие переменные: персонал, технологии, материальные ресурсы, НИОКР, местоположение фирмы, менеджмент.
Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели организации и более точно сформулировать ее миссию.
Срезы внутренней среды проводятся по следующим функциональным зонам: маркетинг, финансы, менеджмент, производство, инновации.
Т.о. анализ среды – это исходный процесс стратегического управления, направленный на выявление угроз и возможностей с которыми может столкнуться организация, и сильных и слабых сторон которыми обладает организация.
Допвопрос: Что из себя представляет матрица первичного стратегического анализа?
Это матрица SWAT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы).
Перечислив переменные внутренней среды, вы назвали персонал, финансы, и т.д. Что конкретно Вы будете анализировать при изучении этих переменных?
В
категории персонал изучаются квалификация,
опыт, потенциал в целом. В категории
финансы – доля собственного капитала,
оценка затрат, финансовая устойчивость.
10 (2) Миссия туристской организации. Носители интересов. Факторы выработки миссии. Цели формирования миссии.
Создание
организации обусловлено
Миссия организации – это ее стратегическое устремление, четко выраженный ориентир существования. Она не является конкретной программой, увязанной по срокам, ресурсам и исполнителям.
Формирование миссии – это обычное явление для высокоразвитого бизнеса. Хорошо сформулированная миссия характеризует то, чем является организация и какой она стремится быть.
Таким образом, миссия компании = образ + кредо. Образ направлен на формирование облика компании в представлении окружающих, а кредо предает фирме внутреннюю целостность и ориентирует персонал на достижение организационных целей.
Допвопрос: Приведите примеры миссии организации различных сфер деятельности.
Ювелирно-художественная фирма - Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком.
Миссия транспортной компании (авиакомпании) - наиболее полное и безопасное обеспечение одной из фундаментальных свобод человека – свободы передвижения.
Миссия гостиницы – обеспечивать качественное, современное, уютное проживание, которое поможет гостям города лучше оценить его красоту, культурную и деловую активность.
Миссия турфирмы - обеспечить качественный отдых каждому туристу, оправдать его ожидания.
Что
составляет основу образа?
В основу образа входит сложившаяся репутация
фирмы (текущее достижение) и имидж, которые
она хочет обеспечить себе в бизнес среде.
11 Вопрос 2. Стили управления в менеджменте: авторитарный, демократический, либеральный.
Стили руководства – это характеристика способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, систему ценностей, культуру организации, и т.д.
Исторически первым и наиболее распространенным является авторитарный стиль. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений. Руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, выдерживает дистанцию между собой и подчиненными.
Противоположным стилем является демократический. Этот руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели, на основе целей организации, и в то же время осуществляет жесткий контроль над ними.
Суть
либерального стиля управления заключается
в том, что руководитель ставит перед исполнителями
проблему, создает необходимые условия
для их работы, определяет ее правила,
а сам отходит на второй план, оставляя
за собой функцию эксперта, консультанта.
12 Вопрос 2. Цели организации. Направления установления целей. Иерархия целей. Цели роста организации. Требования к целям.
Большинство фирм, терпящих неудачу, не имеют хорошо продуманных и реалистичных целей. Цель – это те конечные рубежи, достижению которых, через выполнение конкретных задач, направлена деятельность коллектива.
Типы
целей в организации
Области целеполагания:
Требования
к целям: 1) четкие; 2) гибкие; 3) реальные;
4) достижимые.
Допвопрос:
На какие подгруппы можно
Экономические
цели делятся на количественные –
увеличить долю рынка фирмы на
10% к определенному сроку, и качественные
цели – достижение фирмой технологического
превосходства в отрасли.
13 (2) Организационная культура как объект стратегических изменений.
Организационная
культура - это характерная для
данной организации система связей,
взаимодействий, и отношений, осуществляющихся
в рамках конкретной деятельности.
Культура организации – это мощный
стратегический инструмент, позволяющий
ориентировать все
Корпоративная культура - это так называемый свод писаных и неписаных правил, некий образ поведения. Корпоративная культура определяет все – от внешнего вида до образа мыслей. Существует много факторов, влияющих на культуру организации, за которую прямую ответственность несет высшее руководство: 1) этические нормы; 2) воспитание персонала; 3) отношение к религии; 4) менталитет; 5) традиции; 6) уровень образования; и т.д.
Культура организации отражается и на оформлении помещений, общественном статусе и отношении персонала к карьере. Существуют следующие типы организационной культуры: культура власти; ролевая культура; культура задачи (ориентирована на проект); культура личности.
Допвопрос: Что вы понимаете под управленческой культурой?
Совокупность
типичных для менеджера ценностей,
норм, точек зрения и идей, которые
составляют образ его поведения.
14 Вопрос 2. Понятие «власть». Сущность основных форм власти.
Власть – возможности влиять на поведение других. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. Власть является необходимым условием успешной деятельности организации.
Существует 5 форм власти:
Допвопрос: Как вы считаете какая из форм власти является наиболее эффективной?
Власть,
основанная на вознаграждении.
15 (2) Организационные структуры как объект стратегических изменений
Организационная структура управления – это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Анализ
взаимоотношений между
Допвопрос:
Что подразумевается под НИОКР?
Научно-исследовательские и
Что значит
линейные отношения? Это отношения
между руководителем и его
подчиненными
16 (2) Функции менеджмента и принципы менеджмента
Функция менеджмента - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект менеджмента.
Каждая
функция менеджмента
В теории
и практике менеджмента существуют
различные подходы к
Все основные (общие) функции управления выполняются в каждом подразделении на любом уровне управления любой социально-экономической системы.
Конкретные функции управления - функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления. К конкретным функциям относятся: производственные функции (технические, технологические, организация труда и т.п.); управление НТП; экономические функции; политические функции.
Специальные Функции Управления
- функции,
состав которых определяется
спецификой деятельности
Все рассматриваемые функции (основные и конкретные) имеют две общие характеристики: они обе требуют принятия решений, и для всех необходимы коммуникации, обмен информацией. Эти характеристики связывают все управленческие функции, и поэтому их часто называют связующими процессами.