Систематизация и классификация методов оценки конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 01:09, курсовая работа

Описание

В последние десятилетия в условиях глобализации экономики отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России российским компаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности товара и её место в стратегии маркетинга……………………………………………………………..
1.1 Понятие конкурентоспособности товара и её стратегии в маркетинге……
1.2 Методические подходы и модели оценки конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………….
1.3 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях……………………………………………………………….
2 Оценка общего уровня экономического развития ЗАО «Новый путь» Ростовского МР Ярославской области. Анализ маркетинговой деятельности предприятия и конкурентоспособности его продукции………………………..
2.1 Оценка общего уровня экономического развития ЗАО «Новый путь»……
2.2 Анализ маркетинговой деятельности ЗАО «Новый путь» и конкурентоспособности его животноводческой продукции……………………
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Новый путь» Ростовского МР Ярославской области…………………….
3.1 Проектное предложение по повышению конкурентоспособности животноводческой продукции ЗАО «Новый путь» путем снижения затрат на 1кг привеса молодняка КРС……………………………………………………….
3.2 Проектное предложение по повышению конкурентоспособности ЗАО «Новый путь» путем увеличения массы прибыли от реализации молока за счет покупки высокопродуктивных пород скота………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

МАРКЕТИНГ.docx

— 124.41 Кб (Скачать документ)

 

1.3 Проблемы поддержания качества  и конкурентоспособности продукции  в рыночных условиях

 

Вышеизложенное свидетельствует  о том, что существует объективная необходимость в условиях рыночных отношений усилить роль качества как одного из решающих факторов успеха производителя на рынке. В связи с обострением экологических проблем в России и во всем мире особое значение для конкурентоспособности продукции приобретают такие признаки качества, как безопасность для жизни населения и экологическая чистота продукции.

В этом отношении страны с рыночной экономикой, особенно Япония, накопили большой положительный  опыт управления качеством на фирменном уровне и добились в этом отношении впечатляющих успехов. Однако, как показывает отечественная и мировая практика, взятые сами по себе ни управление качеством, ни введение всеобъемлющего тотального контроля качества, осуществляемого государственными органами и предприятиями, не могут кардинально решить эту проблему, если они не сочетаются с рыночным контролем.

В условиях достаточности товаров  и услуг на рынке, превышения в  целом их предложения над спросом  покупатель в полной мере реализует  своё право выбора, естественно предпочитая тот товар, который с его точки зрения (а никак не производителя, плановика, инженера) обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены в тот или иной момент

Невостребованные потребителем продукты труда остаются у производителя и / или его посредников. Нереализованные на рынке товары убедительно показывают правильность или ошибочность товарной политики производителя, убеждают его самым эффективным способом - рублём, долларом, маркой, что выпускать следует только то, что требует потребитель.

В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы  обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную  оценку этой деятельности дает в конечном счёте покупатель (потребитель). Конкуренция -самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, который не имеет себе равных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок.  Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.

Таким образом, уже сам  по себе рыночный фактор служит действенным средством, заставляющим производить товары требуемого в конкретный момент уровня качества. Но этим не исчерпывается роль конкурентного рынка. Он оказывает мощное воздействие на конкретные экономические, организационно - управленческие и контрольные функции изготовителей, направленные на решение проблем качества и конкурентоспособности.

Главные участники процесса планирования качества на первых его  этапах - потребители и служба маркетинга. Процесс планирования качества носит непрерывный характер, поскольку постоянное обновление и совершенствование продукции - обязательное условие успеха производителя на рынке.

Решение проблемы качества в России в новых условиях во многом зависит от создания соответствующей законодательной базы. Разработана Государственная программа России по управлению качеством продукции. В ней отражена государственная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересованность товаропроизводителей в выпуске продукции в ассортименте, отвечающем интересам различных групп потребителей, а также отвечающих задачам социально - экономического развития России.

С большими трудностями, не всегда последовательно  и целенаправленно в России происходит создание новой системы поддержания качества и конкурентоспособности продукции. В отличие от ранее существовавшей системы качества главными ее субъектами становятся производители и потребители, а не государственные органы.

Общегосударственные функции воздействия  на качество и управление им ныне состоят в создании и совершенствовании законодательной базы, регулирующем воздействии и унификации обязательных требований к продукции и технологии, связанных с обеспечением их безопасности и экологичности, согласованием общегосударственных интересов России в области качества и конкурентоспособности с интересами других стран и мирового сообщества в целом.[14]

 

2 Оценка общего уровня  экономического развития ЗАО «Новый путь» Ростовского МР Ярославской области. Анализ маркетинговой деятельности предприятия и конкурентоспособности его продукции

2.1 Оценка общего уровня экономического развития ЗАО «Новый путь»

ЗАО «Новый путь» преобразовано  из одноименного совхоза (ТОО) в 1995 г. Хозяйство образовано в форме юридического лица и имеет организационно-правовую форму закрытого акционерного общества. Руководителем общества является генеральный директор Морозов С.Н.

Общество самостоятельно планирует  свою производственно-хозяйственную  деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально - технических и других ресурсов. Общество является правопреемником товарищества с ограниченной ответственностью «Новый путь», несет права и обязанности, возникшие у ТОО «Новый путь» до его преобразования в ЗАО «Новый путь».

ЗАО «Новый путь» считается созданным  как юридическое лицо с момента государственной регистрации и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия и действующим законодательством.

Общество  имеет следующие органы управления:

  • Общее собрание акционеров Общества;
  • Наблюдательный совет Общества;
  • Единоличный      исполнительный     орган      (генеральный     директор общества)

В случае и в порядке  предусмотренных Уставом в Обществе может быть организован временный единоличный исполнительный орган Общества.

