Систематизация и классификация методов оценки конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 01:09, курсовая работа

Описание

В последние десятилетия в условиях глобализации экономики отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России российским компаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности товара и её место в стратегии маркетинга……………………………………………………………..
1.1 Понятие конкурентоспособности товара и её стратегии в маркетинге……
1.2 Методические подходы и модели оценки конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………….
1.3 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях……………………………………………………………….
2 Оценка общего уровня экономического развития ЗАО «Новый путь» Ростовского МР Ярославской области. Анализ маркетинговой деятельности предприятия и конкурентоспособности его продукции………………………..
2.1 Оценка общего уровня экономического развития ЗАО «Новый путь»……
2.2 Анализ маркетинговой деятельности ЗАО «Новый путь» и конкурентоспособности его животноводческой продукции……………………
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Новый путь» Ростовского МР Ярославской области…………………….
3.1 Проектное предложение по повышению конкурентоспособности животноводческой продукции ЗАО «Новый путь» путем снижения затрат на 1кг привеса молодняка КРС……………………………………………………….
3.2 Проектное предложение по повышению конкурентоспособности ЗАО «Новый путь» путем увеличения массы прибыли от реализации молока за счет покупки высокопродуктивных пород скота………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

МАРКЕТИНГ.docx

— 124.41 Кб (Скачать документ)

Увеличивающийся платежеспособный спрос  населения, а также 
потребление молока и молокопродуктов способствуют повышению 
конкуренции на региональном, муниципальном рынках молочных продуктов, 
куда со своей продукцией стали проникать крупные отечественные 
перерабатывающие предприятия (ОАО Лианозовский

молокоперерабатывающий комбинат»  и др.) и иностранные компании (ОАО «Вим-Билль-Данн», «Данон», «Эрман», «Кампина» и др.) [16].

Можно сказать, что в ЗАО «Новый путь» производят достаточно качественную продукцию (молоко), так как предназначенное  для продажи сырье (не переработанное) молоко идет на реализацию ОАО «Лианозовскому молокоперерабатывающему комбинату», а требования, предъявляемые данным перерабатывающим предприятием к поставляемой продукции очень высоки. Только продукция, отвечающая им может быть реализована данному перерабатывающему предприятию. Это говорит о достаточной конкурентоспособности продукции, производимой в ЗАО «Новый путь» по сравнению с другими предприятиями района и области.

Присутствие «молочных королей» на региональных рынках способствуют повышению  стандартов потребления.

Однако  повышение стандартов потребления невозможно без развития сырьевой базы, которая сегодня сдерживает развитие молочной промышленности в целом. Так, более 30% сырого молока сельскохозяйственных предприятий Ростовского МР не устраивает перерабатывающие предприятия района и Ярославской области по уровню качества.

Основная  причина низкого качества молока - это антисанитарное состояние молочно - товарных ферм, частые срывы в работе внутрифермской механизации по удалению навоза, невыполнение работниками ферм основных санитарно-ветеринарных правил, недостаток исправного охлаждающего оборудования, цедилок, молочной посуды, спецодежды у работников ферм. Только 25% хозяйств района являются наиболее конкурентоспособными по качеству продукции, так как производят реализацию на перерабатывающие предприятия с жесткими требованиями к приобретаемому сырью (ОАО «Лианозовский молкомбинат»). Примером могут служить следующие хозяйства: ЗАО «Новый путь», ЗАО «Красный холм», МСП «Киргизстан», ЗАО «Красный маяк».

 

Таблица 2 - Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции в ЗАО «Новый путь»

 

Вид продукции

Количество реализованной

продукции, ц.

Средняя    цена реализации,

руб./ ц.

Себестоимость 1            центнера продукции, руб.

Сумма нрибьи

и      от

Отклонение    прибыли    2010г.    от    прибыли полученной в 2009г.

 

 

реализации продукции, тыс. руб.

