Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа
Очевидно, уже не требует специальных доказательств то, что успешная деятельность предприятия на современном конкурентном рынке возможна лишь на основе применения принципов маркетинга, предполагающих нацеленность на достижение конечного практического результата, путем активного приспособления к потребностям и спросу покупателей и целенаправленным воздействием на них. Это дает возможность ориентировать всю деятельность предприятия на долговременный результат, который выражается в овладении определенной долей рынка, достижении определенных показателей реализации товаров или услуг, нормы и массы прибыли и т.д.
Введение
I. Теоретический аспект принятия решений в маркетинге
1.1. Понятие и природа управленческих решений
1.2. Технология и организация процесса принятия решений
1.3. Оценка эффективности решения
II. Принятие решений в маркетинге
2.1. Анализ рыночных возможностей
2.2. Отбор целевых рынков
2.3. Разработка комплекса маркетинга
III. Планирование влияния управленческих решений в маркетинге
3.1. Сущность планирования
3.2. Этапы, виды и принципы планирования
3.3. Планирование решений в маркетинге
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Подольский институт (филиал) МГОУ
им. В.С. Черномырдина
Кафедра менеджмент организации
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Управленческие решения
Тема: «Принятие решений в маркетинге»
Выполнил: студент
группы 9-51
Чемурова Д.А.
Проверил: Макарова Е.Е.
Подольск, 2012
Содержание
Введение |
3 |
|
4 |
|
4 |
|
7 |
|
14 |
|
16 |
|
16 |
|
17 |
|
19 |
|
22 |
|
22 |
|
23 |
|
26 |
Заключение |
30 |
Список литературы |
31 |
Введение
Одной из характерных черт современной российской экономики по праву считается юридическая и экономическая самостоятельность отечественных предприятий. В то же время, обретя долгожданную свободу, большинство из предприятий столкнулось с весьма серьезными трудностями, препятствующими не только их собственному развитию, но и выходу экономики страны в целом из кризисного состояния, в котором она находится в настоящее время. Эти трудности связаны с явным недостатком у руководителей предприятий опыта и навыков стратегического мышления, что приводит зачастую к импульсивности и непредсказуемости принимаемых ими управленческих решений, и продиктованных порой чисто личными корыстными интересами. Это явилось следствием нестабильности правовой и экономической среды и привело к возникновению так называемой экономики физических лиц, для которой характерно то, что «...свободная конкуренция предприятий в сфере предложения и спроса товаров и услуг как одно из условий эффективной рыночной экономики уступает место сговору и противоборству физических лиц, быстро приобретающим криминальную окраску...». В итоге, накапливаются социальные противоречия и снижается нравственный уровень населения.
В итоге, новый, конкурентный этап развития российской экономики с неизбежностью потребует от предприятий эффективного менеджмента, основанного на стратегическом мышлении с применением передовых достижений науки управления, маркетинга и психологии. Тогда личные интересы руководителей будут органически исходить из экономических интересов предприятий, необходимости их развития на основе эффективного управления. При этом выживаемость предприятий в условиях жесткой рыночной конкуренции, их успех на рынке будут поставлены в прямую зависимость от оптимальности и адекватности конкретным ситуациям принимаемых руководителями управленческих решений.
Очевидно,
уже не требует специальных
Таким образом, от принятия именно маркетинговых решений, их эффективности во многом зависит успех или неудача предприятия на современном рынке, независимо от сферы его деятельности, величины, формы собственности и юридического статуса.
Управление осуществляется через решения, принимаемые руководителем. В самом общем виде решение – это волевое действие, предполагающее предварительное осознание цели и средств действия, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его воплощения. Согласно исследованиям американского ученого Г. Саймона под управленческим решением понимают выбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуации.
Как относительно самостоятельная область исследований, проблема разработки и принятия управленческих решений сложилась примерно к середине 60-х гг. 20 в., благодаря, в основном, работам американских ученых Г. Саймона, Дж. Марча и Р. Сайерта. Это новое направление, обозначенное в американском менеджменте как «школа принятия решений», находилось на стыке теории организации, моделирования, экономики и социологии. В дальнейшем, в 70—80-х гг., границы исследований на основе идей принятия решений сильно раздвинулись.
