Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:06, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение использования политических технологий массовых коммуникаций в области политической предвыборной борьбы и информационной политики на территории Российской Федерации, а также выявление главных характерных качеств и особенностей применения «public relations» технологий в создании положительного и отрицательного имиджа политика..
- адресат PR при
этом воспринимается не
- при оценке
эффективности PR-деятельности
Каждая из перечисленных моделей в какие-то моменты выходит на первый план в реальной практике PR — конкретного политика, конкретного рынка, отрасли, региона, страны в целом, а то и в глобальном масштабе. Поэтому их связь с периодизацией развития PR очевидна. Как и во взаимоуважении, в зрелой PR-деятельности сохраняются элементы других подходов: манипулятивного (формирование общественного мнения) и в духе взаимопонимания (разъяснение и информация). Однако они интегрируются в более сложный комплекс целей и мотиваций. Поэтому полностью развести понятия «PR» и «реклама», «PR» и «пропаганда» трудно, Универсально чистой модели PR нет. Существуют модели PR, вызревающие в конкретном обществе со свойственной данному обществу культурой, конкретной политико-экономической ситуацией.
После рассмотрения главных моделей PR можно трезво судить о таком понятии, как «черный пиар». В это контексте чрезвычайно показательна нынешняя российская ситуация и характерное для нее понятие «черного пиара» — деятельности, направленной на разрушение позитивного имиджа других политиков или лиц. Используемые при этом методы находятся на грани, а то и за гранью норм права и морали. Можно ли рассматривать «черный пиар» в качестве PR?
Серия избирательных кампаний, проведенная в крайне неприличной манере, очевидная агрессивная и нескрываемая продажность некоторых СМИ и журналистов привели к закреплению в массовом сознании стереотипа: если пиар, то обязательно черный.
В принципе PR плохо
укладывается в особенности российского
духовного опыта. Получается, то ли
свое «истинное» лицо скрыть человек
хочет, то ли личину какую-то надеть. То
ли лицемерие, то ли самозванство получается.
А ведь о душе думать надо. И, как
говорил классик русской
Одно дело —
массовое сознание обывателя. Но беда,
когда такие представления
Без сомнения, необходимо
еще одно важное уточнение. В бизнесе,
как и в политике, всегда присутствует
нечто скрытое, что появляется позже,
связанное с кризисным
В этой связи в профессиональном сообществе сформировались две основные позиции. Согласно первой, следует четко различать PR и кризисный менеджмент. У них все разное: профессионализм, инструменты и оружие, начальство. И тогда лучше пиармену не браться за кризисный менеджмент. И дело не столько в конечном результате, но и в косвенных последствиях. Пиармену, засветившемуся в неоднозначном контексте, будет уже практически невозможно вести публичную деятельность: его слова, действия будут восприниматься и интерпретироваться как часть некой новой «спецоперации»[29].
2.3 Создание имиджа успешного политика
В нашей стране
формированием имиджа стали заниматься
сравнительно недавно: еще пятнадцать
лет назад практически никто
не знал, как "делать" политических
деятелей, а первые имиджмейкеры, даже
имевшие представление о
Изменения, произошедшие в России за последние несколько лет, начиная с избрания В. Путина президентом РФ, проявились не только в экономике, образовании, политике, но и в формировании имиджа политических лидеров.
Многие факторы, влияющие на построение политического имиджа, технологии его формирования, остались неизменными со времени Ельцина, некоторые из них усилились, некоторые ослабли, но наряду с ними появились и совершенно новые особенности формирования имиджа политического лидера в современной России. Рассмотрим некоторые из них.
Двойственность восприятия имиджа. Сегодня большинство политических лидеров и избирателей признали важную роль имиджа в политическом процессе. Имея опыт проведения предвыборных кампаний, можно констатировать факты влияния имиджей политических лидеров, как на электорат, так и на госаппарат, так как формирование имиджа - не односторонний, а двухсторонний процесс, в нем два участника: политик и избиратель. Электорат стал более разборчив в своих предпочтениях, более осознанно подходит к выполнению своих функций, формулированию требований и выработке ожиданий, и главная задача политического лидера - создать образ, который будет соответствовать данным требованиям и ожиданиям, используя при этом свои оригинальные и уникальные качества[31].
Актуальность
этой особенности подтверждает и
развитие политического консалтинга,
РR-услуг и имиджмейкинга - в последние
годы услуги специалистов в этой области
стали одной из частей повседневного
политического процесса. Издается большое
количество книг по формированию политического
имиджа, тем самым увеличивая роль
имиджа в политической жизни и
в жизни в целом, ведь именно спрос
формирует предложение. Происходит
институционализация
Но вместе с этой тенденцией наблюдается и координально противоположная. В нынешней России у некоторых избирателей, в частности пожилых людей, присутствует мнение о том, что имидж - это заведомо сформированный обман. В связи с этим большое количество политических лидеров пытаются скрыть причастность имиджмейкера к формированию своего образа, внешности и имиджа.
