Систематизация и классификация методов оценки конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 01:09, курсовая работа

Описание

В последние десятилетия в условиях глобализации экономики отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России российским компаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности товара и её место в стратегии маркетинга……………………………………………………………..
1.1 Понятие конкурентоспособности товара и её стратегии в маркетинге……
1.2 Методические подходы и модели оценки конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………….
1.3 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях……………………………………………………………….
2 Оценка общего уровня экономического развития ЗАО «Новый путь» Ростовского МР Ярославской области. Анализ маркетинговой деятельности предприятия и конкурентоспособности его продукции………………………..
2.1 Оценка общего уровня экономического развития ЗАО «Новый путь»……
2.2 Анализ маркетинговой деятельности ЗАО «Новый путь» и конкурентоспособности его животноводческой продукции……………………
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Новый путь» Ростовского МР Ярославской области…………………….
3.1 Проектное предложение по повышению конкурентоспособности животноводческой продукции ЗАО «Новый путь» путем снижения затрат на 1кг привеса молодняка КРС……………………………………………………….
3.2 Проектное предложение по повышению конкурентоспособности ЗАО «Новый путь» путем увеличения массы прибыли от реализации молока за счет покупки высокопродуктивных пород скота………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

МАРКЕТИНГ.docx

— 124.41 Кб (Скачать документ)

Для оценки эффективности использования  заемного капитала применяется показатель, называемый эффектом финансового рычага (ЭФР), который рассчитывается по формуле:

ЭФР = (ROA - Ц зк) * (1 - Кн) * Заемный капитал / Собственный капитал

И состоит  из трех основных элементов:

а) дифференциала финансового левериджа (ROA - Цзк), то есть разность 
между рентабельностью совокупных активов и средней ценой заемного 
капитала.

ROA = Общая сумма брутто - прибыли до выплаты налогов и процентов, т.р. / Среднегодовая сумма активов * 100%

б) налогового корректора (1 - Кн), который показывает влияние уровня 
налогообложения на величину ЭФР. Так как реализация сельской 
хозяйственной продукции в общем объеме реализации продукции хозяйства 
составляет 96%, а от прочей реализации налог на прибыль не взимается, то 
Кн = 0.

в) коэффициент финансового левериджа (заемный капитал / 
собственный капитал). Он является именно тем рычагом, с помощью 
которого увеличивается положительный или отрицательный эффект, 
получаемый за счет дифференциала.

ЭФР показывает, на сколько процентов увеличивается  сумма собственного капитала за счет привлечения заемных средств  в оборот предприятия.

Возможен рост заемных средств, если это увеличит эффект финансового 
рычага и рентабельность собственных средств. Предприятие сохраняет 
денежную независимость и, соответственно, собственную конкурентоспособность.

ЗК - средняя  сумма заемного капитала за период.

СК - средняя  сумма собственного капитала за период.

ЭФР2006 = [11,0% - 15,3%]*(1-0)* 1546/ 54999 = - 0,13

ROA = 6874 т.р. / 62605*100% = 11,0 %

Цзк = 237 / 1546 * 100% = 15,3%

ЗК= 1546 т.р.

СК = 54999 т.р.

ЭФР2007 = [13,4-27,1]*(1-0)* 1046/53024 =-0.27

ROA = 8191 т.р. /61043 т.р.* 100% = 13,4%

Цзк = 283/1046 * 100% = 27,1%

 

Таблица 1 - Структура и динамика баланса ЗАО «Новый путь»

 

 

Статьи актива и пассива баланса

 

Абсолютная величина, тыс. руб.

 т.р.

 

2006

Удельный вес, %

2010  69,9

 

2006 38750

2007

2008

2009

45043

2010 43738

 

2007

2008

2009

70,6

 

1. Внеоборотные активы в т.ч.

