Понятие, сущность и задачи рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является исследование правового регулирования рекламы в Российской Федерации.
Задачи исследования:
рассмотреть основные понятия и виды рекламы;
определить правовые основы рекламной деятельности в РФ;
проанализировать договорное регулирование рекламной деятельности;
охарактеризовать ответственность за нарушения законодательства о рекламе.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ!!! (2).docx

— 89.96 Кб (Скачать документ)

Реклама не допускается в  дни траура, объявленные в Российской Федерации. Ограничение рекламы  для отдельных видов товаров  в телепрограммах не распространяется на рекламу, размещенную в месте  события, транслируемого в прямом эфире  или в записи, а также на рекламу  по платным телеканалам с применением  декодирующих устройств. Информация о  телепередачах, логотип телепрограммы  и информация о ней не регулируются статьей закона о рекламе в  телепрограммах и телепередачах.

В не специализирующихся на рекламе периодических печатных изданиях размещение рекламы должно сопровождаться пометкой «реклама»  или «на правах рекламы». Разрешенный  объем рекламы в них составляет 40% от объема издания.13

Распространение рекламы  по сетям электросвязи допускается  только при предварительном согласии абонента, рассылка в режиме автоматического  дозвона запрещена. При справочном телефонном обслуживании реклама должна представляться только после справки, при этом время ее распространения  не должно учитываться в стоимости  услуги телефонной связи.

Закон содержит статью о  наружной рекламе, которая регламентирует распространение наружной рекламы  и определяет порядок размещения рекламных конструкций, а также возникающие в связи с этим правоотношения. В статье, регулирующей рекламу на транспортных средствах, наиболее интересной является часть, которая не признает рекламой размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам.

Реклама алкогольной продукции  и табака разрешается только внутри газет и журналов для совершеннолетних и в местах продаж. На содержание рекламы этой продукции налагается ряд ограничений, в том числе  по защите несовершеннолетних. Запрещено  использовать в рекламе данных товаров  утверждения, что их употребление имеет  важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха, либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

Последняя норма действует  в отношении рекламы пива. Кроме  того, в рекламе пива запрещается  использовать образы людей и животных, включая приемы анимации. Реклама  пива ограничена по времени в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании, она запрещена в печатных изданиях, в радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции для несовершеннолетних, в СМИ, специализирующихся на образовании, охране здоровья и экологии, а также в организациях образования, медицины, в детских, спортивных учреждениях и так далее.

Реклама алкогольной продукции  также не должна размещаться с  использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений. Реклама алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде их чрезмерного потребления.

Рекламные акции, сопровождающиеся раздачей образцов таких товаров, разрешены  только в организациях (местах), где  осуществляется их розничная продажа. К таким акциям не допускается  привлечение несовершеннолетних (как  их участие, так и предложение  им образцов).

Реклама табака и других подобных товаров, не должна осуждать воздержание от курения и в  каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади.

Реклама лекарственных средств  допускается при выполнении определенных требований в отношении ее содержания. В том числе, запрещены ссылки на конкретные случаи излечения, выражения  благодарности и утверждения  или предположения о наличии  у потребителей рекламы заболеваний. Нельзя создавать впечатления о  ненужности обращения к врачу  и необходимости применения лекарства. Согласно закону реклама лекарств может  содержать только информацию из утвержденных в установленном порядке инструкций по применению. Реклама лекарств должна сопровождаться предупреждением о  наличии противопоказаний и включать указание на необходимость ознакомления с инструкцией или консультации у специалистов. В рекламе лекарств не допускается использование образов  медицинских работников. Реклама  рецептурных лекарственных средств  разрешается на специализированных мероприятиях и в печатных изданиях для медиков.

Реклама основанных на риске  игр должна содержать сроки проведения игры и источник информации об организаторе, правилах, призовом фонде. Содержание рекламы игр ограничено несколькими  требованиями, например, нельзя использовать образы людей и животных, создавать  впечатление, что игра является способом заработка, что получение выигрышей  гарантировано, преуменьшать степень  риска. Такая реклама имеет ограничения  по способу, месту и времени распространения.

В рекламе финансовых услуг  должно присутствовать наименование или  имя лица, оказывающего эти услуги. В рекламе банковских, страховых  и иных финансовых услуг не должно быть гарантий будущей доходности. Если в такой рекламе сообщается одно из условий оказания услуг, влияющих на доходы или расходы, которые понесут лица, пользующиеся услугами, то запрещается умалчивать об иных условиях, влияющих на доходы или расходы.14

Государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о  рекламе осуществляет Федеральная  антимонопольная служба России и ее территориальные управления. В своей деятельности они руководствуются Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе”. Данное Постановление одной из функций Федеральной антимонопольной службы (ФАС) устанавливает контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы и наделяет службу полномочиями по принятию соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе приказов, определений, постановлений в пределах своей компетенции в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе. В определении Федеральной антимонопольной службы четко определено, что полномочия данной службы распространяются на сферу рекламной деятельности. Постановление Правительства РФ устанавливает, что ФАС России также вправе вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ее ведения. ФАС России выдает предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями, органами исполнительной власти и местного самоуправления, в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе. ФАС РФ имеет право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушения законодательства и предписания об отмене актов органов исполнительной власти федерального уровня, субъектов РФ и местного самоуправления, противоречащих законодательству РФ о рекламе. Хозяйствующие субъекты и органы исполнительной власти обязаны представлять антимонопольному органу информацию, необходимую для осуществления им государственного контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе.

