Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:06, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение использования политических технологий массовых коммуникаций в области политической предвыборной борьбы и информационной политики на территории Российской Федерации, а также выявление главных характерных качеств и особенностей применения «public relations» технологий в создании положительного и отрицательного имиджа политика..
В целом правовое регулирование PR-деятельности в политической сфере осуществляется в рамках законодательства о выборах. Однако, анализируя российские реалии, достаточно легко обнаружить, что законодатели в текстах различных нормативных актах о выборах не используют термина «связи с общественностью». Более того, в законодательстве можно найти только косвенное упоминание политического PR как одного из видов осуществления информационной деятельности в ходе избирательных кампаний, а именно, в связи с определением и регулированием предвыборной агитации[26].
В результате исследования,
проведённого в первой главе дипломной
работы можно сделать вывод о
том, что: теоретические аспекты PR технологий,
используемых в политике, требуют
правового урегулирования. На современном
этапе эта проблема остаётся актуальной.
Как недостатки, существующие в связи
с этим, проявляются на практике,
об этом пойдёт речь во второй главе.
Глава 2.
Механизмы PR технологий,
влияющие на имидж
современного политика
2.1 Участие СМИ в формировании имиджа современного политика
Создание положительного имиджа политического лидера является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Современный этап развития социума и культуры в России определяют как «информационное общество». Среди основных характеристик выделяют уровень доступности информации, производство и реализацию информационных технологий, становление рыночных отношений во всех сферах общественной жизни, резкое изменение социокультурного пространства и так далее.
Современное социокультурное
пространство непрерывно наполняется
новыми нормами, смыслами, формами общения,
образами и ценностями, что, несомненно,
ведет к качественному
По оценкам
различных исследователей в условиях
становления информационного
По результатам анализа избирательных кампаний последних лет, наличие в массовом сознании позитивного образа того или иного претендента на высокий государственный пост, прямым образом связано с количеством тех голосов, которые они получают на выборах. Если имидж политического лидера, не отвечает общественным ожиданиям, то это приводит к падению его авторитета в общественном сознании, а, следовательно, он никаким образом уже не сможет повлиять на процесс принятия решений, затрагивающих судьбы миллионов людей. Важно подчеркнуть, что формирование имиджа политического лидера сегодня является эффективным инструментом влияния на избирателя.
Другой немаловажной
причиной, обусловливающей значимость
исследования проблемы имиджа политического
деятеля, является низкая «политическая
культура участия» большей части
избирателей. Большинство населения
не включено в процесс реальной политики
и имеют недостаточное
Еще одной причиной, обуславливающей актуальность темы исследования, является постоянная динамика культурной и социально-политической сферы, что вызывает необходимость комплексного изучения имиджа политического лидера. Поскольку меняются требования и ожидания электората, то имидж должен соответствовать общей ситуации в стране или регионе, быть своевременным и актуальным.
В настоящее время существует значительное число работ посвященных данной проблематике в рамках различных областей науки, а именно политологии, психологии, социальной психологии, социологии.
Несмотря на имеющиеся научные работы по вопросам формирования имиджа политика, комплексного социологического исследования особенностей формирования имиджа политического лидера нет.
Имидж политического лидера – это цельное образование, которое зависит как от субъективных характеристик и факторов (например, личностные качества и психологические свойства), так и от объективных условий – социокультурных, экономических – функционирования лидера и его окружения.
Итак, имидж политического лидера является сложным многофакторным понятием, который должен изучаться комплексно в рамках социологической науки. Комплексный подход, в данном случае, позволит объединить научные дисциплины и действия различных специалистов в целях многостороннего и целостного изучения объекта[27].
2.2 Негативный пиар
Понятия и идеи.
