Систематизация и классификация методов оценки конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 01:09, курсовая работа

Описание

В последние десятилетия в условиях глобализации экономики отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России российским компаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности товара и её место в стратегии маркетинга……………………………………………………………..
1.1 Понятие конкурентоспособности товара и её стратегии в маркетинге……
1.2 Методические подходы и модели оценки конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………….
1.3 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях……………………………………………………………….
2 Оценка общего уровня экономического развития ЗАО «Новый путь» Ростовского МР Ярославской области. Анализ маркетинговой деятельности предприятия и конкурентоспособности его продукции………………………..
2.1 Оценка общего уровня экономического развития ЗАО «Новый путь»……
2.2 Анализ маркетинговой деятельности ЗАО «Новый путь» и конкурентоспособности его животноводческой продукции……………………
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Новый путь» Ростовского МР Ярославской области…………………….
3.1 Проектное предложение по повышению конкурентоспособности животноводческой продукции ЗАО «Новый путь» путем снижения затрат на 1кг привеса молодняка КРС……………………………………………………….
3.2 Проектное предложение по повышению конкурентоспособности ЗАО «Новый путь» путем увеличения массы прибыли от реализации молока за счет покупки высокопродуктивных пород скота………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

МАРКЕТИНГ.docx

— 124.41 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......

 

1 Теоретические   аспекты    конкурентоспособности товара и её место в стратегии маркетинга……………………………………………………………..

1.1 Понятие конкурентоспособности  товара и её стратегии в  маркетинге……

1.2 Методические подходы и модели оценки конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………….

1.3 Проблемы  поддержания качества и конкурентоспособности  продукции в рыночных условиях……………………………………………………………….

2 Оценка общего уровня экономического  развития ЗАО «Новый путь» Ростовского МР Ярославской области. Анализ маркетинговой деятельности предприятия и конкурентоспособности его продукции………………………..

2.1 Оценка общего уровня экономического развития ЗАО «Новый путь»……

2.2 Анализ  маркетинговой деятельности ЗАО  «Новый путь» и конкурентоспособности  его животноводческой продукции……………………

3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Новый путь» Ростовского МР Ярославской области…………………….

3.1 Проектное предложение по повышению конкурентоспособности животноводческой продукции ЗАО «Новый путь» путем снижения затрат на 1кг привеса молодняка КРС……………………………………………………….

3.2 Проектное  предложение по повышению конкурентоспособности  ЗАО «Новый путь» путем увеличения  массы прибыли от реализации  молока за счет покупки высокопродуктивных пород скота………………………………..

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………………..

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние десятилетия  в условиях глобализации экономики  отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России российским компаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий.

Проблемы анализа и оценки конкурентоспособности  сложны и многогранны. Свой вклад  в решение этих проблем внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как М. Портер, Ф. Котлер, Е. Дихтль, Е.П. Голубков, А.Н.Печенкин, А.Глухов, П.С.Завьялов, Г.Л.Багиев и др., которые разрабатывали теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия. Однако, до сих пор отсутствует четкая систематизация полученных результатов исследований.

Развитие рыночных отношений  в АПК является составной частью социально-экономических преобразований в стране. За время осуществления аграрной реформы проведено разгосударствление собственности, предоставлена возможность хозяйствующим субъектам самостоятельно определять свое положение на рынке, свободно реализовывать продукцию и использовать полученные доходы. Стала формироваться многоукладность в сфере производства и обслуживания АПК.

Россия как одно из крупнейших государств не может существовать без собственного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства и хорошо развитого продовольственного рынка. В условия становления рыночных отношений значение проблемы конкурентоспособности производства в АПК резко возрастает. Она рассматривается на государственном и региональном уровнях. Многие ее аспекты являются направлениями в программах развития, как отдельных отраслей, так и самого рынка АПК. Теоретическая и практическая значимость проблемы обеспечения и повышения конкурентоспособности отечественной животноводческой продукции в условиях возрастающего ввоза импортной продукции животноводства усилили актуальность этого направления исследований.

Таким образом, при высокой  степени изученности вопросов связанных  с конкуренцией и конкурентоспособностью в сельском хозяйстве, проблема повышения конкурентоспособности применительно к продукции животноводства отечественных производителей не освещена в достаточной степени.

