Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа
Целью данной работы является анализ дебиторской задолженности ТОО «Астыкжан» и выработка рекомендаций по ее эффективному управлению.
К дебиторской задолженности по прочим операциям относятся такие статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия долга, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебиторская задолженность по дивидендам и процентам) и др.
В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолженность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т. е. исходит из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности.
Чистая стоимость реализации
означает, что при регистрации
дебиторской задолженности
Безнадежные поступления по дебиторской задолженности – это убытки или расходы, обусловленные тем, что часть дебиторской задолженности оказывается не оплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской задолженности начисляется определенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчетности она отражается в дополнительной статье «Скидка для безнадежных поступлений».
Скидка для безнадежных поступлений рассчитывается исходя из суммы неоплаченной дебиторской задолженности за предшествующие годы с учетом изменений в экономической конъюнктуре. Для оценки безнадежных поступлений используются два метода:
- исходя из процентного
отношения непогашенной
- исходя их процентного отношения неоплаченных счетов или
векселей в их общем объеме.
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия.
Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдению их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя.
Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше – получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок – потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф.
Контроль за сроками
погашения дебиторской
Управление дебиторской задолженностью подразумевает обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.
Управление дебиторской задолженностью заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность характеризует сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц, в том числе:
Дебиторская задолженность, по сути, представляет собой иммобилизацию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота собственного оборотного капитала предприятия. Естественно, что этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходам предприятия, которые, в конечном счете, влияют на снижение эффективности использования капитала. Об этом свидетельствуют следующие факты.
Во-первых, чем длиннее период погашения дебиторской задолженности, тем меньше доход от средств, «вложенных в дебиторов» (равно как и в другой актив), что само по себе является следствием основного принципа деятельности хозяйствующего субъекта: деньги, вложенные в активы, должны давать прибыль, которая тем выше, чем выше оборачиваемость. Во-вторых, в условиях инфляции возвращаемые должниками средства обесцениваются. В третьих, дебиторская задолженность представляет собой один из видов активов предприятия, для которого нужен соответствующих источник финансирования. Так как все источники средств имеют собственную цену, то поддержание определенного уровня дебиторской задолженности сопряжено с некоторыми затратами.
На уровень дебиторской
Задержки расчетов по дебиторской задолженности происходят по разным причинам. Среди них: неплатежеспособность должников и сокрытие финансового положения от деловых партнеров, а также сознательное невыполнение договорных обязательств дебиторами по оплате в срок полученной продукции.
В процессе своей финансово-хозяйственной деятельности предприятие вступает в многочисленные и многообразные взаимоотношения с другими участниками этой деятельности. При этом у предприятия возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства с другими юридическими и физическими лицами по расчетам, вытекающие из норм, установленных законодательством или условиями договоров по взаимным услугам, а также взаиморасчеты с бюджетом по налогам, с банками по кредитам, с органами социального обеспечения и страхования по отчислениям. Дебиторская задолженность является естественным составляющим бухгалтерского баланса предприятия [3, 102 с.].
Объемы дебиторской
Таблица 1
Объемы дебиторской
задолженности предприятий Каза
Предприятия |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Крупные, средние и малые организации |
7 581 |
9 374 |
10 852 |
14 750 |
19 775 |
24 730 |
П р и м е ч а н и е – составлено на основе источника [3] |
В 2011 году дебиторская задолженность выросла на 4 995 млрд. тенге или на 25% по сравнению с 2010 годом; на 17 149 млрд. тенге или на 226% по сравнению с 2006 годом.
Дебиторская задолженность – сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, а также граждан, являющихся их должниками (дебиторами) [4, 58 с.].
В соответствии с таблицей 2 существует большое количество признаков, по которым можно классифицировать дебиторскую задолженность. Нормальная дебиторская задолженность предприятия - задолженность, связанная с нормальным ходом выполнения компанией своей производственной задачи, а также с действующими формами расчетов. Неоправданной дебиторской задолженностью именуется задолженность, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, ослабления контроля компании над отпуском материальных ценностей.
Таблица 2
Классификация дебиторской задолженности
Признак |
Виды |
В зависимости от характера образования |
Нормальная, неоправданная |
В зависимости от срока |
Текущая, долгосрочная, просроченная |
В зависимости от степени ликвидности |
Перспективная, исковая, реструктуризированная, мораторная, безнадежная |
П р и м е ч а н и е – составлено на основе источника [3] |
Текущая дебиторская задолженность возникает в ходе нормального операционного цикла и подлежит погашению после истечения 12 месяцев с даты подведения баланса. Долгосрочная дебиторская задолженность, напротив, не возникает в ходе нормального операционного цикла и будет погашена более чем через 12 месяцев с даты подведения баланса.
