Разработка стратегии позиционирования бренда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является обоснование важности перспективной на сегодняшний день технологии брендинга как неотъемлемой части рекламной кампании фирмы.
Объектом исследования является вышеупомянутая технология брендинга на мировом рынке так называемых брендов или торговых марок, в частности на казахстанском рынке товаров и услуг.

Работа состоит из  1 файл

Курс 2.docx

— 205.76 Кб (Скачать документ)
    
           
           
    

    Больше 
 

    Переменная 
 

    Меньше 
 

          Меньше        Переменная Больше 

    Рис. 2. Карта восприятия 

    Важное  место в позиционировании занимает дифференциация, которая означает выбор  одной из важных функциональных характеристик  продукта (услуги), или формулировку выгоды от его использования, или создание дополнительной характеристики продукта и выгоды от его использования. Можно выделить определённые критерии позиционирования. Для позиционирования пригодны самые неожиданные критерии, так как идея торговой марки напрямую связана с потребительской психологией. Критериями позиционирования могут выступать размер, пол, цена, возраст, социальная группа или субкультура, время суток, государственная принадлежность, региональная принадлежность, противопоставление, способа товародвижения и др. Позиционирование – это тот якорь, который позволяет людям различать торговые предложения и запоминать их. Можно искать отличие своей марки по любому критерию, значимому для потребителя и вытекающему из специфики конкретной рыночной ниши. Полезно сверять позицию своей марки с данными анализа маркетинговых коммуникаций конкурентов.

    Качество может стать дифференцирующей идеей лишь в исключительных случаях, потому что на конкурентном рынке качество товара является обязательным условием, а не отличием среди однородных товаров.

    Творчество как отличительная идея марки – тоже сложный критерий для позиционирования, так как реклама – это по определению творческая деятельность, которая призвана способствовать продаже марки, а не развлекать потребителей. Хорошо, если она развлекает, но в рамках позиционирования марки. Реклама должна не заменять или корректировать марочную идею, а драматизировать её с целью привлечения потребителей к конкретной марке. В ней может быть всё: юмор, сатира, секс, - но реклама должна указывать причину покупки именно вашей марки, а не товарной категории вообще.

    Низкая  цена может быть идеей торговой марки, если компания конкурентоспособна по издержкам и конкуренты не могут скопировать эту стратегию. У местной марки Crazy Cola доля рынка выше, чем у Pepsi и Coca-Cola. Это временное явление, связанное с бедностью населения. Цена у местного напитка в два раза ниже, но вряд ли марка удержит свою позицию в случае роста доходов населения, потому что конкурентной идеи у марки нет.

    Хочется напомнить, что брендинг является неценовым способом конкуренции, поэтому мы можем говорить о цене как отличительной идее применительно к очень небольшому числу марок, долгосрочная стратегия которых заключается в конкуренции по издержкам, основанной на больших объёмах производства. Примерами могут служить также Southwest – американская авиакомпания для местных перелётов, которая использует самолёты только одной модели и экономит на подготовке персонала; не кормит пассажиров во время полётов; не бронирует места, а использует свободную рассадку; не пользуется дорогостоящими центральными аэропортами, поэтому может себе позволить быть недорогой компанией и, соответственно, конкурировать по цене.

    При грамотном подходе, создавая новую  торговую марку, компания определяется с её ценовой нишей, а далее  ищет дифференцирующую идею, на которой  можно построить производственную и маркетинговую стратегию.

    Чаще  всего цена является не критерием  для позиционирования конкретной торговой марки, а критерием, который определяет границы существования для множества  марок в товарной категории.

    Ещё один сложный критерий для позиционирования – широта ассортимента – может быть отличительным признаком для очень небольшого числа марок, например, для издательств, для специализированных магазинов детских игрушек, элитных напитков, товаров для вечеринок и других торжеств.