Важно подчеркнуть, что восприятие,
понимание и практика PR существенно
зависят от экономической ситуации,
зрелости общества. По мере внедрения
технологии PR, расширения сферы ее применения,
накопления опыта трактовка назначения
PR проходит несколько стадий, каждой
из которых соответствует свой образ
PR. В цитированной выше заметке из
«Финансовых Известий»
(1) Манипулятивная
модель (манипуляция, пропаганда) —
«циничное» понимание PR как манипуляции
общественным мнением, его
- использование
любых средств для привлечения
внимания общественности и
- игнорированием
правдивости, объективности,
- явное или
неявное понимание потребителя
(как и прочих адресатов PR) в
качестве простого объекта («
- предпочтение СМИ как главного инструмента;
- PR выглядит
как ряд импульсивных
В случае применения манипулятивного подхода усилия в области РR имеют характер пропагандистско-рекламный (см. ниже). PR-акции ориентированы целиком и полностью вовне и осуществляются обычно привлекаемыми сторонними специалистами, по преимуществу — журналистами. Неслучайно для такого подхода характерны именно журналистские приемы PR. Но все же такое отношение к PR является ограниченным, что многие исследователи уже доказали.
Еще в 1930-е годы,
когда отношение общественности
к большому бизнесу было довольно
прохладным и даже недоброжелательным,
П. Гэррет, получивший от совета директоров
«Дженерал моторс» предложение (и
1 миллиард долларов на его выполнение)
изменить настроение людей, отказался
от него, мотивируя отказ тем, что
ряд изменений следует
Однако на ранних
стадиях формирования рыночной экономики
манипуляционная трактовка PR оказывается
фактически неизбежной. Это убедительно
подтверждает и практика использования
PR в современном российском менеджменте.
И деловыми людьми, и изрядной частью
журналистов PR рассматривается как
«косвенная реклама», как пропаганда,
не чурающаяся искажения информации,
а то и прибегающая к дезинформации
общественности. Обусловлено это
не только низкой личной культурой, зачаточным
состоянием этики бизнеса, а прежде
всего кратковременностью целей
бизнеса. Не следует забывать и об
инерции пропагандистско-
Однако по мере
вызревания рыночных отношений, стабилизации
экономики, социально-политической жизни
все более отчетливо
Очевидные провалы
информационных действий российского
правительства в ситуации с гибелью
подводной атомной лодки «
Главными существенными характеристиками модели информирования являются:
- осознание необходимости
систематической работы со СМИ;
- информирование общественности, распространение информации о деятельности фирмы;
- точная и правдивая информация, хотя возможна — неполная, так как иногда негативные факты и события замалчиваются;
- изучение общественного мнения, необходимость обратной связи с общественностью не предполагается;
- PR трактуется
преимущественно как занятие
журналистов, «прописавшихся»
Как и предыдущая, данная модель носит однонаправленный (асимметричный), одноканальный характер.
Модель «взаимопонимания» (асимметричная, двусторонняя). Для этой модели PR характерен переход от однонаправленных пропагандистско-рекламных воздействий к информированию общественности с целью разъяснения намерений и возможностей политического деятеля для того, чтобы социальные среды фирмы правильно понимали и адекватно реагировали на действия политика, положительно относились к нему и поддерживали его.
Главными характеристиками данной модели являются:
- широкое применение изучения общественного мнения, в первую очередь, с целью разъяснения, какая информация вызовет положительную реакцию общественности;
- двусторонняя
(диалоговая) деятельность PR, однако
она все-таки остается
Речь идет, таким
образом, о смене манипуляционно-
Модель социального партнерства (двусторонняя, симметричная). Эта наиболее зрелая модель PR ориентирована не столько на «выход», сколько на «вход» системы, на изучение, анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом. Для нее характерно следующее:
- осознание необходимости не только взаимопонимания, но и сотрудничества фирмы с ее социальной средой;
- «симметричность», т. е. выстраивание баланса интересов фирмы и компонентов ее социальной среды;
- PR из приложения
к рекламе и маркетингу
- доминирование
сторонних специалистов и
- акцент на
отдельных спорадичных PR-
- от быстрого
реагирования «ad hoc» политическая
партия во главе с
Информация о работе Регулирование PR технологий в ходе политической борьбы