Задолженность за проданные товары либо оказанные услуги, не оплаченные в установленный договором срок, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность.
Перспективная дебиторская задолженность – задолженность, ожидаемая к оплате по длящемуся договору за последний период платежа до наступления следующего за ним периода платежа. Исковая дебиторская задолженность – дебиторская задолженность, на сумму которой поданы претензии, исковые заявления, находящиеся на рассмотрении суда, или взыскиваемую кредитором в ходе исполнительного производства. Реструктуризированная дебиторская задолженность - видоизмененная исковая, по которой сторонами заключены соглашения о реструктуризации. Мораторная дебиторская задолженность - задолженность потребителей, в отношении которых введена процедура банкротства. Безнадежная дебиторская задолженность - задолженность, в отношении которой имеется документальное подтверждение о нереальности ее к взысканию.
К источникам информации дебиторской задолженности относятся:
- бухгалтерский баланс организации-должника на последнюю отчетную дату (форма №1);
- отчет о прибылях и убытках (форма №2);
- расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности с указанием адресов кредиторов и должников в Приложении к бухгалтерскому балансу «Дебиторская и кредиторская задолженность» (форма №5);
- акты сверок с дебиторами и кредиторами должника;
- платежные документы;
- выписка из реестра акционеров;
- переписка организации-должника.
Увеличение срока погашения дебиторской задолженности в последние годы является результатом неэффективного управления ею. Как видно из таблицы 3 в 2011 году средний срок погашения дебиторской задолженности увеличился на 7,2 дня по сравнению с 2010 годом и на 13,8 дней по сравнению с 2010 годом.
Таблица 3
Средний срок погашения
дебиторской задолженности
Предприятия |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Крупные, средние и малые организации |
51,3 |
46,7 |
50,4 |
53,4 |
60 |
67,2 |
П р и м е ч а н и е – составлено на основе источника [3] |
Управление дебиторской задолженностью, как часть общей политики компании в области управления оборотными средствами, заключается в регулировании задолженности по ее количественным (объем, доля) и качественным (сроки, возможность взыскания) показателям [5, 45 с.].
Эффективное управление дебиторской задолженностью требует применения комплексного и системного подхода, который нельзя свести к решению отдельно взятых проблем (поиск идеального клиента, ставка на судебное взыскание долгов и т.п.).
Целями создания системы управления дебиторской задолженности являются уменьшение рисков компании, а также оптимизация действий всего персонала компании и экономия времени при принятии управленческих решений.
Можно обозначить следующие задачи управления дебиторской задолженностью:
- проведение анализа дебиторской задолженности организации в разрезе определенного периода (по видам, суммам и т.д.), т.е. ранжирование задолженности;
- создание в компании четких правил работы с дебиторской задолженностью. Данные правила разрабатываются для подразделений, отделов, филиалов компании в целях их эффективного взаимодействия, а также для установления единообразного движения информации о состоянии дебиторской задолженности от руководства до подчиненных; становление лимита и срока оборачиваемости дебиторской задолженности, приемлемых для компании;
- разработка клиентской базы с учетом оценки платежеспособности, срока деятельности, финансовой устойчивости и добросовестности компании.
- разработка системы условий кредитования клиентов, в том числе штрафов в случае просрочки платежа;
- обеспечение контроля над образованием и ростом дебиторской задолженности;
- использование эффективных программных средств для оперативного информационного обмена данными.
Работа с дебиторской задолженностью требует детальной разработки регламента принятия решений, позволяющего оценить сравнить выгоду и риск. Данный регламент формулируется в виде внутреннего документа компании под названием «Кредитная политика», принимаемого на год. Указанный документ включает в себя как порядок расчета кредитных лимитов для клиентов различной категории надежности, так и порядок их применения. На основании этой информации определяется также общий лимит дебиторской задолженности, допустимый для нормальной жизнедеятельности компании. Эффективное руководство компанией предполагает четкую регламентацию порядка предоставления коммерческого кредита и взыскания дебиторской задолженности. После истечения срока, на который была принята кредитная политика, подводятся итоги, уточняются цели и задачи, эффективность их достижения [6, 293 с.].