Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 01:09, курсовая работа
В последние десятилетия в условиях глобализации экономики отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России российским компаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности товара и её место в стратегии маркетинга……………………………………………………………..
1.1 Понятие конкурентоспособности товара и её стратегии в маркетинге……
1.2 Методические подходы и модели оценки конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………….
1.3 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях……………………………………………………………….
2 Оценка общего уровня экономического развития ЗАО «Новый путь» Ростовского МР Ярославской области. Анализ маркетинговой деятельности предприятия и конкурентоспособности его продукции………………………..
2.1 Оценка общего уровня экономического развития ЗАО «Новый путь»……
2.2 Анализ маркетинговой деятельности ЗАО «Новый путь» и конкурентоспособности его животноводческой продукции……………………
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Новый путь» Ростовского МР Ярославской области…………………….
3.1 Проектное предложение по повышению конкурентоспособности животноводческой продукции ЗАО «Новый путь» путем снижения затрат на 1кг привеса молодняка КРС……………………………………………………….
3.2 Проектное предложение по повышению конкурентоспособности ЗАО «Новый путь» путем увеличения массы прибыли от реализации молока за счет покупки высокопродуктивных пород скота………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………
Увеличивающийся платежеспособный спрос
населения, а также
потребление молока и молокопродуктов
способствуют повышению
конкуренции на региональном, муниципальном
рынках молочных продуктов,
куда со своей продукцией стали проникать
крупные отечественные
перерабатывающие предприятия (
молокоперерабатывающий
Можно сказать, что в ЗАО «Новый путь» производят достаточно качественную продукцию (молоко), так как предназначенное для продажи сырье (не переработанное) молоко идет на реализацию ОАО «Лианозовскому молокоперерабатывающему комбинату», а требования, предъявляемые данным перерабатывающим предприятием к поставляемой продукции очень высоки. Только продукция, отвечающая им может быть реализована данному перерабатывающему предприятию. Это говорит о достаточной конкурентоспособности продукции, производимой в ЗАО «Новый путь» по сравнению с другими предприятиями района и области.
Присутствие «молочных королей» на региональных рынках способствуют повышению стандартов потребления.
Однако повышение стандартов потребления невозможно без развития сырьевой базы, которая сегодня сдерживает развитие молочной промышленности в целом. Так, более 30% сырого молока сельскохозяйственных предприятий Ростовского МР не устраивает перерабатывающие предприятия района и Ярославской области по уровню качества.
Основная причина низкого качества молока - это антисанитарное состояние молочно - товарных ферм, частые срывы в работе внутрифермской механизации по удалению навоза, невыполнение работниками ферм основных санитарно-ветеринарных правил, недостаток исправного охлаждающего оборудования, цедилок, молочной посуды, спецодежды у работников ферм. Только 25% хозяйств района являются наиболее конкурентоспособными по качеству продукции, так как производят реализацию на перерабатывающие предприятия с жесткими требованиями к приобретаемому сырью (ОАО «Лианозовский молкомбинат»). Примером могут служить следующие хозяйства: ЗАО «Новый путь», ЗАО «Красный холм», МСП «Киргизстан», ЗАО «Красный маяк».
Таблица 2 - Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции в ЗАО «Новый путь»
Вид продукции |
Количество реализованной продукции, ц. |
Средняя цена реализации, руб./ ц. |
Себестоимость 1 центнера продукции, руб. |
Сумма нрибьи |
и от |
Отклонение прибыли 2010г. от прибыли полученной в 2009г. | ||||||
| реализации продукции, тыс. руб. |
общее |
В том числе за счет | |||||||||
| 2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
| объема реализации |
цены |
себестоимости |
Молоко |
35265 |
31962 |
530,3 |
727,6 |
404,7 |
517,71 |
+4429 |
+6710 |
+2280,7 |
-414,9 |
6306,1 |
-3610,5 |
Мясо КРС (в ж/в) |
251 |
222 |
1717,1 |
1945,9 |
2725,1 |
2977,48 |
-253 |
-229 |
+24 |
+29,2 |
+50,8 |
-56 |
Зерно |
2482 |
615 |
250,2 |
258,5 |
139,0 |
213,01 |
+276 |
+28 |
-248 |
-248,2 |
+45,7 |
-45,5 |
Картофель |
5178 |
3424 |
401,5 |
342,9 |
125,7 |
158,29 |
+ 1428 |
+632 |
-796 |
-483,8 |
-200,6 |
-111,6 |
Итого: |
40176 |
36223 |
- |
- |
- |
- |
+5880 |
7141 |
+1260,7 |
- 1117,7 |
6202 |
-3823,6 |
Основой для оценки конкурентоспособности продукции является комплексное исследование рынка методами современного маркетинга, что позволяет не просто определить некоторый «базовый образец», но и правильно оценить место анализируемого объекта на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных субъектов рынка.
При приобретении товара потребитель выбирает тот образец среди аналогичных, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.