общее

В том числе за счет

 

2009

2010

2009

2010

2009

2010

2009

2010

 

объема реализации

цены

себестоимости

Молоко

35265

31962

530,3

727,6

404,7

517,71

+4429

+6710

+2280,7

-414,9

6306,1

-3610,5

Мясо КРС (в ж/в)

251

222

1717,1

1945,9

2725,1

2977,48

-253

-229

+24

+29,2

+50,8

-56

Зерно

2482

615

250,2

258,5

139,0

213,01

+276

+28

-248

-248,2

+45,7

-45,5

Картофель

5178

3424

401,5

342,9

125,7

158,29

+ 1428

+632

-796

-483,8

-200,6

-111,6

Итого:

40176

36223

-

-

-

-

+5880

7141

+1260,7

- 1117,7

6202

-3823,6


 

Основой для оценки конкурентоспособности  продукции является комплексное исследование рынка методами современного маркетинга, что позволяет не просто определить некоторый «базовый образец», но и правильно оценить место анализируемого объекта на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных субъектов рынка.

При приобретении товара потребитель выбирает тот образец  среди аналогичных, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.

В данном случае приобретаемым  перерабатывающими предприятиями товаром является молоко, которое должно строго соответствовать следующим характеристикам. Основными физико-химическими и бактериологическими показателями качества молока выступают показатели кислотности, чистоты и бактериологической обеспеченности. Важнейшее значение для качества молока имеет его кислотность, которая определяется в градусах Тернера (Т). При сдаче на Лианозовский молкомбинат приемке подлежит молоко высшего класса с кислотностью 16-18 °Т, по степени механической загрязнённости - не ниже 1 группы, по редуктазной пробе (микробиологической загрязненности) - высшего класса (до 300 тыс./ куб. см.). Молоко должно быть без посторонних привкусов и запахов и иметь плотность 1,028 и выше (ГОСТ 13264-70). Содержание соматических клеток в молоке должно составлять не более 500 тыс./ куб.см., температура не должна превышать +8°С. Содержание токсических элементов, антибиотиков, ингрибирующих веществ, патогенных микроорганизмов, в том числе сальмонелл, пестицидов, а также наличие консервантов и солей стабилизаторов в молоке не допускаются. Молоко должно выдержать пробу на кипячение. Во всем остальном качественные показатели должны соответствовать требованиям ГОСТа.

Первичная обработка молока в ЗАО «Новый путь» заключается  в его термической обработке (пастеризации) и охлаждении. Охлаждение молока препятствует росту его кислотности, а пастеризация приостанавливает развитие микроорганизмов и бактерий.

Качество молока в большинстве  сельскохозяйственных предприятий  как Ростовского МР, так и области в целом продолжает оставаться неудовлетворительным.

Емкость сырьевого рынка молока в 2010 году в Ростовском МР составила 18006 тонн, в том числе доля реализованного молока на ОАО «Лианозовский молокоперерабатывающий комбинат» составила 10099 тонн, то есть 56% от общего объема реализации. На долю анализируемого предприятия приходится 34,9% этого объема (рисунок 1 ключ легенды 2), что свидетельствует о значительном его превосходстве над конкурентами. У основных конкурентов по изучаемому району соотношение следующее: ЗАО «Красный холм» - 10,4% (ключ 3), ЗАО «Красный маяк» - 22,9% (ключ 4), МСП «Киргизстан» - 31,8% (ключ 5); 44% предприятий района (ключ 1) производят молоко, не удовлетворяющее требованиям данного перерабатывающего предприятия, а, следовательно, являются менее конкурентными на рынке сырьевого молока Ростовского МР.

 

 

 

 

Рисунок 1 - Сырьевой рынок  молока Ростовского МР в 2010 году



 

 

Однако, товарный ассортимент продукции  невысок. Если брать молоко, то ЗАО  «Новый путь» реализует только сырое  молоко (в охлажденном виде). Мясо КРС предприятие поставляет в не переработанном виде, либо реализует скот в живом весе. Продукция растениеводства также хозяйством не перерабатывается. Продуктовая политика в существенной мере основана на выработке стратегических и тактических продуктовых решений. Важнейшими из их числа являются следующими:

  1. определение номенклатуры выпускаемой продукции;
  2. определение объемов выпускаемых продуктов;
  3. определение уровня качества выпускаемой продукции;
  4. разработка       элементов       окружения       продукции       (например, сопроводительная документация)[17].

