Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:47, дипломная работа
Цель дипломной работы – определение сущности и значение управления денежных потоков, методики их анализа, поиск направлений оптимизации денежных потоков.
Цель работы достигается путем решения следующих задач:
-изучение теоретических основ денежных потоков;
-анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы движения денежных потоков.
- анализ эффективности движения денежных потоков;
- определение методов оптимизации денежных потоков.
Введение 4
Глава 1 Экономическая сущность денежных потоков предпри-ятия 6
1.1 Денежные потоки и их классификация 6
1.2 Политика управления денежными потоками 18
1.3 Нормативно-правовое обеспечение управления денеж-ными потоками 28
1.4 Методы анализа движения денежных средств 30
Глава 2 Анализ денежных потоков ООО «Электротехмонтаж» 36
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Электротехмонтаж» 36
2.2 Анализ движения денежных потоков ООО «Электротехмонтаж» 37
2.3 Факторный анализ движения денежных потоков ООО «Электротехмонтаж» 48
Глава 3 Направления и методы оптимизации денежных потоков ООО «Электротехмонтаж» 57
3.1 Методы оптимизации денежных потоков 57
3.2 Разработка бюджета денежных потоков 61
Заключение 66
Список литературы
Приложения 69
= 142434410 : 8 = 17804301
√157887511: 8 = 443
√ 220761917 : 8 = 5253
rкор = 17804301 : (4443 х 5253) = 0,7629
Чем ближе значение коэффициента корреляции
денежных потоков к 1, тем меньше разброс
колебаний между значениями положительных
и отрицательных денежных потоков. Значение
коэффициента корреляции положительных
и отрицательных денежных потоков ООО
«Электротехмонтаж» за 2007—2008 гг. составило
0,7629, т.е. ближе к 1, это значит между
положительными и отрицательными денежными
потоками существует тесная связь.
ООО «Электротехмонтаж» необходимо скорректировать
управление денежными потоками для сглаживания
небольших колебаний. Это позволит более
эффективно использовать денежные средства,
не допуская ни их излишнего накопления,
ни дефицита в отдельные временные промежутки.
Глава 3. Направления и методы оптимизации денежных потоков
3.1 Методы
оптимизации денежных потоков
Одним
из наиболее важных и сложных этапов
управления денежными потоками предприятия
является их оптимизация.
Оптимизация денежных
потоков представляет собой процесс выбора
наилучших форм их организации на предприятии
с учетом условий и особенностей осуществления
его хозяйственной деятельности.
Основными целями
оптимизации денежных потоков предприятия
являются:
-обеспечение сбалансированности объемов
денежных потоков;
- обеспечение синхронности формирования
денежных потоков во времени;
-обеспечение роста чистого денежного
потока предприятия.
Основными
объектами оптимизации выступают:
- положительный денежный поток;
- отрицательный денежный поток;
- остаток денежных активов;
- чистый денежный поток.
Основу
оптимизации денежных потоков ООО «Электротехмонтаж»
составляет обеспечение сбалансированности
объемов положительного и отрицательного
их видов. На результаты хозяйственной
деятельности ООО «Электротехмонтаж»
отрицательное воздействие оказывают
как дефицитный, так и избыточный денежные
потоки.
Отрицательные
последствия дефицитного денежного потока
проявляются в снижении ликвидности и
уровня платежеспособности ООО «Электротехмонтаж»
, росте просроченной кредиторской задолженности
поставщикам сырья и материалов, повышении
доли просроченной задолженности по полученным
финансовым кредитам, задержках выплаты
заработной платы (с соответствующим снижением
уровня производительности труда персонала),
росте продолжительности финансового
цикла, а в конечном счете — в снижении
рентабельности использования собственного
капитала и активов ООО «Электротехмонтаж».
Отрицательные
последствия избыточного денежного потока
проявляются в потере реальной стоимости
временно неиспользуемых денежных средств
от инфляции, потере потенциального дохода
от неиспользуемой части денежных активов
в сфере краткосрочного их инвестирования,
что в конечном итоге также отрицательно
сказывается на уровне рентабельности
активов и собственного капитала ООО «Электротехмонтаж».
Ускорение
привлечения денежных средств и оптимизации
денежных потоков у ООО «Электротехмонтаж»
может быть достигнуто за счет следующих
мероприятий:
- предоставление скидок покупателям;;
-ускорения инкассации просроченной дебиторской
задолженности;
-использования современных форм рефинансирования
дебиторской задолженности -факторинга.
Скидки — это инструмент поощрения клиентов либо покупать больше, либо раньше платить.
Передача на реализацию обычно предусматривает, что предприятие сохраняет товары в своей собственности до тех пор, пока не будет получена плата за них.
Необходимо разработать надлежащим образом оформленную стратегию заключения контрактов, которая будет основана на финансовой оценке привлекательности контрактов. Контракты должны быть более гибкими:
-если полная предоплата невозможна, более часто применять частичную предоплату;
-ввести систему скидок, а не несколько разрозненных скидок;
-создать систему анализа влияния скидок на финансовые результаты деятельности предприятия;
-установить целевые ориентиры для различных видов продаж:
-поставить вознаграждение персонала отдела сбыта в зависимость от эффективности этих мер по получению платежей и вклада в общий финансовый результат.
Предложение скидок клиентам обычно оправдано, если такие действия приводят к более высоким общим прибылям. Но, когда предприятие испытывает дефицит денежных средств, скидки могут быть предоставлены с целью увеличения притока денежных средств, хотя в более отдаленной перспективе общий денежный результат для предприятия будет отрицательным.
Имеются различные категории скидок:
-за раннюю оплату;
-большой объем;
-долгосрочные контракты;
-давние деловые связи с данным клиентом и его значение для предприятия;
-высокий кредитный рейтинг предприятия;
-более низкое или неоднородное качество поставок.