Высшим органом управления Общества является его Общее собрание акционеров (260 человек). Ежегодно годовым Общим  собранием акционеров избираются члены Наблюдательного совета Общества (который состоит из 13 человек). Наблюдательный совет следит за деятельностью общего собрания. Также общим собрание акционеров сроком на 3 года назначается Генеральный директор Общества. Генеральный директор решает все вопросы текущей деятельности Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета. Также в его полномочиях находится утверждение штатного расписания работников предприятия.

Контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью Общества осуществляется Ревизионной комиссией которая избирается на годовом Общем собрании акционеров в количестве 3 человек. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Общества осуществляется по итогам деятельности общества за год.

Руководителем и организатором  всей планово-экономической работы является главный экономист, который подчиняется непосредственно генеральному директору Общества. Указания главного экономиста по вопросам, относящимся к его ведению, обязательны для исполнения всеми руководителями и специалистами отделов, служб, производственных подразделений.

Организатором экономической  работы в хозяйстве по нормированию и оплате труда является старший экономист по труду, который находится в подчинении главного экономиста Общества.

Правильную постановку и достоверность учета, контроль за правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей обеспечивает главный бухгалтер, который является заместителем генерального директора Общества. Главный бухгалтер возглавляет центральную бухгалтерию, которая является самостоятельным структурным подразделением и не входит в состав другой службы предприятия.

Каждый работник подчиняется вышестоящему лицу - это делает управление более  квалифицированным.

ЗАО «Новый путь» расположено  в западной части Ростовского  района. Хозяйство вытянуто с запада на восток на 13 км., а с севера на юг - 10 км. На северо-востоке и востоке территория хозяйства граничит с землями МСП «Киркизстан», ЗАО «Красный холм», на юго-западе - ТОО «Фатьяновский».

Производственную специализацию  предприятия определяют по основным товарным отраслям и продуктам, обеспечивающим наибольшую выручку от реализации.

Прямой показатель, характеризующий  специализацию хозяйства -структура товарной продукции.

Наибольший удельный вес  в структуре выручки занимает выручка от реализации молока. Причем доля выручки от реализации молока возросла за анализируемый период с 66,9 % до 73,9 %. Удельный вес выручки от реализации КРС в 2010 г. составляет 19,4 %, мяса КРС - 1,4 %.

Таким образом, отраслевую направленность хозяйства можно определить как  молочно-мясное скотоводство с удельным весом выручки 95,1 %.

Дополнительной отраслью является картофелеводство с долей выручки 3,7 %.

Ярославская область находится в зоне рискованного земледелия, поэтому здесь надежнее развивать отрасли животноводства. Таким образом, специализация хозяйства на молочно-мясном скотоводстве с дополнительной отраслью картофелеводство соответствует его природным и экономическим

условиям.

Коэффициент специализации в 2010 году в ЗАО  «Новый путь» составил 0,57 пунктов, что  говорит о глубокой специализации  предприятия.

В современных условиях важнейшими показателями деятельности предприятия являются показатели финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние может  быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.

Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии и наоборот.

Общий финансовый анализ осуществляется на основе абсолютных значений показателей  баланса предприятия. Для этого  рассматривают динамику абсолютных значений показателей баланса предприятия  за определенный период.

Проанализируем состав и структуру  имущества ЗАО «Новый путь» в  таблице 1.

Финансовое состояние  предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они ему приносят.

В процессе анализа активов предприятия  в первую очередь следует изучить  изменения в их составе и структуре.

Наиболее общее представление  об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального анализа отчетности.

Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что за период 2006-2010 г. структура активов ЗАО «Новый путь» изменилась.

Доля основного капитала, т.е. внеоборотных активов, снизилась на 2,2 %, а доля оборотного, соответственно, увеличилась на 2,2 % за счет увеличения доли запасов.

Таким образом, основную часть в  структуре имущества занимают внеоборотные активы.

Внеоборотные активы (или основной капитал) - это вложение средств с долговременными целями в недвижимость, облигации, акции, запасы полезных ископаемых, нематериальные активы и др.

Доля основных средств в имуществе хозяйства к 2010г. составила 69,9%. Таким образом, предприятие имеет «тяжелую» структуру активов. Это свидетельствует о значительных накладных расходах и высокой чувствительности прибыли предприятия к изменениям выручки. Следовательно, для сохранения финансовой устойчивости предприятия необходимо иметь высокую долю собственного капитала и долгосрочного заемного капитала в источниках финансирования.

Проанализируем состав и динамику основного капитала на основе данных таблицы 1.

К 2010 г. сумма основных средств с каждым годом возрастает, а сумма долгосрочных финансовых вложений снижается.

Рассмотрим изменение состава  и динамики оборотных активов  предприятия, как наиболее мобильную  часть капитала, от состояния которых в значительной степени зависит финансовое состояние предприятия.

Как видно из таблицы 2 наибольший удельный вес в оборотных  активах занимают запасы, с каждым годом их сумма растет: в 2010 г. они  в 1,4 раза больше, чем в 2006 г. Сумма  денежных средств в доле оборотных активов снижается, что говорит об ухудшении финансовой ситуации на предприятии.

Создание и функционирование любого предприятия упрощенно представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с  целью извлечения прибыли.

Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа.

Финансовый леверидж - потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структур долгосрочных пассивов.

Управление финансовыми ресурсами  является одним из внутренних факторов управления конкурентоспособностью предприятия. Финансовые ресурсы, направленные на простое воспроизводство, оказывают краткосрочное по продолжительности влияние данного фактора на конкурентоспособность хозяйства; на расширенное - длительное влияние.[15] За счет управления финансовым фактором возможно повышение конкурентоспособности предприятия. Потребность в финансовых ресурсах удовлетворяется за счет любых источников.

Информация о работе Систематизация и классификация методов оценки конкурентоспособности товара