 

41757 41569

42574

 

 

 

68,4

68,0

 

 

- основные средства

38554

 

42420

44880

43584

71,1

68,1

67,8

70,4

69,7

-долгосрочные финансовые вложения

196

196

154

154

154

0,4

0,3

0,2

0,2

0,2

2. Оборотные активы, всего: в т.ч.

15439

19286

20031

18743

18787

28,5

31,6

32,0

29,3

30,0

- запасы

12635

15535

17153

16198

17669

23,3

25,4

27,4

25,4

28,3

- налог на добавленную стоимость

187

856

764

1045

-

0,3

1,4

1,2

1,6

-

- дебиторская задолженность

2064

2641

1811

1303

1103

3,8

4,3

3,0

2,0

1,8

- денежные средства

571

254

303

197

15

1,1

0,4

0,5

0,3

0,02

БАЛАНС

54189

61043

62605

63777

62525

100

100

100

100

100

3. Капиталы и резервы

46733

48556

54999

50756

49256

86,2

79,5

87,9

79,5

78,8

4. Долгосрочные обязательства

152

316

3203

6109

4082

0,3

0,5

5,1

9,6

6,5

5. Краткосрочные обязательства, всего в т. ч.

7304

7703

4403

6912

9187

13,5

12,6

7,0

10,8

14,7

-кредиторская задолженность

2025

6657

2816

3983

5294

3,7

10,9

4,5

6,2

8,5

-займы и кредиты

564

1046

1546

2541

3609

1,0

1,7

2,5

4,0

5,8

-резервы предстоящих расходов

-

-

41

383

284

-

-

0,1

0,6

0,5

БАЛАНС

54189

61043

62605

6377

62525

100

100

100

100

100


 

ЗК= 1046 т.р.

СК = 53024 т.р.

ЭФР2009 = [11-2- 16,2]*(1-0)* 2546 / 50576 = - 0,25

ROA = 7152 / 63777 * 100% = 11,2 %

Цзк = 412 / 2546 * 100% = 16,2 %

ЗК = 2546 т.р.

СК = 50576 т.р.

ЭФР2010 = [ 13,3 – 14,0]*(1-0)* 3609 / 49256 = - 0.05

ROA = 8330 / 62525 *100% = 13,3 %

Цзк = 505/3609 *100% = 14,0 %

ЗК = 3609 т.р.

СК = 49256 т.р.

Исходя из расчетов можно сделать  вывод, что рентабельность совокупного  капитала была ниже средневзвешенной цены заемных ресурсов в течение  всего анализируемого периода, т.е ROA < Цзк

При таких условиях невыгодно  увеличивать плечо финансового  рычага, т.е. долю заемного капитала. В данном случае создается отрицательный эффект финансового рычага (эффект "дубинки"). В результате чего происходит "проедание" собственного капитала, которое может стать причиной банкротства предприятия.

Так как к 2010г. заметно  увеличение ЭФР, то в данном году на каждый рубль вложенного капитала хозяйства получило убыток в размере 13,3 коп., а за пользование заемными средствами оно уплатило реально по 14 коп. В результате получился отрицательный дифференциал (13,3 - 14,0 = - 0,7). Это значит, что с каждого рубля заемного капитала, используемого в обороте, предприятие имеет убыток 0,7 коп.

Для оценки общего состояния исследуемого хозяйства рассмотрим изменения  валюты баланса за анализируемый  период. К 2010г. по сравнению с 2006г. наблюдается рост валюты баланса на 15,4% (на 8336 т.р.). Наибольшее значение валюты баланса наблюдается в 2009г., к 2010г. заметно небольшое снижение на 2,0% (на 1252 т.р.) (данные таблицы 1.).

Таким образом, за анализируемый  период, в основном, просматривается положительная тенденция развития предприятия, так как рост валюты баланса происходит не за сет заемного капитала, а за счет собственных источников.

Так как темп роста денежной выручки больше, чем валюты баланса  это свидетельствует об удовлетворительной ситуации на предприятии, и источники используются эффективно. Это является наиболее желательной тенденции при развитии предприятия.

Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ, с помощью которого возможно определение  безубыточного объема продаж (порога рентабельности).

Безубыточность можно  выразить тем количеством продукции, которое позволяет предприятию покрывать затраты. Каждая единица продукции сверх этого безубыточного объема будет приносить прибыль.

Наиболее точным способом определения безубыточного объема является аналитический способ.

Для определения точки  безубыточности в стоимостном выражении  необходимую сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального  дохода в выручке. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила в 2010 г. 31698 т. руб.

Общие переменные затраты составили 23838 т.руб.

Маржинальный  доход = 31698 - 23838 = 7860 т.руб.

Доля маржинального дохода в  денежной выручке = 7860/ 31698 = 0,25. Таким  образом, точка безубыточности будет  равна:

2017/0,25 = 8068 т.  руб.

То есть, чтобы предприятию  не быть в убытке ему необходимо в год производить продукцию на сумму 8068 т.р.

После определения порога рентабельности можно рассчитать запас финансовой устойчивости предприятия.

Чтоб рассчитать запас финансовой устойчивости хозяйства необходимо из выручки вычесть безубыточный объём продаж и разделить полученный результат на выручку:

ЗФУ = (Вы ручка - Безубыточный объем  продаж) / Выручка * 100%

ЗФУ2010 = 31698 - 8068 / 31698 * 100 = 74,5

Как показывает расчет, в 2010г. необходимо было реализовать продукции на сумму 8068 т.р., чтобы покрыть постоянные затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактически выручка составила 31698 т.р., что выше критической суммы  на 23630 т.р., или на 74,5%. Это и есть запас финансовой устойчивости или зона безубыточности предприятия.

Проанализируем финансовые результаты от реализации продукции, работ, услуг  ЗАО «Новый путь».

Основную часть прибыли предприятие  получает от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучим динамику выполнения плана прибыли от реализации продукции и определим факторы изменения ее суммы.

Так как предприятием реализуется  несколько видов с-х продукции, то величина прибыли будет определяться следующими факторами: объемом продаж (VPni), себестоимостью (Ci) и средне реализационными ценами (Цi).

Факторная модель прибыли  от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

Пi = VPni * (Цi -Ci).

Объем реализации продукции может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Себестоимость    продукции    и    прибыль    находятся    в    обратно пропорциональной    зависимости:    снижение    себестоимости    приводит    к соответствующему росту прибыли и наоборот.

Изменение суммы средне реализационных цен и величина прибыли находятся  в прямо пропорциональной зависимости; при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния факторов на изменение  суммы прибыли по отдельным видам  сельскохозяйственной продукции произведем способом цепной подстановки:

По молоку:

П 2009 = VP 20092009 - С 2009) = 35265 (530,3 - 404,7) = 4429,3

П усл1 = VP 20102009 - С 2009) = 31962 (530,3 - 404,7) = 4014,4

Пусл 2 = VP 20102010 - С 2009) = 31962 (727,6 - 404,7) = 10320,5

П 2010 = VP 20102009 - С 2010) = 31962 (727,6 - 517,71) = 6710,0

П 2010 - П 2009 = 6710 - 4429,3 = 2280,7тыс.руб.

Пусл1 - П 2009 = 4014,4 - 4429,3 = - 414,9 тыс.руб.

Пусл2 - Пусл1 = 10320,5-4014,4 = 6306,1 тыс.руб.

П 2010 - П усл 2 = 6710 - 10320,5 = - 3610,5 тыс.руб.

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции (таблица 2).

По результатам факторного анализа можно сказать, что в  ЗАО «Новый путь» сумма прибыли возросла в 2010 г. в основном за счет роста прибыли от реализации продукции животноводства (молока и мяса).

На рост прибыли от реализации молока, в основном, повлияло увеличение средних  цен реализации. Сумма прибыли  снизилась за счет снижения объема реализации и роста себестоимости продукции.

