Управление проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:48, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – осветить необходимость и способы принятия эффективных управленческих решений.

В соответствии с целью сформирован круг задач, которые будут реализованы в ходе данной исследовательской работы:
Раскрыть понятие управленческого решения, а также их вариантность;
Выявить основные элементы процесса принятия управленческих решений, а именно: методы и модели;
Раскрыть основные этапы разработки, принятия и реализации управленческих решений;
Рассмотреть системный подход, как основополагающий в разработке управленческих решений;
Раскрыть стили принятия управленческих решений;
Изучить особые условия при принятии управленческих решений;
Рассмотреть принципы контроля за реализацией управленческих решений;
Раскрыть понятие и сущность эффективных управленческих решений
Сделать общий вывод по данной теме.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие управленческих решений.
Сущность и содержание управленческих решений. 5
Вариативность управленческих решений.
Классификация управленческих решений. 7
Типология управленческих решений. 9

Глава 2. Разработка и реализация управленческих решений.

2.1. Системный подход как основа разработки и принятия

управленческих решений. 12

2.2. Элементы процесса разработки и принятия управленческих решений

2.2.1. Методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений. 13

2.2.2. Модели принятия управленческих решений. 17

2.2.3. Основные этапы разработки управленческих решений. 20

2.3. Стили принятия управленческих решений. 27

2.4. Особые условия при принятии управленческих решений.

2.4.1. Быстро меняющаяся окружающая среда. 29

Глава 3. Контроль и оценка эффективности управленческих решений.

3.1. Контроль реализации управленческих решений. 31

3.2. Условия и факторы качества управленческих решений. 34

Заключение 37

Список литературы 38

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Управленческие решения.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

       Более адекватная оценка альтернативных вариантов  управляющих воздействий может  быть получена при использовании  методов коллективного экспертного  оценивания.

    1. Коллективная экспертная оценка.

       Коллективные экспертизы обеспечивают большую обоснованность и эффективность принимаемых решений. Помимо того, что разрабатываемое управленческое решение в этом случае получает разностороннюю оценку и аргументированность, интересна также возможность сопоставить различные точки зрения специалистов на сравнительную эффективность выработанных альтернативных вариантов решения.  Большое значение придаётся проблемам организации коллективной экспертизы, с тем чтобы обеспечить в зависимости от  конкретных условий её проведения анонимность экспертных заключений, обратную связь, многотуровость, нивелирование возможных эффектов конъюнктурности и конформизма экспертных суждений и т.д.

    1. Принятие решения лицом, принимающим решения.

       Наряду  с результатами экспертизы при принятии решения лицо, принимающее решения, учитывает дополнительную информацию об объекте принятия решения. Которая может быть доступна лишь ему как руководителю.

       Принятие  коллективных решений – одна из наиболее важных процедур процесса принятия управленческих решений. Она предполагает не только расчёт результата коллективной экспертизы, но также:

    - использование  специальных методов открытого  обсуждения альтернативных вариантов  решений;

    - дополнительный  обмен информации между лицами, принимающими непосредственное  участие в процессе принятия решений;

       - согласование противоположных точек  зрения;

       - поиск компромисса и т.д.

       Ещё одним важным отличием коллективных процедур является то. Что решения, принимаемые коллективно, окончательны, в то время как результирующие экспертные оценки служат лишь необходимой базой для принятия управленческих решений.

       В процессе принятия коллективного решения  может быть запрошена дополнительная экспертная информация от специалистов, принимавших участие в подготовке и обосновании альтернативных вариантов решений.

    1. Разработка плана действий.

       Необходимо  выработать план действий, поскольку  от выбранного состава действий, последовательности их осуществления, намеченных сроков и  ресурсов, обеспечивающих осуществление  действий, исполнителей зависит очень многое.

       Ход реализации плана должен постоянно  отслеживаться, наметившиеся изменения  условий и отклонения при выполнении плана должны анализироваться. План, в случае если это нецелесообразно, должен корректироваться.

       Использование современных технологий поддержки управленческих решений позволяет организации и руководителю более эффективно осуществлять процесс планирования.

       Планирование  в современной науке об управлении включено в число основных функций  управления.

    1. Контроль реализации плана.

       Обеспечение эффективной деятельности организации предполагает непрерывный контроль за ходом реализации принятых планов действий.

       Непрерывно  действующий либо с интервалами, диктуемыми характером запланированных  мероприятий, мониторинг позволяет  своевременно фиксировать наметившиеся отклонения в ходе реализации плана.

       Причиной  необходимости корректировки плана  может стать и изменившийся прогноз  развития ситуации.

       Изменения условий реализации плана, особенно при наличии плана чувствительности к наметившимся изменениям, должны быть проанализированы с целью определения наиболее вероятных изменений, которые они могут вызвать при реализации намеченного плана.

       Результатом такого анализа должна стать адекватная корректировка плана управляющих  воздействий, обеспечивающая наименьшее отклонение от поставленных целей, а при более благоприятном развитии ситуации и более полное достижение целей.

    1. Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.

       Реализованный план управленческих воздействий или  его фрагмент, представляющий интерес, должны быть подвергнуты тщательному анализу с целью оценки эффективности принятых управленческих решений и их реализации.