    Таким образом, можно выделить следующие  стратегии в области позиционирования:

  • быть первым в новой товарной категории или сегменте товарной категории (первым выпустить фотоаппарат, микроволновую печь, телефонный автоответчик, видеоигру, светлое пиво, электронную энциклопедию);
  • быть первым с новой выгодой или новой идеей: кредитная карточка для оплаты повседневных покупок, мобильный поиск в Интернете;
  • быть первым товаром, который связан с восприятием ключевой компетенции страны (воспринимаемая потребителями ключевая компетенция Японии – это производство технологических новинок, машин и электроники, Франции – вино и парфюмерия, России – водка, оружие, балет);
  • владение атрибутом, то есть одним из важных функциональных или потребительских свойств товара: предотвращать кариес, освежать, отбеливать зубы, избавлять от боли;
  • быть лидером по какому-либо показателю: по объёму своих продаж, числу выпущенных новинок, количеству удачных проектов и др.;
  • иметь глубокие исторические корни и традиции, географическое происхождение и специфическое местоположение;
  • специализироваться на выпуске товаров для аудитории, выделенной по специфическому признаку: возрасту, полу, субкультуре, размере, сезону и т. п.;
  • специализироваться на чём-либо уникальном: производстве специальных часов для спортсменов, производстве инструментов для операции шунтирования, повседневной одежде для молодых духом, одежде из шерсти и хлопка для молодых и жизнерадостных, быть законодателем в области авангардной моды;
  • специализироваться на уникальных ингредиентах, рецептуре, дизайне, конфигурации продукта или упаковки: квадратные гамбургеры, пирог-субмарина, в рецептуре используется уникальный корень, который растёт только в определённом месте в ограниченном количестве.

    Большинство казахстанских торговых марок имеют  довольно размытые позиции, несмотря на уверенность их владельцев в обратном. Большая их часть построена не по принципу отличия, а по принципу «и я тоже». Даже на быстроразвивающихся технологических рынках казахстанские марки пока ещё не проходят стадию самоидентификации, не сумев сформировать и закрепить в сознании потребителей свои отличительные особенности.

    Факт  остаётся фактом, торговая марка становится брендом, если у неё есть предложение, благодаря которому потребитель  отличает её от конкурентов.

    В заключение пункта можно вывести 12 законов позиционирования.

    1. Не упускать из виду маневры  конкурентов.

    2. Стандартных способов достижения  успеха не существует. Хороша  любая стратегия, которая позволяет  достичь цели.

    3. В бизнесе маркетинговая идея  управляет творчеством.

    4. Не принимать желаемое за действительное. Ответ на вопрос, как потребители воспринимают торговую марку, и есть позиция.

    5. Покупатели видят то, что хотят  видеть, и вам их не переубедить.

    6. Потребители говорят одно, думают  другое, покупают третье.

    7. Позицию марки нельзя придумать,  её нужно нащупать и проверить  правильность находки.

    8. Если марка отличается от других  – её заметят.

    9. Продукт и марка – это не  одно и то же, а имя марки  – это не её позиция.

    10. Найти незанятые и значимые  для потребителя свойства и  выгоды. Сфокусировать на них  внимание фирмы и внимание  потребителей.

    11. Марка может заострять внимание  на одной детали, а доход получать  совершенно из другого источника.

    12. Соблюдать баланс между краткосрочными  выгодами и стратегическими планами,  всё краткосрочное вредит имиджу  марки. 

    2.3  Разработка атрибутов  бренда 

    Индивидуальность  марки предъявляется потребителям через такие элементы как название, система фирменного стиля и содержание маркетинговых коммуникаций. Именно эти компоненты марки в первую очередь формируют имидж марки.

    Индивидуальность  начинается с имени.

    Не  каждое название пригодно для того, чтобы стать торговой маркой. Дело не в лингвистических особенностях того или иного слова, а в том, что название должно учесть массу  факторов, оказывающих влияние на успех или неуспех будущей  торговой марки. К таким факторам относится соответствие названия потребительским  характеристикам товара и целевой  аудитории, лёгкость в произнесении и оригинальность, возможность использования  на других языках. Со временем становится всё сложнее и сложнее придумывать  подходящее никем не зарегистрированное название для торговой марки.

    Впечатление, производимое словом, зависит от сочетания  звуков и начертания букв. Типы названий, которых следует избегать, - это  личные фамилии, термины-описания, аббревиатуры и слова с неподходящими омонимами  и переводами.

    Имя торговой марки –  это фонема, то есть звучание слова, никак не связанное с его графическим начертанием. Неблагозвучное имя может негативно влиять на продажи товаров.