Законом «О рекламе» установлены  нормы в отношении решений  и предписаний антимонопольного органа в связи с нарушением законодательства РФ о рекламе. Решения, предписания  антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном  суде, однако подача заявления в  суд не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом не вынесено такое определение. Постановление  о применении мер административной ответственности может быть обжаловано, оспорено в установленном законодательством  порядке.

Федеральный закон «О рекламе» устанавливает ответственность  рекламодателя за нарушение большей  части общих и специальных  требований к рекламе. Рекламодатель  также несет ответственность  за соблюдение большей части требований в отношении содержания рекламы  отдельных видов товаров.

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение части общих и специальных требований к рекламе и за соблюдение норм, регулирующих отдельные способы распространения рекламы, а также требования к распространению (размещению) рекламы отдельных видов товаров, наличие предупредительных надписей и/или обязательных сведений. Ответственность за скрытую рекламу и размещение рекламы в школьных учебниках и тетрадях несут рекламораспространители.

Ответственность за соблюдение требований некоторых положений  закона несут рекламодатели и  рекламораспространители, в частности, это относится к соблюдению норм рекламы стимулирующих мероприятий, дистанционных способов продажи товаров, товаров, реклама которых запрещена, некоторых предупредительных надписей, сроков хранения рекламных материалов и т.д.

Рекламопроизводитель в пределах ответственности рекламодателя и рекламораспространителя несет ответственность, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Законом предусмотрено саморегулирование  рекламы. Под саморегулируемой организацией понимается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспрстранителей, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства. Организация саморегулирования имеет право участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел по признакам нарушения его членами законодательства о рекламе, обжаловать в арбитражном суде нормативные правовые акты. Такая организация в праве устанавливать и контролировать соблюдение правил профессиональной деятельности в сфере рекламы, включая профессиональную этику, осуществлять контроль выполнения требований федерального законодательства о рекламе, рассматривать жалобы на действия членов организации.    

 Помимо Закона о рекламе существуют и иные законы, нормативные и правовые акты, обеспечивающие правовое регулирование рекламной деятельности составляющих в совокупности законодательство Российской Федерации о рекламе.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации». В отношении рекламной деятельности действуют нормы, заложенные в следующих статьях:  ст. 1. «Свобода массовой информации», ст. 3. «Недопустимость цензуры», ст. 4. «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации», ст. 58. «Ответственность за ущемление свободы массовой информации».

Закон РФ от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» возлагает (помимо антимонопольных органов) государственный контроль в области рекламы на органы прокуратуры.

Федеральный закон  от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических  средствах и психотропных веществах». В ст. 46. «Запрещение пропаганды в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» освещается порядок ограничения рекламы и освещения информации об обороте наркотических и психотропных веществ.

Федеральный закон  от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Положения, регулирующие порядок защиты ребенка от недобросовестной рекламы, заключены в ч.1 ст.14 «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию».

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ. В ст. 90. «Земли транспорта» рассматривается порядок использования этих земель для размещения рекламы.

Федеральный закон  от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств». В ч.1 ст. 22 «Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию» раскрываются особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию. Организация заключения договоров обязательного страхования и размещение рекламы услуг конкретных страховщиков по обязательному страхованию в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, запрещаются.

Федеральный закон  от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». В ч. 3 ст.51 «Требования к содержанию распространяемой, предоставляемой или раскрываемой информации» устанавливаются требования к содержанию распространяемой или публикуемой информации.

Федеральный закон  от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и  законных интересов инвесторов на рынке  ценных бумаг». Часть 1 ст.5 накладывает ограничения, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг.

Федеральный закон  от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных  пенсионных фондах». Статья 36.27 вводит ограничение маркетинга в фондах осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. В следующих статьях Кодекса раскрыты положения, касающиеся применения рекламы в различных сферах жизнедеятельности и определены меры административной ответственности за допущенные нарушений: ст. 4.5, ч. 1. «Давность привлечения к административной ответственности»; ст. 5.9. «Нарушение в ходе избирательной компании условий рекламы предпринимательской иной деятельности»; ст. 5.12. «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах»; ст. 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров»; ст. 11.21 «Нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги».

Статья 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе».

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) закреплены права потребителей на получение информации о товаре, работе, услуге, продавце, изготовителе, исполнителе. Эта информация должна быть достоверной, в противном случае наступает ответственность рекламодателя не только за ненадлежащую рекламу, но и за нарушение прав потребителей. Следующие статьи составляют и нормы рекламного права: ст. 8. «Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)»; ст. 9. «Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)»; ст. 10 «Информация о товарах (работах, услугах)».