Иногда происходит временный спад потребности в имидже в связи с изменением политической ситуации. При Б. Ельцине процветало политическое лидерство, а также происходила самая активная борьба между лидерами (Б. Немцов, И. Хакамада, С. Кириенко, В. Жириновский, Г. Зюганов, Г. Явлинский и др.), а также между партиями. Шансы на победу были у многих, что сохраняло возможность "здорового" лидерства и конкуренции. В этих условиях ряд лидеров старались выделиться за счет своих личностных качеств, в том числе и с помощью имиджа.
На данный момент
в России явных политических лидеров
становится все меньше, все больше
их "ходит под президентом".
Централизация власти превращает губернаторов
в чиновников, которых назначает
президент. Так как практически
все СМИ монополизированы Кремлем,
их главным объектом выступает президент
В. В. Путин или его министры, остальные
политики практически не упоминаются.
Складывается ситуация, близкая к
моноцентризму. Таким образом, теперь
можно говорить о том, что главными
факторами, влияющими на формирование
имиджа политического лидера, стали
политическая ситуация и отсутствие
"здорового" политического лидерства.
Политики вынуждены находиться в
тени действующего президента, так
как до конца президентского срока
В. Путина нет возможности и особого
смысла в формировании эффективного
имиджа. Нынешний президент имеет
высокий рейтинг среди
По итогам ноябрьского опроса Левада-центра, среди претендентов в его преемники максимальный результат (38% голосов) получил Д. Медведев, второе место - у С. Иванова 23%, поэтому многие политические лидеры не вкладывают больших средств на проведение предвыборных кампаний в 2008 году, главная задача политиков на предстоящих выборах - напомнить своим избирателям о себе[32].
Скорее всего, основная борьба политических имиджей развернется на президентских выборах 2012 года.
Повышение роли визуальной и РR-технологий сегодня актуальная проблема. При формировании имиджа в современной России используются самые разные технологии: вербальные, визуальные, PR, "черный PR", репутационные, контекстные и другие, но основной упор делается на визуальную и РR-технологии. Актуализация визуальной технологии связана с повышением роли внешних характеристик в нашей жизни - на данном этапе для большинства избирателей важна внешняя привлекательность кандидатов, поэтому имиджмейкеры с помощью этой технологии стараются сформировать внешне привлекательный образ. Главная цель лидера - привлечь избирателей, а сделать это можно, лишь находясь постоянно на виду (в газетах, журналах, на телевидении и тому подобное).
Повышение роли
личностного фактора. Личностный фактор
всегда играл не последнюю роль в
российской политике независимо от достоинств
и недостатков политических лидеров,
от качеств, которыми они обладали,
и от того, был ли лидер просто
бюрократом или отличался яркой
индивидуальностью. Индивидуальность
впервые стала рассматриваться
как необходимый компонент
Как отмечает исследователь,
на принятие электорального решения
большинством россиян куда большее
влияние оказывают личные качества
политических деятелей, нежели знакомство
с их политическими программами.
Определение положительного образа
политического лидера заслуживает
внимания и изучения, поскольку это
может внести существенный вклад
в процесс конструирования
Известно, что прототип политического лидера состоит из набора черт, характеризующих, по мнению масс, образцового политического деятеля. Источником формирования прототипов является деятельность наиболее видных политических деятелей прошлого и настоящего, а также социальные и экономические ценности общества, традиции политической культуры, средства массовой информации[34].
При исследовании позитивных прототипов политического лидера, существующих у российских избирателей, исследовательским центром "Никколо М" было выявлено, что в прототипе представлены три аспекта: портретный, отражающий восприятие личности, характера и поведения политика; профессиональный; социальный.
Использование комплексного подхода в политическом мифотворчестве. За долгое время преобладания тоталитарного режима наш народ привык к управлению "жесткой руки" - это одна из его главных особенностей. Поэтому во время правления Б. Ельцина российскому народу не хватало спасителя-героя, способного позаботиться и защитить.
В российском массовом
сознании образ героя часто
С приходом к
власти В. Путина эти черты менталитета
народа, массовые ожидания остались неизменными,
потребность в сильном
Сейчас при
построении политического имиджа в
связи с наметившейся относительной
стабильностью в жизни общества
и развитием политического
Информация о работе Регулирование PR технологий в ходе политической борьбы