Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа
Очевидно, уже не требует специальных доказательств то, что успешная деятельность предприятия на современном конкурентном рынке возможна лишь на основе применения принципов маркетинга, предполагающих нацеленность на достижение конечного практического результата, путем активного приспособления к потребностям и спросу покупателей и целенаправленным воздействием на них. Это дает возможность ориентировать всю деятельность предприятия на долговременный результат, который выражается в овладении определенной долей рынка, достижении определенных показателей реализации товаров или услуг, нормы и массы прибыли и т.д.
Введение
I. Теоретический аспект принятия решений в маркетинге
1.1. Понятие и природа управленческих решений
1.2. Технология и организация процесса принятия решений
1.3. Оценка эффективности решения
II. Принятие решений в маркетинге
2.1. Анализ рыночных возможностей
2.2. Отбор целевых рынков
2.3. Разработка комплекса маркетинга
III. Планирование влияния управленческих решений в маркетинге
3.1. Сущность планирования
3.2. Этапы, виды и принципы планирования
3.3. Планирование решений в маркетинге
Заключение
Список литературы
И наконец, в ходе планирования устанавливаются стандарты и нормы, которые можно использовать для контроля за ходом работ. Если мы не уверены в том, к какой цели стремится наша компания, как нам определить, действительно ли она достигнута? При планировании устанавливаются конкретные цели. Затем, выполняя функцию контроля, менеджеры сравнивают фактические показатели работы с запланированными, выявляют все более или менее значительные отклонения и предпринимают необходимые корректирующие действия. Таким образом, без четких планов управленческий персонал не смог бы осуществлять эффективный контроль над деятельностью своей организации.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Приведенный порядок планирования широко распространен на американских фирмах. На отечественных предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:
В соответствии с этими этапами выделяют три вида планирования – стратегическое, тактическое и оперативное.
Стратегическое планирование – это планирование на перспективу, которое указывает направление действий для обеспечения реализации миссии предприятия. Главное отличие стратегического планирования от других методов планирования заключается в следующем:
1)
плановая работа нацелена на
будущее, а не описывает
2)
стратегический план не
3)
в системе стратегического
Тактическое планирование – это планирование на средние промежутки времени, в рамках которых происходит реализация конкретного управленческого решения относительно выпуска продукции или освоения нового рынка или укрепления позиций на старом с указыванием необходимых для этого ресурсов. Содержание этих планов охватывает обычно отрезок времени в 1-2 года.
Оперативное планирование – это планирование работы на короткие промежутки времени (в пределах одного года с разделением на кварталы и месяцы), в процессе которого детализируются планы подразделов и служб предприятия (вплоть до отдельных рабочих мест) и происходит их коррекция в связи с изменением обстоятельств, которые не были предусмотрены при составлении тактических планов.
Все три вида планирования должны согласовываться между собой и составлять единую целостную систему планов, стержнем которой является генеральная цель, миссия предприятия, которая может быть реализована лишь при условии детальной проработки всех аспектов среды ведения хозяйства и внутреннего потенциала предприятия.
Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата.
В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.
Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:
Процесс планирования маркетинга является частью плановой системы предприятия в целом. Единый стратегический план представляет собой совокупность планов определенных видов деятельности (производства, исследований и разработок, финансов, кадровой политики и т.п.), среди которых важное место занимает и маркетинг.
Маркетинговое
планирование, как правило, осуществляется
в два этапа: вначале ведется
разработка стратегического плана,
а затем предоставляются планы
реализации стратегий (план действий или
оперативные планы и программы)
Основная управленческая задача руководства фирмы (предприятия) при использовании планирования состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях. Эффективная реализация всех функций маркетинга на должном уровне малореальна без продуманного и всеобъемлющего планирования.
Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой задач и действий в будущем. План оптимального распределения ресурсов для достижения поставленной цели.
Эффективное внутрифирменное планирование предполагает необходимость соблюдения следующих основных принципов:
-
оно должно обладать
-
планированием должны
-
уровень компетенции в
Связь между системой маркетинга и планированием носит активный, двусторонний характер. Цели маркетинговой деятельности оказывают решающее воздействие на характер, временной горизонт и на систему планирования. Вместе с тем реализация маркетинговой деятельности в определенной последовательности осуществляется во взаимоувязке с комплексной программой (планом) маркетинга. Проявлением плановости при реализации маркетинговых мероприятий являются разработка и реализация программы маркетинга, которая фактически представляет собой генеральный план и определяет содержание всех остальных планов предприятия.
Планирование в маркетинге направлено на решение следующих главных проблем:
-
определение целей (например, освоение
новых товаров или рынков, решение
проблемы
-
формирование структуры и
-
определение характера
-
определение общей организации
процесса и рамок планирования
(уровни компетенции и
Важнейшими составными частями фирменной плановой работы, осуществляемой на основе принципов и методов маркетинга, являются стратегическое планирование и планирование (составление плана) маркетинга.