Кроме нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения практически в любой сфере  деятельности, в том числе и  в рекламной, существуют общепризнанные нормы, не являющиеся законодательными, тем не менее принимаемые как основа корректного поведения в данной области. Таким является Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты. Однако документ, названный кодексом и подписанный в Москве в 1995 г. рядом общественных организаций, в данном случае не является обязательным для исполнения, а носит лишь рекомендательный характер и может применяться судами в качестве справочного документа в рамках законодательства. Задачами Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты являются: способствование дальнейшей унификации стандартов рекламной деятельности и упрощение перемещения товаров и услуг через границы, что неизменно должно принести пользу потребителям и всему мировому сообществу. В последней редакции Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты сочетается предыдущий опыт с сегодняшним пониманием сущности рекламы как средства обмена информацией между продавцами и потребителями. Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты свидетельствует о том, что промышленность и торговля, включая все стороны, имеющие отношение к рекламной деятельности, признают свою ответственность перед потребителем и обществом.15 Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты устанавливает стандарты этичного поведения, которых с этической точки зрения должны придерживаться все стороны, имеющие отношение к рекламной деятельности: рекламодатели, рекламопроизводители, средства массовой информации. Положения Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты не претендуют на обязательное применение уже по тому, что не дают конкретных разъяснений по вопросам рекламной деятельности, а, скорее, определяют общие принципы поведения в данной сфере. Следует учитывать, что Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты подразумевает следование не только своей букве, но и духу. В документе определены основные принципы рекламной деятельности: 1) вся реклама должна быть законной, пристойной, честной и достоверной; 2) всякая реклама должна разрабатываться с высокой степенью ответственности перед обществом и соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности; 3) никакая реклама не должна дискредитировать рекламную деятельность в глазах общества. Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты содержит основные правила, соблюдение которых, по мнению Международной торговой палаты, должно обеспечить справедливый баланс между интересами коммерческих организаций и потребителей. Далее будут рассмотрены основные из них с целью определения общей направленности развития международной профессиональной этики в рекламной деятельности. Согласно Международному кодексу рекламной практики Международной торговой палаты, реклама не должна: 1) содержать заявлений или изображений, нарушающих общепринятые нормы пристойности; 2) злоупотреблять доверием потребителя и недостатком у него опыта или знаний; 3) без обоснованных причин играть на чувстве страха, на суевериях и предрассудках; 4) содержать ничего, что могло бы спровоцировать акты насилия; 5) поддерживать дискриминацию по расовому, религиозному или половому признаку; 6) содержать заявлений и образов, которые непосредственно или косвенно, умышленно или по оплошности, за счет замалчивания, двусмысленности или преувеличений могут ввести в заблуждение потребителя, в частности по отношению к таким характеристикам, как: а) характер, сорт, состав, метод и дата изготовления, пригодность к применению, диапазон применения, количество, компания-изготовитель и страна изготовления; б) ценность продукции и реально оплачиваемая цена; в) другие условия платежа, такие как продажа в рассрочку, долгосрочная аренда, выплата по частям и продажа в кредит; г) доставка, обмен, возврат, ремонт и техническое обслуживание; д) гарантийные условия; е) авторские права и права промышленной собственности, такие как патенты, товарные знаки, конструкции и модели, торговые наименования; ж) официальное признание или одобрение, присуждение медалей, призов и дипломов; з) размеры преимуществ в случае участия в благотворительных мероприятиях; 7) содержать свидетельств или ссылок на них, если они не являются подлинными и не основаны на опыте лиц, их дающих. Не должны использоваться свидетельства или ссылки, которые устарели или уже неприменимы по другим причинам; 8) содержать прямую либо косвенную клевету на любую фирму, промышленную или коммерческую деятельность (профессию) и на любую продукцию. Клеветой считается также попытка вызвать презрение или насмешку; 9) содержать образы любых лиц (или ссылки на них), как частных, так и занимающих общественные посты, без получения от них предварительного согласия на это. Реклама также не должна без предварительного на то разрешения изображать собственность любого лица (или ссылаться на нее) способом, который может создать впечатление о подтверждении этим лицом содержания рекламы; 10) необоснованно использовать наименования или аббревиатуры других фирм, компаний или организаций, а также престиж, присущий тому или иному лицу, товарному знаку или продукции другой фирмы; 11) имитировать общую композицию, текст, лозунги, видеоряд, музыку, звуковые эффекты и другие элементы других реклам таким образом, при котором она может ввести в заблуждение или быть принята за другую рекламу; 12) без оснований, объяснимых образовательными или социальными причинами, содержать изображения или любые описания опасных ситуаций, в которых проявляется пренебрежение мерами безопасности. Особенная осторожность должна проявляться в рекламе, предназначенной для детей и молодежи или изображающей их; 13) злоупотреблять свойственной детям доверчивостью или отсутствием опыта у молодежи, а также злоупотреблять их чувством долга; 14) содержать никаких заявлений и образов, способных нанести детям и молодежи физический или моральный вред, если реклама предназначена для них или способна оказать на них влияние; 15) быть выполнена таким образом, чтобы само сравнение не могло оказаться вводящим в заблуждение, а также должна соответствовать правилам добросовестной конкуренции.16

Информация о работе Понятие, сущность и задачи рекламы