Ценовая политика - это общие принципы, которых придерживается предприятие при установлении цен на свои товары и услуги; стратегия ценообразования - набор методов, с помощью которых данные принципы осуществляются на практике. Также предприятие должно определиться в выборе метода ценообразования. Наиболее часто используемый метод -затратный метод. Цена в данном случае будет вычисляться следующим образом: «Цена = издержки + прибыль». Этот способ ценообразования называется «средние издержки + прибыль». Цена при таком способе лежит в пределах: min граница - издержки, max - спрос. ЗАО «Новый путь» при постановке цены использует данный способ, однако нельзя говорить, что предприятие ставит любую производственную наценку на себестоимость. На основную реализуемую продукцию цены диктуют потребляющие и перерабатывающие предприятия, хотя хозяйством предлагаются свои условия (в основном, хозяйство лишь выбирает наиболее выгодный вариант), так как реализация товара затруднена.

Сельскохозяйственным предприятиям необходимо вести гибкую ценовую  политику, так как при снижении спроса на продукцию цена мгновенно снижается. Подобные маневры делаются не от хорошей жизни. Высокими наценками сельхозпредприятия похвастаться не могут, и снижение цен - это попытка вернуть хотя бы потраченные средства. Большинству товаропроизводителей не удается отложить товар «до лучших времен», так как животноводческая продукция достаточно скоропортящаяся и на предприятиях нет условий для хранения.

На предприятии отдела (службы) маркетинга не создано. Сбытом продукции  занимаются специалисты отраслей во главе с генеральным директором предприятия. Основной системой маркетинговой информации является система внутренней отчетности, отражающая показатели текущего сбыта, сумму издержек, объем материальных запасов, движение денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности. В современных рыночных условиях большинство сельскохозяйственных предприятий не могут создать совершенных систем внутренней отчетности на основе ЭВМ, которые могли бы обеспечить получение большего объема всесторонней информации в более короткие сроки.

Исследования показывают, что сегодня большинство

сельскохозяйственных предприятий, действующих на рынке молока и молочной продукции, не имеют маркетинговой информационной системы. Руководство не всегда отдает себе отчёт относительно экономической выгоды, которую система может принести предприятию [18].

Конкурентоспособность можно определить, только сравнивая продукцию конкурентов между собой, то есть это относительное понятие, привязанное к конкретному рынку и времени сбыта. Конкурентоспособность продукции определяется не только качеством товара, но и ценой, упаковкой, рекламой и др.

Конкурентоспособность товара - наиболее важный фактор, влияющий на конкурентоспособность  предприятия.

Между предприятиями, находящимися в  одинаковых природно-климатических условиях имеются существенные различия в показателях, определяющих уровень конкурентоспособности. Для конкретного товаропроизводителя важно определить занимаемый им сегмент на рынке с учетом конкурентов, а также конкурентоспособность своей продукции. Для этих целей предлагается балльная система по основным экономическим показателям. По итоговой оценке баллов определяется место сельхозпредприятия среди конкурентов. Чем выше место, тем более конкурентоспособно предприятие на данном рынке.

Для оценки конкурентоспособности  ЗАО «Новый путь» на уровне сельскохозяйственных предприятий Ростовского МР оценим их конкурентоспособность   на  рынках  продукции   животноводства.   Так   как животноводство является основной отраслевой направленностью хозяйств района, то рассмотрим конкуренцию на рынках молока и мяса (таблицы 3 и 4).

Согласно данным таблицы 3 ЗАО «Новый путь» является наиболее конкурентоспособным и занимает 1 место по сумме баллов оценки, на 2-ом месте - МСП «Киргизстан» и на 3-ем - ЗАО «Татищевское». Объем реализации молока у ЗАО «Новый путь» самый высокий (3527 т.), хотя по продуктивности, себестоимости, цене реализации и уровню рентабельности показатели не самые высокие. Цена реализации за 1 центнер молока варьировала в пределах от 386 руб. до 648 руб. В ЗАО «Дертники», ЗАО «Фатьяново», ЗАО «Петровское» реализация молока оказалась нерентабельна. Емкость рынка по району составила 9788,357 тысяч рублей.

