Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:06, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение использования политических технологий массовых коммуникаций в области политической предвыборной борьбы и информационной политики на территории Российской Федерации, а также выявление главных характерных качеств и особенностей применения «public relations» технологий в создании положительного и отрицательного имиджа политика..
Германия
В ФРГ правовое регулирование деятельности СМИ в период выборов осуществляется на основе целого комплекса нормативных актов, среди которых основными являются Конституция (Основной Закон), законы федеральных земель о печати и телерадиовещании, Федеральный закон о выборах, Закон о политических партиях, Закон о проверке правильности выборов.
В Германии действует
требование непредвзятого и справедливого
освещения выборов со стороны
СМИ. Так, законодательство Германии запрещает
опубликование после
Кроме того, существуют разнообразные положения, защищающие право человека на защиту от клеветы. Права на защиту репутации и чести защищены Конституцией, а также целым рядом гражданских и уголовных законов. Раздел 185 Уголовного кодекса запрещает клевету. Согласно разделу 823 Уголовного кодекса, против органов прессы может быть возбужден гражданский иск за нарушения, определенные в УК. Согласно разделу 826 УК, «аморальная» или злобная публикация может повлечь за собой возбуждение дела против СМИ. Деловую репутацию защищают статьи 14 и 15 Закона против нечестной конкуренции и статья 824 Гражданского кодекса. Эти положения устанавливают ответственность за обнародование ложных сведений, способных нанести вред деловой репутации гражданина.
3. Можно выделить
также группу стран, которые
занимают промежуточное
Великобритания
В Великобритании, как и в Германии, существует требование непредвзятого и справедливого освещения выборов со стороны СМИ. Реализация этого принципа на практике осуществляется различными способами.
Например, в Великобритании
стандарт непредвзятого и аккуратного
представления информации в рамках
телевещания определен
Более того, в Великобритании действует запрет на работу представителей СМИ в эфире, когда они баллотируются на выборах. Однако он определен не законом, а зафиксирован в Инструкции для продюсеров Би-би-си, и телекомментаторы неукоснительно следуют данному положению.
В Великобритании
существует добровольная практика не
освещать результаты опросов общественного
мнения в день выборов, и такое
ограничение практически
С 1996 года в Великобритании действует Закон о диффамации. Клеветническим признается заявление, которое вызывает насмешку над потерпевшим, неуважение или ненависть к нему. Однако защита репутации политического деятеля осуществляется обычно через суд. Суд присяжных должен определить, является ли заявление клеветническим в тех случаях, когда судья изначально не счел его оскорбительным. Присяжные должны определить характер спорных сведений с точки зрения “простого читателя”. Помимо этого, истец должен доказать, что диффамационное заявление относится именно к нему.
3.2 Применение российского законодательства в сфере PR технологий
В целом правовое регулирование PR-деятельности в политической сфере осуществляется в рамках законодательства о выборах. Однако, анализируя российские реалии, достаточно легко обнаружить, что законодатели в текстах различных нормативных актах о выборах не используют термина «связи с общественностью». Более того, в законодательстве можно найти только косвенное упоминание политического PR как одного из видов осуществления информационной деятельности в ходе избирательных кампаний, а именно, в связи с определением и регулированием предвыборной агитации.
Статья 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 по состоянию на май 2010 года определяет предвыборные способы агитации как «агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума»[40].
Обратимся к более детальному определению требований по проведению предвыборной агитации, представленному в том же законе.
«Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
а) федеральным
органам государственной
б) лицам, замещающим
государственные или выборные муниципальные
должности, государственным и
в) воинским частям,
военным учреждениям и
г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
1) международным организациям и международным общественным движениям;
ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона»[41].
На основе столь
широкого легального определения понятия
«предвыборная агитация» многие
эксперты делают вывод о том, что
законодатели таким образом включили
понятие политического PR в содержание
понятия «предвыборная
PR-деятельность
в рамках избирательных
«Организации, осуществляющие
выпуск средств массовой информации,
в случае обнародования (опубликования)
ими агитационных и информационных
материалов (в том числе содержащих
достоверную информацию), способных
нанести ущерб чести, достоинству
или деловой репутации
Данное требование
логически вытекает из уже закреплённого
в статье 46 закона «О СМИ» «права на
ответ», которым обладает «гражданин
или организация, в отношении
которых в СМИ распространены
сведения, не соответствующие
«Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы: … представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности» (подпункт «ж» п.7 ст.48 №67-ФЗ)
Именно данный
запрет вызвал наиболее оживленные дискуссии
как в среде представителей СМИ,
так и в кругах политической элиты.
Проблема здесь заключается в
том, что легальное определение
понятия «предвыборная
Действительно, довольно трудно отличить предвыборную агитацию от любой другой агитационно-пропагандистской деятельности, даже если она не столь конкретно ориентирована на предстоящие выборы.
Отсутствие четкого
определения термина «агитация»
не позволяет однозначно обозначить
материалы, представляемые средствами
массовой информации, на агитационные
и неагитационные. Поэтому у противников
зарегистрированного кандидата
или партии появляется возможность
найти в СМИ необходимый
Пример: «14 июня
2001 года, за три дня до второго
тура выборов, Приморский краевой суд
аннулировал регистрацию
Кроме того, запрет на ведение предвыборной агитации представителям СМИ при выполнении ими профессиональных обязанностей вовсе не означает запрещение СМИ свободно публиковать мнения экспертов, известных людей, «просто прохожих», письма читателей и т. д. Необходимо отметить, что именно подобные действия часто используются как весьма эффективные PR-технологии.
Что касается санкций
за нарушение требований пункта 7 статьи
48 №67-ФЗ, то они заключаются в
наложении административного
Наконец, согласно
российской общей правовой доктрине,
и уголовная, и административная
ответственность могут
Информация о работе Регулирование PR технологий в ходе политической борьбы