Поэтому целью данного  курсового проекта является систематизация и классификация методов оценки конкурентоспособности товара в условиях рыночных отношений (на примере животноводческой продукции сельскохозяйственных предприятий Ростовского МР Ярославской области), а также в разработке и обосновании практических предложений по обеспечению конкурентоспособности продукции животноводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические   аспекты    конкурентоспособности товара и её место в стратегии маркетинга

 

    1. Понятие конкурентоспособности товара и её стратегии в маркетинге

 

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Также важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

В силу многоаспектности применения данной категории в различных  отраслях знаний в научно-технической  литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.

В учебнике «Маркетинг»  под ред. Романова предлагается следующее определение конкурентоспособности: «...под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров - аналогов».[1]

Словари дают следующие  толкования этого слова:

  1. «...конкурентоспособность товара - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию». [2]
  2. «...конкурентоспособность товара - это способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам». [3]

Все эти определения  имеют один общий недостаток, представляя  конкурентоспособность кок совокупность, то есть сумму, всех свойств товара и не учитывая того, что потребителя больше интересует соотношение: «качество / цена потребления».

Данное в учебном  пособии Горбашко Е.А. определение, а именно «...конкурентоспособность      означает      способность      данного      предмета (потенциальную и / или реальную) выдержать конкуренцию», - более точно отражает сущность данной категории, но не объясняет за счет чего может возникнуть эта способность.

Наиболее точным является следующее  определение этой категории: конкурентоспособность - более высокое по сравнению с  товарами -заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Товар с низким качеством может  быть конкурентоспособен при соответствующей  цене, но при отсутствии какого - либо свойства он потеряет привлекательность вообще.

Категория «качество» товара неразрывно связана с понятием его 
конкурентоспособности. Конкурентоспособность и качество  - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка  непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

В условиях развитого конкурентного  рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможности.

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: покупатель приобретает  товар, максимально удовлетворяющий  его личные потребности, а вся  совокупность покупателей - товар, наиболее полно соответствующий общественным потребностям, нежели конкурирующие  с ним товары.

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность  коммерчески выгодного сбыта  на конкурентном рынке) товара можно  определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Конкурентоспособность товара -понятие не абсолютное, а относительное: не может быть товара, каким бы совершенным с точки зрения качества он ни был, обладающего высокой конкурентоспособностью на всех рынках и всех его сегментах.[6] И поскольку у каждого покупателя имеется индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически сложное изделие, то покупателю придется нести расходы  по эксплуатации, оплачивать труд обслуживающего персонала, страхование и т.д. Таким  образом, затраты покупателя состоят  из расходов на покупку (цена товара) и  расходов, связанных с потреблением (ценой потребления).

Цена потребления обычно значительно  выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который  предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная  цена потребления за весь срок его  службы у потребителя.

Однако этот экономический показатель не исчерпывает полностью понятия  конкурентоспособности. Конкурентоспособность  определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Все характеристики товара, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в конкретных условиях.

Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим  повышением государственных и иных требований) нередко снижает конкурентоспособность  товара, поскольку ведет к росту  цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Изучение конкурентоспособности  товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). Выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности обычно экономически нецелесообразен.[1]

Любой товар после выхода на рынок  начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить, но остановить - невозможно. Поэтому  новое изделие проектируется  по графику, обеспечивающему ему  выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним  изделием. То есть, конкурентоспособность  новых товаров должна быть опережающей  и достаточно долговременной.

Особое  внимание уделяется не столько улучшению  технических параметров товара, сколько  снижению цены его потребления.

В практической деятельности и в теоретических  изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью  только тех конкретных свойств, которые  представляют интерес для покупателя и удовлетворяют данную потребность, а прочие характеристики во внимание не принимаются. В силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Вообще некорректно отождествлять  «конкурентоспособность» с «уровнем качества» по следующим соображениям. Согласно ГОСТу 15.467-79, уровень качества продукции - это относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.[7]

Для оценки конкурентоспособности  необходимо сравнивать параметры анализируемого изделия и конкурирующего товара с уровнем, заданным потребностями  покупателя, а затем сопоставить  полученные результаты.

Понятие «конкурентоспособность товара»  шире понятий «качество товара» и «технический уровень товара». Последние - главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности определяется также и внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, финансовые условия и др.

Информация о работе Систематизация и классификация методов оценки конкурентоспособности товара