Убыток от реализации мяса КРС (в живом весе) сократился на 9,5%, что было обусловлено снижением  количества реализации продукции и  ростом средней цены реализации 1ц. на 13,3%. Рост себестоимости 1ц. продукции на 9,3%) привел к снижению прибыли от реализации продукции на 56 тыс. руб. В 2010 г. значительно сократилась сумма прибыли от реализации растениеводческой продукции. Это обусловлено неблагоприятными климатическими условиями за данный период. Хозяйство понесло невозместимые убытки, но, в общем, реализация продукции растениеводства была рентабельна. Увеличение суммы прибыли объясняется ростом цен реализации зерна на 3.3 %>, а за счет снижение объема реализации продукции и роста себестоимости продукции сумма прибыли снизилась на 293,7 т.р. Снижение суммы прибыли от реализации картофеля обусловлено снижением объема реализации продукции на 33,9 %, снижением среднереализационной цены на 14,6 % и ростом себестоимости 1ц. продукции на 25,9 %.

По результатам факторного анализа  оценим качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее     увеличение     обусловлено     ростом     объема     продаж,     снижением себестоимости продукции.

Низкое качество прибыли характеризуется  ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижением  затрат на рубль продукции.

На анализируемом предприятии  сумма прибыли возросла, в основном, за счет увеличения средне реализационных цен, таким образом, основная часть  прибыли за 2010 г. имеет низкое качество (в основном это молоко и зерно), прибыль от реализации мяса и картофеля можно признать более высококачественной.

Предприятие имеет реальные возможности  расширения хозяйственной деятельности. Рост дебиторской задолженности  свидетельствует о снижении платежеспособности покупателей и недостаточной  работы с ними. Оценка финансовой устойчивости позволяет говорить о значительном запасе прочности, обусловленном высоким  уровнем собственного капитала. Правда, к 2010 г. наблюдается усиление финансовой зависимости от кредиторов, то есть небольшое снижение финансовой устойчивости по сравнению с 2006г.

В целом, финансовая устойчивость предприятия  находится на приемлемом уровне. Предприятие  имеет удовлетворительный уровень  доходности, хотя отдельные показатели имеют некоторое отклонение от нормативов. Хозяйство недостаточно устойчиво  к колебаниям рыночного спроса на продукцию (услуги) и др. факторам финансово-хозяйственной  деятельности.

 

 

2.2 Анализ маркетинговой деятельности  ЗАО «Новый путь» и конкурентоспособности  его животноводческой продукции

 

Исходя из вышеприведённых данных анализа специализации исследуемого предприятия, было выявлено, что основной направленностью его хозяйственной  деятельности является молочно - мясное скотоводство. В структуре регионального АПК молочный подкомплекс занимает большое место. Молочнопродуктовый подкомплекс АПК является одним из крупных и наиболее важных подкомплексов АПК России. Удовлетворение потребностей общества в молочной продукции требует создания соответствующих условий для его развития, и, прежде всего молочного скотоводства. Деформация экономических отношений в сельском хозяйстве, в том числе и в молочном скотоводстве, привела к снижению среднегодовых темпов и абсолютных размеров прироста продукции при ухудшении её качественных характеристик.

Молочное скотоводство является одной  из основных отраслей АПК, определяющей эффективность развития молочного  производства.

Молоко - уникальный по пищевой ценности и  значению для организма природный  продукт, содержащий почти все необходимые  по своей усвояемости и полезности вещества для жизни и нормального  развития организма.

Продукты молочного скотоводства относятся к товарам первой необходимости и поэтому, независимо от политической и экономической ситуации, будут всегда пользоваться потребительским спросом. Молоко -один из основных продуктов на столе россиян. Его с желанием покупают представители разных возрастных групп вне зависимости от места проживания и уровня доходов.

Таким образом, основной задачей  сельскохозяйственных предприятий  является производство продукции соответствующей  требованиям рынка.

Информация о работе Систематизация и классификация методов оценки конкурентоспособности товара