В данном случае приобретаемым
перерабатывающими
Первичная обработка молока в ЗАО «Новый путь» заключается в его термической обработке (пастеризации) и охлаждении. Охлаждение молока препятствует росту его кислотности, а пастеризация приостанавливает развитие микроорганизмов и бактерий.
Качество молока в большинстве сельскохозяйственных предприятий как Ростовского МР, так и области в целом продолжает оставаться неудовлетворительным.
Емкость сырьевого рынка молока в 2010 году в Ростовском МР составила 18006 тонн, в том числе доля реализованного молока на ОАО «Лианозовский молокоперерабатывающий комбинат» составила 10099 тонн, то есть 56% от общего объема реализации. На долю анализируемого предприятия приходится 34,9% этого объема (рисунок 1 ключ легенды 2), что свидетельствует о значительном его превосходстве над конкурентами. У основных конкурентов по изучаемому району соотношение следующее: ЗАО «Красный холм» - 10,4% (ключ 3), ЗАО «Красный маяк» - 22,9% (ключ 4), МСП «Киргизстан» - 31,8% (ключ 5); 44% предприятий района (ключ 1) производят молоко, не удовлетворяющее требованиям данного перерабатывающего предприятия, а, следовательно, являются менее конкурентными на рынке сырьевого молока Ростовского МР.
Рисунок 1 - Сырьевой рынок молока Ростовского МР в 2010 году
Однако, товарный ассортимент продукции невысок. Если брать молоко, то ЗАО «Новый путь» реализует только сырое молоко (в охлажденном виде). Мясо КРС предприятие поставляет в не переработанном виде, либо реализует скот в живом весе. Продукция растениеводства также хозяйством не перерабатывается. Продуктовая политика в существенной мере основана на выработке стратегических и тактических продуктовых решений. Важнейшими из их числа являются следующими:
Ценовая политика - это общие принципы, которых придерживается предприятие при установлении цен на свои товары и услуги; стратегия ценообразования - набор методов, с помощью которых данные принципы осуществляются на практике. Также предприятие должно определиться в выборе метода ценообразования. Наиболее часто используемый метод -затратный метод. Цена в данном случае будет вычисляться следующим образом: «Цена = издержки + прибыль». Этот способ ценообразования называется «средние издержки + прибыль». Цена при таком способе лежит в пределах: min граница - издержки, max - спрос. ЗАО «Новый путь» при постановке цены использует данный способ, однако нельзя говорить, что предприятие ставит любую производственную наценку на себестоимость. На основную реализуемую продукцию цены диктуют потребляющие и перерабатывающие предприятия, хотя хозяйством предлагаются свои условия (в основном, хозяйство лишь выбирает наиболее выгодный вариант), так как реализация товара затруднена.
Сельскохозяйственным
На предприятии отдела (службы) маркетинга не создано. Сбытом продукции занимаются специалисты отраслей во главе с генеральным директором предприятия. Основной системой маркетинговой информации является система внутренней отчетности, отражающая показатели текущего сбыта, сумму издержек, объем материальных запасов, движение денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности. В современных рыночных условиях большинство сельскохозяйственных предприятий не могут создать совершенных систем внутренней отчетности на основе ЭВМ, которые могли бы обеспечить получение большего объема всесторонней информации в более короткие сроки.
Исследования показывают, что с
сельскохозяйственных
Конкурентоспособность можно определить, только сравнивая продукцию конкурентов между собой, то есть это относительное понятие, привязанное к конкретному рынку и времени сбыта. Конкурентоспособность продукции определяется не только качеством товара, но и ценой, упаковкой, рекламой и др.
Конкурентоспособность товара - наиболее важный фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия.
Между предприятиями, находящимися в одинаковых природно-климатических условиях имеются существенные различия в показателях, определяющих уровень конкурентоспособности. Для конкретного товаропроизводителя важно определить занимаемый им сегмент на рынке с учетом конкурентов, а также конкурентоспособность своей продукции. Для этих целей предлагается балльная система по основным экономическим показателям. По итоговой оценке баллов определяется место сельхозпредприятия среди конкурентов. Чем выше место, тем более конкурентоспособно предприятие на данном рынке.
Для оценки конкурентоспособности ЗАО «Новый путь» на уровне сельскохозяйственных предприятий Ростовского МР оценим их конкурентоспособность на рынках продукции животноводства. Так как животноводство является основной отраслевой направленностью хозяйств района, то рассмотрим конкуренцию на рынках молока и мяса (таблицы 3 и 4).
Согласно данным таблицы 3 ЗАО «Новый путь» является наиболее конкурентоспособным и занимает 1 место по сумме баллов оценки, на 2-ом месте - МСП «Киргизстан» и на 3-ем - ЗАО «Татищевское». Объем реализации молока у ЗАО «Новый путь» самый высокий (3527 т.), хотя по продуктивности, себестоимости, цене реализации и уровню рентабельности показатели не самые высокие. Цена реализации за 1 центнер молока варьировала в пределах от 386 руб. до 648 руб. В ЗАО «Дертники», ЗАО «Фатьяново», ЗАО «Петровское» реализация молока оказалась нерентабельна. Емкость рынка по району составила 9788,357 тысяч рублей.