    Удачное название:

  • уникально;
  • ассоциируется с товаром или услугой;
  • короткое;
  • легко произносится;
  • хорошо запоминается;
  • легко переводится на разные языки без негативных ассоциаций;
    •         достаточно многозначно, чтобы привлечь разные сегменты потребителей.

    Графическое изображение товарного  знака – графема или логотип – включает шрифт, композицию, цвет, персонаж или другой символ.

    Удачный логотип:

  • оригинален;
  • соответствует характеру товара или услуги;
  • без сложных и мелких деталей;
    • с хорошо воспроизводимой на разных рекламных носителях цветовой гаммой.

    Торговые  марки, носящие имена их создателей, часто становятся предметом судебных тяжб при продаже бизнеса. Ив Сен-Лоран  и другие известные Кутюрье, например, при продаже бизнеса потеряли возможность использовать своё имя  в коммерческих целях.

    Названия-описания чаще всего не выполняют своё основное назначение, а именно не выделяют товар  или фирму из ряда аналогичных  товаров и фирм. Названия-описания характеризуют типовые свойства и качества продукции, которые не являются индивидуальными, а значит, не защищены юридически и потому уязвимы  для копирования конкурентами. Например, компания, выпускающая пиво Miller, придумала марку Light и вложила крупные средства в её раскрутку. Суд признал название общедоступным, с тех пор названия Lite  и Light активно используются конкурентами. То же самое произошло с маркой Wine Cooler, ставшей первой в категории освежающих напитков из вина и сока. Cooler также было признано юристами общеупотребимым словом, что привело к использованию его конкурентами и потере значительной доли рынка марки Wine Cooler.

    Также нужно следить за благозвучностью  перевода. Например, «урода» в переводе с польского означает «красавица». По поводу использования аббревиатур можно привести позитивные примеры раскрученных брендов, таких как BMW или IBM. По поводу этих и нескольких других успешных марок с названиями-аббревиатурами следует сказать, что они были созданы давно в специфических обстоятельствах и успели закрепить свои позиции в сознании потребителей. На сегодняшних насыщенных рынках использование аббревиатур в качестве торговых марок малоэффективно.

    Процесс придумывания названия для торговой марки предполагает знание рынка  её применения, статуса и словаря  потенциальных потребителей марки, знания характерных черт и преимуществ  товара или услуги. На основе этих данных формулируется коммерческое послание марки, которое и является базой  для придумывания названия. Г. Чармэссон иллюстрирует вышесказанное на примере марки Chapulin. Нужно было придумать название для нового сорта конфет, которые представляли собой сладкую арахисовую пасту и имитировали популярную мексиканскую сладость. Целевой аудиторией конфет являлись американцы мексиканского происхождения, живущие в США. Поэтому для конфет было выбрано благозвучное мексиканское слово, звучащее по-детски просто Chapulin, что в переводе с ацтекского означало цикада. Мексиканцы использовали это слово как ласковое обращение к ребёнку.

    Способы образования названия марки разнообразны.

    Можно заимствовать названия из другого языка, выбрав слово в зависимости от того, какое впечатление и ассоциации складываются от его звучания.

    Можно использовать символы, то есть выражать абстрактную идею через осязаемый предмет, например, в автомобильной промышленности традиционно использовались образы животных (Jaguar, Spider, Taurus).

    Ещё один пример для придумывания названий – метонимия, когда название одного объекта используется для обозначения другого благодаря позитивной ассоциативной связи, например craftmaster – для инструментов. Можно искать названия в мифологии, истории, обозначении знаменитых мест; звукоподражании, рифме и симметрии, например, Coca-Cola, Dom Perignon.

    Всё более распространенным приёмом  становится конструирование названий: соединение двух или более целых  слогов и слов, например, Sunrise; добавление к существующему слову приставки или суффикса, например, Pan Am; аналогия, например, nunnery и monkery, где первое слово обозначает женский монастырь, второе по аналогии – обезьянник; семантация, когда новое слово формируется из элементов существующего, то есть использование букв и слогов, выражающих чувства и мысли, например, шипящие и плавные согласные применяются для обозначения мягкости и скольжения, точно так же определённый набор звуков может передавать молодость и веселье, интриговать, удивлять и т. д. (табл. 4). 
 
 

Информация о работе Разработка стратегии позиционирования бренда