Целесообразно специально проводить на предприятии анализ скидок с точки зрения их необходимости, обоснованности и финансовой состоятельности .
Скидки должны быть привязаны к единой системе расчетов за продукцию. При прочих равных условиях скидкам за предоплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату, более высокие эффективные доходы приведут к повышению налогов, а скидки — к снижению налогов.
Скидки более целесообразны, чем штрафы: поощрение всегда действует лучше.
Ранняя оплата высвобождает денежные средства, которые могут быть инвестированы с прибылью, вместо того чтобы быть связанными в продукции на складе.
Таким образом, клиентам, осуществляющим предоплату, следует предлагать скидку. Скидка не должна превышать выгоды от предоплаты. Можно разработать шкалу скидок, которая соотносила бы сроки оплаты с величиной скидок. Для количественной оценки предложения скидки следует производить оценку стоимости денег во времени, что подразумевает выбор сообразной процентной ставки, которая бы более или менее достоверно отражала разницу между получением денег .сейчас или через определенное время в будущем. Величина скидки не должна превосходить преимущества от получения досрочной оплаты.
Факторинг – это продукт, позволяющий поставщикам товаров и услуг предоставлять потребителям отсрочку платежа и одновременно оперативно пополнять оборотные средства, необходимые для поддержания продаж. Это идеальный инструмент долгосрочного роста бизнеса и реализации самых амбициозных планов развития. Факторинг предполагает приобретение банком денежных требований на покупателя с последующим взысканием долга в пользу продавца за соответствующее вознаграждение.
- увеличению
объема продаж и получению
дополнительной прибыли за
- расширению доли компании на рынке: факторинг обеспечивает возможность привлечь новых клиентов за счет выгодных предложений по оплате продукции; наличие оборотных средств позволяет также увеличить ассортимент товара на складе, и, следовательно, увеличить оборот;
- повышению ликвидности дебиторской задолженности: деньги поступают сразу же после отгрузки товаров с отсрочкой платежа, при этом предоставляемое финансирование увеличивается по мере роста продаж;
- ликвидации кассовых разрывов: чёткое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности, гарантия защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым разрывом;
- своевременной оплате контрактов;
- эффективному
управлению дебиторской
Факторинг предполагает не
-улучшению
структуры баланса - факторинг
предоставляет возможность
При рассмотрении вопроса продажи дебиторской задолженности нужно сравнить условия, предлагаемые фактором, с условиями сбора задолженности, которые существуют на предприятии.
Срок
получения задолженности на предприятии
– среднее время между поставкой продукции
и получения оплаты за нее. Рассчитывается
как отношение среднего сальдо дебиторской
задолженности к совокупной величине
продаж в рассчитываемом периоде.
3.2. Разработка
бюджета денежных потоков
В настоящее время в условиях всемирного экономического кризиса малым предприятиям все труднее работать в полном объеме. Спад в экономике вызвал спад в производственной деятельности и сбыте предприятия, что уменьшило его потенциал генерирования денежных средств. Поэтому предлагаются следующие мероприятия, направленные на оптимизацию денежных потоков ООО «Электротехмонтаж» .
Для оптимизации денежных потоков ООО «Электротехмонтаж» рекомендуется применить метод по ускорению привлечения денежных потоков предприятия за счет возврата дебиторской задолженности.
В таблице 3.1 приведены основные дебиторы предприятия.
Основные дебиторы ООО «Электротехмонтаж» в 2008 году
№ п/п | Наименование дебитора | Сумма задолженности, тыс.руб. |
1 | ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» | 4232,00 |
2 | ОАО «Коммаш» | 2217,00 |
3 | ЗАО «Арзамассантехстройбыт" | 1035,00 |
4 | Прочие | 2881,00 |
ИТОГО | 10365,00 |
Далее определим величину скидок в ООО «Электротехмонтаж. (Табл.3.2). [34]. Поскольку официальный планируемый уровень инфляции на 2009 год составляет 13,3%, то этот процент мы примем за существующую процентную ставку.
Расчет величины скидок в ООО «Электротехмонтаж»
№п/п | Показатель | Условные обозначения | Значение |
1 | Совокупная величина продаж (тыс.руб) | А | 155359 |
2 | Дебиторская задолженность (тыс.руб) | В | 10365 |
3 | Средний срок получения задолженности (дн) | C= (B x 365) : A=10365 х 365 : 155359 | 24,4 |
4 | Существующая процентная ставка(или уровень инфляции, если он выше), % | D | 13,3 |
5 | Проценты, накопленные за период получения оплаты,% | E = D x C:365= 13,3 х 24,4 :365 | 0,89 |
6 | Максимально возможная сумма скидок (тыс.руб) | F= A x E 155359 х 0,89 | 1383 |
7 | Средняя банковская ставка по депозитам, % | r | 7 |
8 | Максимальный размер скидки, % | S = C:365 x 7%= 24.4 х365 х 7 | 0,5 |
Из расчета видно, что средний срок получения задолженности у ООО «Электротехмонтаж» 24,4 дня. Максимально возможная сумма скидок с дебиторской задолженности составляет 1383 тыс.руб. При этом максимальный размер скидки, которую может предложить ООО «Электротехмонтаж» с учетом средней банковской ставки по депозитам составляет 0,5%.
Также
для ускорения возврата денежных
средств рекомендуется
В нынешних условиях факторинг — единственный источник финансирования оборотного капитала для тысяч компаний, осуществляющих поставки товаров и услуг с отсрочкой платежа. Использование факторинга сегодня — это переход компаний от стратегии выживания к стратегии развития.