Среди множества проблем современного менеджмента одной из важнейших является разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия.
Процессы
принятия управленческих решений занимают
центральное, иерархически главное
место в структуре
В
условиях рыночного механизма
В маркетинге под рынком понимают совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в некотором товаре и имеющих возможность для удовлетворения этой потребности, и продавцов, работающих в рамках законодательства и связанных определенными финансово-экономическими отношениями.
Объектом маркетинговых решений могут являться предприятие в целом, его отдельные структурные подразделения (производственные цеха, отдел снабжения, бухгалтерия, отдел сбыта, отдел маркетинга и т.д.), отдельные экономические показатели (оборот, прибыль, издержкки и т.д.), а также элементы процессов производства и сбыта продукции (упаковка товаров, хранение, транспортировка, реализация).
Важно знать, что управление маркетингом – важнейшая функциональная часть общей системы управления предприятием, направленная на достижение согласованности внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для обеспечения эффективной деятельности.
Самое же маркетинговое решение предполагает руководство к действию в маркетинговой проблемной ситуации, формирование которого подразумевает ответы на вопросы: Что именно делать, кому, как, где и когда? Поскольку выбранное решение должно приводить к конкретному действию и оптимальному результату, ЛПР формирует его через борьбу побудительных мотивов и выработку установки (состояние готовности к действию).
Оптимальное маркетинговое решение – это решение, обеспечивающее экстремум (максимум либо минимум) критерия выбора решения индивидуальным ЛПР или удовлетворяющее выбранному принципу согласования мнений в случае группового ЛПР.
Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сводится к выбору направления действий. Трудно принять хорошее решение. Второй момент состоит в том, что принятие решения – это психологический процесс. Все мы по опыту знаем, что человеческое поведение не всегда логично. Иногда нами движет логика, иногда чувства. Поэтому неудивительно, что способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных. Здесь важно помнить, руководитель находится под воздействием таких психологических факторов, как социальные установки, накопленный опыт и личные ценности.
Хотя любое конкретное решение редко относится к какой-то одной категории, можно утверждать, что по подходу к принятию решения, оно имеет интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер.
Интуитивное решение включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Здесь присутствует как бы "шестое чувство", озарение. Менеджер, принимающий решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием "за" и "против" по каждому варианту, это выбор, сделанный на основе ощущения, что он правилен. Часто опытные руководители, приняв правильное решение, затрудняются объяснить, как они это делали. Однако менеджеры, полагающиеся исключительно на интуицию, сталкиваются со случайностью, и, с точки зрения статистики, шансы их на правильный выбор невысоки.
Решения, основанные на суждениях, основываются на общих знаниях, здравом смысле и имеющемся у менеджера позитивном или негативном опыте. Используя все это, выбирается тот вариант, который принесет наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. С другой стороны, опыт, на который возлагаются большие надежды, может отсутствовать, если решение принимается впервые; действуя же по аналогии, легко упустить другие, более выгодные варианты решений, сознательно или бессознательно избегая вторжения в новые области.
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению. В связи с этим можно различать уравновешенные, импульсные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде, чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в большом количестве, но не в состоянии их хорошо проверить, уточнить, оценить. Поэтому эти решения оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками".
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых трудностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверх критичным подходом к делу. Они еще в меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Рациональные решения. Это решение, которое основывается на базе аналитического процесса, экономического анализа, обоснования и оптимизации. Главное различие между решением рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта.
Согласно общим принципам управления управленческое решение должно отвечать определенным требованиям, а именно:
•быть научно обоснованным, то есть формироваться с учетом объективных закономерностей - тех технологических, экономических, организационных особенностей объекта, влияние на деятельность которых будут производить решения;
•быть целенаправленным, чтобы точно соответствовать целям, которые поставлены перед объектом управления или перед его отдельным подразделением;