Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование правового регулирования рекламы в Российской Федерации.
Задачи исследования:
рассмотреть основные понятия и виды рекламы;
определить правовые основы рекламной деятельности в РФ;
проанализировать договорное регулирование рекламной деятельности;
охарактеризовать ответственность за нарушения законодательства о рекламе.
В Международном кодексе
рекламной практики Международной
торговой палаты отдельно прописаны
нормы для рекламы, адресованной
детям по отношению к продукции,
как продаваемой, так и предоставляемой
бесплатно. В данном случае нормы
Международного кодекса рекламной
практики Международной торговой палаты
распространяются на продукцию, предназначенную
для детей моложе 14 лет или
рекламируемую в средствах
Таким образом, разработка рекламного
законодательства на переходном этапе
развития России осуществлялась в предельно
короткие сроки, как реакция государственных
структур на возникающие конфликтные
ситуации. Процесс развивался от закрепления
отдельных правовых норм в законодательных
и нормативных актах, опосредованно
связанных с рекламной
Глава 2. Договор на оказание рекламных услуг
Договор возмездного оказания услуг был впервые выделен в качестве самостоятельного вида договора в новом Гражданском кодексе Российской Федерации. Своеобразие указанного вида договора заключается в том, что он регулирует большое количество разнообразных услуг, оказываемых в различных областях деятельности, имеющих различные цели. Объединяющим фактором служит характер всех этих услуг: их результат не имеет овеществленного выражения. «Предметом договора оказания услуг являются сами действия или определенная деятельность. Она может заключаться в оказании медицинской помощи, проведении консультаций. В некоторых случаях при оказании подобного рода услуг достигается и материальный результат, но он является скорее способом, орудием достижения неовеществленного результата». Договор на оказание рекламных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг. (Гражданское право: Учебник /Под ред. С.П. Гришаева -- М.: Юристъ, 2007. С.305)
По своей
правовой природе договор
Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик. В их качестве могут выступать как граждане, так и юридические лица, так как статья не содержит каких либо ограничений в отношении участников договора. Участников договора именую услугодателем и услугополучателем. Однако, специальный субъективный состав этого договора может быть предусмотрен законом или вытекать из характера услуги. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). 2-е изд., испр. и доп. / О.Н. Садиков. -- М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ: Издательская группа ИНФРА М -- НОРМА, 2004. С. 348.
Субъекты хозяйственной деятельности, выступающие исполнителями услуг по рекламе, подразделяются на два вида: рекламопроизводители и рекламораспространители.
Причем, довольно часто обе функции выполняет один и тот же субъект хозяйственной деятельности, одновременно изготавливающий рекламные материалы и затем размещающий их.
Практика показывает, что в этих случаях исполнитель и заказчик заключают между собой смешанный договор, предметом которого является выпуск какого-либо вида рекламной продукции и оказание услуг по их размещению.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ «Договор возмездного оказания услуг»:
«По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч.1 принят Государственной Думой 21 октября 1994 года, Ч.2 принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года в ред. ФЗ от 12.08.96 №110 ФЗ.
Иными словами, согласно указанной статье по договору об оказании рекламных услуг исполнитель - организация, осуществляющая деятельность в сфере оказания рекламных услуг, обязуется оказать услуги рекламного характера в соответствии с заказом, а заказчик в свою очередь, обязуется принять и оплатить эти услуги.
Оплата выполненных услуг производится в соответствии со статьей 781 ГК РФ:
1. Заказчик обязан оплатить
оказанные ему услуги в сроки
и в порядке, которые указаны
в договоре возмездного
2. В случае невозможности
исполнения, возникшей по вине
заказчика, услуги подлежат
3. В случае, когда невозможность
исполнения возникла по
Заказчик рекламы вправе
отказаться от исполнения договора об
оказании рекламных услуг, но при
этом он обязан оплатить исполнителю -
организации, осуществляющей деятельность
в сфере рекламных услуг
Исполнитель - организация, осуществляющая деятельность в сфере рекламных услуг, также может отказаться от исполнения обязательств по договору об оказании рекламных услуг, но лишь при условии полного возмещения убытков, понесенных в связи с этим, заказчику рекламы. Гражданское право. Учебник Под ред. С. П. Гришаева М. Юристъ, 2007. С.306
Проанализировав положения главы 39 ГК РФ можно сделать вывод, что правовое регулирование возмездного оказания услуг имеет ряд отличительных особенностей:
1. В договоре возмездного
оказания услуг участвуют
2. Отсутствует материальный
результат действия, а значит, оплачивается
услуга как таковая:
3. Согласно статье 780 ГК
РФ отсутствует возможность
4. Согласно пункту 2 статьи
781 ГК РФ в случае невозможности
исполнения, возникшей по вине
заказчика, услуги подлежат
5. Риск неисполнения договора
по обстоятельствам, не
6. Существует возможность
одностороннего отказа от
- при отказе со стороны
заказчика он обязан на
- при отказе со стороны исполнителя - последний, согласно пункту 2 статьи 782 ГК РФ, компенсирует убытки заказчика.
Необходимо отметить, что схожесть правового регулирования договора возмездного оказания услуг и договора подряда дает возможность регулирования правоотношений, связанных с договором возмездного оказания услуг, нормами договора подряда, что отражено в статье 783 ГК РФ:
«Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг».
Требования к содержанию
и распространению рекламы
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 15 марта 2006 г. N 51, в "Парламентской газете" от 17 марта 2006 г. N 37, от 23 марта 2006 г. N 41, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 12 ст. 1232. За время своего существования Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" претерпел немало изменений и дополнений.
В Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" внесены изменения следующими документами:
Некоторые из указанных изменений рассмотрим более подробно:
Изменения, внесенные в
Федеральный закон от 13 марта 2006
г. N 38-ФЗ "О рекламе" Федеральным
законом от 27 октября 2008 г. N 179-ФЗ.
Вносимыми изменениями отменяется обязательное
получение разрешения федерального органа
исполнительной власти в области связи
для размещения рекламы на почтовых отправлениях.
Старый текст:
Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях части 5 статьи 18 - 5. Размещение рекламы на почтовых отправлениях допускается при наличии разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области связи в определяемом Правительством Российской Федерации порядке.
Новый текст:
Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
часть 5 статьи 18 - 5. Утратила силу.
Изменения, внесенные в
Федеральный закон от 13 марта 2006
г. N 38-ФЗ "О рекламе" Федеральным
законом от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ.
Изменения связаны с предоставлением
Госкорпорации "Ростехнологии" полномочий
по содействию разработке, производству
и экспорту высокотехнологичной промышленной
продукции, а также с формированием ее
имущества.
Установлено, что право на внешнеторговую
деятельность в отношении продукции военного
назначения, предоставленное организациям,
которые войдут в состав корпорации, сохраняется
за ними на весь период его действия и
может быть продлено.
Аналогичные права предоставлены организациям,
не менее 51% акций (долей, имущества) которых
находится в федеральной собственности
и передается "Ростехнологиям" в
качестве имущественного взноса России,
или же организациям, 100% акций которых
находится в собственности этой корпорации.
Определены особенности приватизации
имущества ФГУПов, преобразуемых в ОАО,
100% акций которых находится в федеральной
собственности и передается Госкорпорации
в качестве имущественного взноса России.
Требование об обязательном предложении
о приобретении акций ОАО не распространяется
на приобретение акций в целях формирования
имущества госкорпорации, созданной за
счет имущественного взноса.
Старый текст:
пункт 2 статьи 3 - 2) объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
Новый текст:
пункт 2 статьи 3 - 2) объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.