Здравый смысл подсказывает, что фирме, выходящей на внешний рынок, надо предлагать первоначально товары, которые она уже производит и продает на внутреннем рынке, а не пытаться торговать чем-нибудь новеньким. Естественно, этот традиционный для фирмы товар должен соответствовать требованиям потенциальных внешних покупателей по своим потребительным свойствам; быть конкурентоспособным по этим показателям и цене; удовлетворять потребности, которые конкурирующие товары либо не удовлетворяют совсем (это наиболее желательный вариант), либо удовлетворяют недостаточно хорошо.
Следующий этап "предпланирования" — выбор рынков, на которых целесообразно работать (выходить или продолжать деятельность) с данным товаром.
Исходя из имеющихся товаров и прогнозов рыночной обстановки, устанавливают задание каждому отделению фирмы: объемы продаж в физических единицах и денежном выражении (сбытовые квоты). Среди товаров выделяют обычно новые товары, еще не завоевавшие рынок, а потому требующие повышенного внимания, затем традиционные товары, пользующиеся устойчивым спросом, и, наконец, товары слабые, спрос на которые падает либо неопределенен в своих тенденциях. Не имеет значения, о дорогих или дешевых изделиях (услугах) идет речь: важно, что они различаются по степени новизны и тенденциям спроса.
Важный этап планирования — установление цен. Максимум и минимум приемлемой цены определяют при рассмотрении наилучшей стратегии маркетинга по каждому товару, в плане же маркетинговой деятельности определяют прейскурантные (объявляемые для всеобщего сведения) цены, а также скидки и надбавки, на которые следует идти во время переговоров, когда формируются контрактные цены. Для определения цены имеет первостепенное значение превышение спроса над предложением, затем собственные издержки (не только себестоимость, но и транспортные, страховые, таможенные и иные расходы), а далее цены, предлагаемые конкурентами; затевать, "войну цен" можно только после тщательного анализа того, к каким последствиям она приведет и не вызовет ли опасных убытков.
Объем отчислений на маркетинг по отношению к общему объему продаж — вопрос, который каждая фирма решает самостоятельно, исходя из опыта конкурентов и соображений о том, какую роль играет деятельность службы маркетинга в достижении поставленных целей фирмы. Готовых рецептов на все случаи жизни нет, общим же правилом является то, что чем менее "серьезен" и более "массов" товар, тем большими должны быть отчисления на маркетинг (изучение рынка, формирование товарного ассортимента, товародвижение, реклама и стимулирование сбыта). Правильное распределение выделенных средств между этими отделами службы маркетинга требует анализа как опыта конкурентов, так и собственной практики. По сути, оно идет методом проб и ошибок (поэтому вредно как придавать ошибкам трагическое значение, так и упорствовать в них).
Процедура планирования должна представлять собой диалог между высшими уровнями руководства, занятыми стратегическими проблемами, и низшими, решающими тактические задачи. Высшее руководство не может предусмотреть все частные ситуации на рынках, от которых оно к тому же и отделено в пространстве, однако такой предусмотрительности от руководителей такого ранга и не требуется. Они обязаны лишь помнить и учитывать в своей работе частные идеи и планы низших руководителей и оперативных работников, поскольку эти идеи и планы обычно хорошо отражают сильные и слабые стороны местных условий торговли и вообще рыночной деятельности (реклама, продвижение товара и т. д.). Непрерывность диалога, побуждение низших руководителей к инициативным предложениям, эффективное вознаграждение за такие предложения — действенный путь к оптимизации отношений между разными уровнями руководства. Между прочим (хотя это и не относится прямо к процедурам планирования), многие фирмы устраивают многодневные "экскурсии" для работников центрального управленческого звена за границу, где люди знакомятся с работой сотрудников иностранных филиалов фирмы, в неформальной обстановке проникаются спецификой работы на данном рынке, лучше начинают понимать трудности и запросы людей, работающих в филиале. Для руководителей же маркетинговых служб и маркетинговых подразделений считается обязательным хотя бы один раз в год побывать в иностранном филиале фирмы, чтобы воочию, а не по бумагам ознакомиться с состоянием дел. Той же цели (откровенные беседы и обмен мнениями в неформальной обстановке с высшим руководством) служат и периодически созываемые конференции сотрудников иностранных отделов.
Процедура планирования представляет собой не линейный, а кольцевой, циклический процесс. Составлением плана маркетинга она отнюдь не ограничивается. Принятый наверху план должен иметь возможность изменяться в соответствии с поступающими снизу данными, корректироваться в соответствии с реальностями внешней среды маркетинга.