По данным таблицы 4 ЗАО «Новый путь» также является наиболее конкурентоспособным. По оценке ЗАО «Новый путь» имеет самые высокие значения по всем показателям, кроме себестоимости, которая превышает самую низкую по району (у СПК «Ника» 1264 руб./ц.) на 63% и составляет 2678 руб./центнер. Производство и реализация мяса являются нерентабельным по всему району, эффективным оказалось производство только у СПК «Ника» с уровнем рентабельности 45%о и занимает 3 место по конкурентоспособности. Цена реализации за 1 центнер мяса находится в пределах от 1341руб. до 2087 руб. Емкость рынка мяса (КРС) составила по району 2824,554 тысяч рублей.
Проанализируем вероятность
Z = 0,111 xl + 13,239x2+ 1,676x3+ 0,515x4+ 3,0x5, где
X1 = собственный оборотный капитал /оборотные активы
Х2 = оборотный капитал /основной капитал
ХЗ = выручка/активы
Х4 = прибыль / сумму активов
Х5 = собственный капитал/сумма
Если Z > 8, то банкротство маловероятно, при Z < 8 - риск банкротства присутствует: от 8 до 5 - небольшой, от 5 до 3 - средний, ниже 3 - большой, ниже 1- стопроцентная несостоятельность.
Z2006 = 0,111 х0,52 + 13,239x0,40+ 1,676x0,33 +0,515 х0,10 + 3,0х 0,86 = 8,54
Таблица
3 - Оценка конкурентоспособности
№ |
Наименование хозяйств |
Объем реализации |
Продуктивность 1 коровы |
Себестоимость 1ц. |
Цена реализации |
Уровень рентабельности |
Всего баллов |
место | |||||
| тонн |
балл |
кг |
балл |
руб |
балл |
руб. |
балл |
% |
балл |
| ||
1 |
ЗАО «Красный маяк» |
2312 |
66 |
4422 |
92 |
517 |
61 |
604 |
93 |
+ 17 |
35 |
347 |
5 |
2 |
ЗАО «Татищевскос» |
2035 |
58 |
4785 |
100 |
377 |
84 |
494 |
76 |
+31 |
63 |
381 |
3 |
ЗАО «Фатьяново |
227 |
6 |
2201 |
46 |
340 |
73 |
397 |
61 |
-8 |
- |
186 |
13 | |
4 |
ЗАО «Лазареве»» |
472 |
13 |
2613 |
55 |
356 |
89 |
386 |
60 |
+8 |
16 |
233 |
11 |
5 |
ЗАО «Новый путь» |
3527 |
100 |
4518 |
94 |
405 |
78 |
530 |
82 |
+31 |
63 |
417 |
1 |
6 |
ЗАО «Красный холм» |
1045 |
30 |
3690 |
77 |
435 |
73 |
518 |
80 |
+19 |
39 |
299 |
6 |
7 |
СПК «Ника» |
300 |
9 |
2779 |
58 |
424 |
75 |
465 |
72 |
+ 10 |
20 |
234 |
10 |
8 |
МСП «Киргизстан» |
3215 |
91 |
4110 |
86 |
483 |
65 |
648 |
100 |
+34 |
69 |
411 |
2 |
9 |
ООО «Нова» |
467 |
13 |
3188 |
67 |
408 |
77 |
456 |
70 |
+12 |
24 |
251 |
8 |
10 |
ЗАО «Овощевод» |
1341 |
38 |
3419 |
71 |
488 |
65 |
495 |
76 |
+1 |
2 |
252 |
7 |
11 |
СПК «Макарово» |
563 |
15 |
2823 |
59 |
483 |
65 |
493 |
76 |
+2 |
4 |
219 |
12 |
12 |
ЗАО «Мичуринец» |
672 |
19 |
4055 |
85 |
487 |
65 |
494 |
76 |
+1 |
2 |
247 |
9 |
13 |
ЗАО «Дертники» |
135 |
4 |
1652 |
35 |
811 |
39 |
405 |
63 |
-50 |
- |
141 |
15 |
14 |
ЗАО «Петровское» |
230 |
7 |
2208 |
46 |
776 |
41 |
391 |
60 |
-50 |
- |
154 |
14 |
15 |
СПК «Заря» |
648 |
18 |
3254 |
68 |
316 |
100 |
473 |
73 |
+49 |
100 |
359 |
4 |
16 |
СПК «Надежда» |
817 |
23 |
3291 |
69 |
470 |
67 |
474 |
73 |
+1 |
2 |
234 |
10 |
Информация о работе Систематизация и классификация методов оценки конкурентоспособности товара