       Такой анализ должен определить:

       - слабые и сильные места принятых  решений и планов их реализации;

    - дополнительные  возможности и перспективы, открывающиеся в результате происшедших изменений;

       - дополнительные риски. Которым  может быть подвергнуто достижение  намеченных целей.

       Есть  и другой подход к выделению этапов принятия управленческого решения.

       Технология  менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

       На  стадии подготовки управленческого  решения проводится экономический  анализ ситуации на микроуровне и  макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения19.

       На  стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

       На  стадии реализации решения принимаются  меры для конкретизации решения  и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его  выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

       Эффективный направляющий должен сделать соответствующие  выводы и учесть их при принятии последующих решений.

       Если  результаты анализа заставляют серьёзно задуматься о возможном развитии ситуации и возникают сомнения в правильности поставленных целей, то возможно переосмысление и изменений стратегии организации.20 

         2.3. Стили принятия управленческих  решений.

       Определяющий  момент в принятии и реализации управленческого решения – выбор стиля принятия решения. Лицо, принимающее решение, может выбирать стиль неосознанно, а может придерживаться определённого стиля сознательно.

       Стиль управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению  к подчинённым, направленная на воздействие и побуждение подчинённых к достижению поставленной цели.

       В общепринятой практике управления выделяют три основных стиля руководства  – авторитарный, либеральный и  демократический. (см. Приложение, таб. 2.3/1)21

       Таким образом, выбранный стиль руководства – это определённая тактика, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности руководителя. Однако в разных условиях (фазах развития), при различном характере труда (инновации, производство, торговля) и уровне образованности приоритетен разный стиль.

       В начале 1980-х гг. появилась концепция  «управленческой решётки», созданная  американскими психологами Робертом Блейком и Джейн Моутон (см. Приложение, таб. 2.3/2)1

       Управленческая  решётка составляет две составляющие работы менеджера: первая – внимание к решению производственных задач, вторая – внимание к людям. Термин «производство» означает не только изготовлении е материальных благ, но и осуществление продаж, расчётов, обслуживание покупателей и т.д.

       Составляющие расположены на соответствующих осях, и в зависимости от степени проявления внимания (незначительное - значительное) построена решётка, отражающая различные комбинации:

    • Незначительное внимание к решению производственных задач и людям приводит к «убогому управлению» (стиль 1.1);
    • Руководители колеблются между стилями 1.9 («управление отношениями») и 9.1 («управление на основе выполнения производственных задач»). Для увеличения отдачи руководители «закручивают гайки»1, и, когда отношения между людьми начинают ухудшаться, их стиль возвращается в положение 1.9;
    • В середине решётки (стиль 5.5) находится «золотая середина»;
    • Для точки 9.9 характерна взаимосвязь между вниманием к людям и решением производственных задач. Стилю руководителя свойственно достижение результатов через отношения или человеческий фактор.

       Управленческая  решётка Блейка – Моутон оказала  значительное влияние на диагностику  организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявлять ограничения и  на этой основе принимать и реализовывать  решения по организационному развитию

       В соответствии с моделью принятия решений руководством Врума –  Йеттона существует пять стилей принятия решений (см. Приложение, таб. 2.3/3) в зависимости  от степени участия подчинённых  в процессе их принятия.

       Чтобы определить, какой стиль принятия решения наиболее подходит в конкретной ситуации, Врум и Йеттон разработали семь критериев оценки ситуации22:

    1. Значение качества решения;
    2. Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения;
    3. Степень структурированности проблемы;
    4. Значение согласия подчинённых с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения;
    5. Определённая вероятность (на основании прошлого опыта), что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчинённых;
    6. Степень мотивации подчинённых достигнет целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы;
    7. Степень вероятности конфликта между подчинёнными при выборе альтернативы.

       Таким образом, существует соотношение между  стилем руководства, принятием решений и уровнем производительности. Однако, кроме поведения руководителя и его личных качеств, имеются и другие факторы, влияющие на эффективность управления. В этой связи среди учёных и практиков, занимающихся изучением социально-психологических аспектов управления, прочно утвердилось мнение, что эффективность менеджмента и принятия решений имеет ситуационный характер. 

       2.4. Особые условия  при принятии управленческих  решений.

       В современном жестком и быстро меняющемся мире, в условиях усиливающейся глобальной конкуренции, при принятии решений очень редко подходит традиционная аналитическая рациональная модель. Чтобы выжить в современном мире, особенно в условиях постоянно меняющейся окружающей обстановки, менеджеры должны научиться принимать решения как можно быстрее, учиться на собственных и чужих ошибках и избегать возрастающей приверженности к неудовлетворительному курсу действий.

       В настоящее время в некоторых  отраслях темпы конкурентных и технологических  изменений настолько стремительны, что сведения о рынке оказываются либо недоступными, либо устаревшими, стратегические окна на какой-то момент открываются и сразу же захлопываются, а платой за ошибочное решение оказывается банкротство компании. В недавно проведенном исследовании23 изучалось, каким образом успешно работающие компании принимают решения в условиях быстро изменяющейся окружающей среды. Особое внимание было уделено такому вопросу: избегают ли организации рациональных подходов или имеют достаточно времени для инкрементального осуществления принятого управленческого решения? Сравнение успешных и неудачных решений в обстановке быстро изменяющейся окружающей среды позволяет отметить следующее.

Информация о работе Управление проектами