По данным таблицы 4 ЗАО  «Новый путь» также является наиболее конкурентоспособным. По оценке ЗАО «Новый путь» имеет самые высокие значения по всем показателям, кроме себестоимости, которая превышает самую низкую по району (у СПК «Ника» 1264 руб./ц.) на 63% и составляет 2678 руб./центнер. Производство и реализация мяса являются нерентабельным по всему району, эффективным оказалось производство только у СПК «Ника» с уровнем рентабельности 45%о и занимает 3 место по конкурентоспособности. Цена реализации за 1 центнер мяса находится в пределах от 1341руб. до 2087 руб. Емкость рынка мяса (КРС) составила по району 2824,554 тысяч рублей.

Проанализируем вероятность банкротства  ЗАО «Новый путь» по модели Г.В. Савицкой, разработанной для сельхозпредприятий:

Z = 0,111 xl + 13,239x2+ 1,676x3+ 0,515x4+ 3,0x5, где

X1 = собственный оборотный капитал /оборотные активы

Х2 = оборотный капитал /основной капитал

ХЗ = выручка/активы

Х4 = прибыль / сумму активов

Х5 = собственный капитал/сумма активов

Если Z > 8, то банкротство маловероятно, при Z < 8 - риск банкротства присутствует: от 8 до 5 - небольшой, от 5 до 3 - средний, ниже 3 - большой, ниже 1- стопроцентная несостоятельность.

Z2006 = 0,111 х0,52 + 13,239x0,40+ 1,676x0,33 +0,515 х0,10 + 3,0х 0,86 = 8,54

 

Таблица 3 - Оценка конкурентоспособности продукции  сельскохозяйственных предприятий  Ростовского МО на рынке молока в 2009 г.

 

 

Наименование хозяйств

Объем

реализации

Продуктивность 1 коровы

Себестоимость 1ц.

Цена реализации

Уровень рентабельности

Всего баллов

место

 

 

тонн

балл

кг

балл

руб

балл

руб.

балл

%

балл

 

 

1

ЗАО «Красный маяк»

2312

66

4422

92

517

61

604

93

+ 17

35

347

5

2

ЗАО «Татищевскос»

2035

58

4785

100

377

84

494

76

+31

63

381

3

 

ЗАО «Фатьяново

227

6

2201

46

340

73

397

61

-8

-

186

13

4

ЗАО «Лазареве»»

472

13

2613

55

356

89

386

60

+8

16

233

11

5

ЗАО «Новый путь»

3527

100

4518

94

405

78

530

82

+31

63

417

1

6

ЗАО «Красный холм»

1045

30

3690

77

435

73

518

80

+19

39

299

6

7

СПК «Ника»

300

9

2779

58

424

75

465

72

+ 10

20

234

10

8

МСП «Киргизстан»

3215

91

4110

86

483

65

648

100

+34

69

411

2

9

ООО «Нова»

467

13

3188

67

408

77

456

70

+12

24

251

8

10

ЗАО «Овощевод»

1341

38

3419

71

488

65

495

76

+1

2

252

7

11

СПК «Макарово»

563

15

2823

59

483

65

493

76

+2

4

219

12

12

ЗАО «Мичуринец»

672

19

4055

85

487

65

494

76

+1

2

247

9

13

ЗАО «Дертники»

135

4

1652

35

811

39

405

63

-50

-

141

15

14

ЗАО «Петровское»

230

7

2208

46

776

41

391

60

-50

-

154

14

15

СПК «Заря»

648

18

3254

68

316

100

473

73

+49

100

359

4

16

СПК «Надежда»

817

23

3291

69

470

67

474

73

+1

2

234

10

Информация о работе Систематизация и классификация методов оценки конкурентоспособности товара