Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:00, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ состояния, рассмотрение проблем и перспектив ипотечного кредитования в России на современном этапе. Поставленная цель обусловила необходимость освещения ряда вопросов:
понятие и механизмы жилищного ипотечного кредитования в рыночн
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие и механизмы жилищного ипотечного кредитования в рыночной экономике…………………………………………………………3
1.1 Понятие и принципы ипотечного кредитования………………………3
1.2 История развития ипотечного жилищного кредитования в России…10
1.3 Нормативно-правовое регулирование ипотечного жилищного кредитования в России………………………………………………………..22
Глава 2. Ипотечное кредитование сегодня…………………………………32
2.1 Что такое "Ипотека" в наше время………………………………………32
2.2 Ипотечное кредитование в период кризиса 2009-2011г………………33
2.3 Причины препятствующие развитию ипотечного кредитования……42
2.4 Проблемы ипотечного кредитования и перспективы его дальнейшего развития………………………………………………………………………47
2.5 Основные рекомендации по совершенствованию ипотечного жилищного кредитования в России…………………………………………55
Глава 3. Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года………………………………………61
Заключение…………………………………………………………………106
Список использованной литературы………………………………………108
В то же время основная доля кредитов направлялась не на приобретения жилья, а на коммерческие цели (по некоторым оценкам, доля кредитов, направленных на улучшение жилищных условий, составляла в 1995 - 1996 гг. примерно 15-20%, на коммерческие цели - 80-85%).
Сумма кредитов в среднем составляла около 20 тыс. долларов, а максимальные объемы кредитования по городу, как уже отмечалось, составляли примерно 12 млн. долларов. Таким образом, даже при реинвестировании возвращаемых кредитов число заемщиков реально вряд ли превышало 1000 человек в год.
Схемы «псевдоипотеки», применяемые и до настоящего дня риэлторскими фирмами и банками, являются своеобразным началом становления стране полноценной системы ипотечного кредитования.
Такая ситуация продолжалась до августа 1998 года. Многие банки, проводившие до кризиса ипотечные программы, были вынуждены отказаться от них по причине либо закрытия самого банка, либо сокращения именно ипотечного кредитования. Связано это было с тем, что в тех условиях риск не возврата стал слишком высоким, а реализовать заложенное жилье было практически невозможно. Но, несмотря на сложную экономическую ситуацию в 1998 году, некоторые банки продолжали реализацию собственных пилотных программ. Естественно, количество таких кредитов было ничтожно.
На тот момент сложились следующие недостатки в развитии системы ипотечного кредитования:
1.
несовершенство
2.
слабое развитие и
3.
высокая величина расходов на
нотариальное удостоверение
4. слабое развитие оценочного и страхового дела;
5.
недостаток кредитных ресурсов
и их высокая стоимость
6. отсутствие вторичного рынка закладных;
7. высокие и нестабильные ставки рефинансирования;
8.
нестабильные темпы инфляции, изменение
курса рубля по отношению к
свободно конвертируемой
9.
высокие издержки и риски
10.
дополнительные риски банков
ввиду отсутствия кредитной
11. высокие некоммерческие риски банков;
12. ограничение рынка ипотечных услуг;
13.
высокая стоимость кредитов
14. низкие доходы преобладающей части населения;
15. недостаток бюджетных средств для предоставления жилищных
субсидий;
16. рост цен на жилье;
17.
несовершенство
стимулов для вложения средств гражданами в жилье;
18. большое количество накладных расходов и их высокая стоимость
при операциях с недвижимостью.
Учет этих обстоятельств вызвал необходимость создания российского Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. В соответствии с указом Президента РФ № 22281 от 28 декабря 1993 г. «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» и постановлением Правительства РФ № 1010 от 26 августа 1996 г. «Об агентстве по ипотечному жилищному кредитованию» в сентябре 1997 года было зарегистрировано Федеральное агентство по ипотечному кредитованию. Это специализированный институт вторичного ипотечного рынка на федеральном уровне.
Единственным акционером ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», представляющим интересы Российской Федерации в Агентстве, является Мингосимущество Российской Федерации.
Предложения по созданию государственного органа в области ипотеки обсуждались в российском правительстве еще с начала 90-х годов и тому подтверждение Указ президента Российской Федерации от 10.06.94 г. № 1180 «О жилищных кредитах». Впервые концепция деятельности Агентства была разработана по инициативе Министерства финансов РФ и Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 1995-1996 гг. Работа велась силами объединенной рабочей группы представителей государственных органов и иностранных консультантов: института экономики города США и Федеральной национальной ипотечной ассоциацией США, участие которых финансировалось в рамках программы технического содействия Агентством Международного Развития США.
Для формирования уставного капитала Агентства, который на сто процентов принадлежит Правительству Российской Федерации, государством было перечислено 80 млн. рублей.
Основной целью деятельности Агентства является создание условий для развития массового кредитования населения на приобретение жил через механизм привлечения долгосрочных финансовых ресурсов в жилищную сферу.
Основными функциями Агентства являются следующие:
-
содействие развитию
-
стандартизация и унификации
процедур ипотечного
- представление интересов ипотечных структур в Правительстве других государственных учреждениях.
В деятельности Агентства выделяют три этапа работы:
Первый этап - выдача ипотечных кредитов индивидуальным заказчикам на покупку жилья. Сразу после заключения договора заёмщик становится собственником недвижимости, приобретенной за счет кредита, предоставляет ее в залог банку-кредитору.
Второй
этап — предоставление банкам возможности
продать квалифицированные
Третий этап - выпуск ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами (ипотечные облигации).
Главным
органом Агентства является Наблюдательный
Совет, который осуществляет общее
руководство деятельностью
Активная позиция Агентства на вторичном рынке ипотечных ценны бумаг является необходимым условием развития массовой ипотеки в стране и интегрирования региональных ипотечных рынков в единый общероссийский ипотечный рынок.
В рамках формируемой общероссийской системы ипотечного жилищного кредитования региональные и межрегиональные ипотечные агентства станут представителями федерального Агентства, поставляя ему первичные ипотечные активы. Это отнюдь не помешает региональным агентствам самостоятельно привлекать инвестиционные ресурсы на единой технологической основе, формируемой федеральным Агентством.
Таким образом, средства, полученные федеральным Агентством от размещенных им эмиссионных ипотечных ценных бумаг, будут поступать в те регионы Российской Федерации, которые произведут качественный, в соответствии со стандартами Агентства «товар» в виде закладных.
Отметим еще раз, что важнейший принцип функционирования системы ипотечного жилищного кредитования - режим самофинансирования.
Отличительными
чертами нынешнего этапа
-
признаки достижения Россией
относительной экономической
- позитивная оценка перспектив развития рынка долгосрочных кредитов в России, несмотря на то, что сроки кредитования значительно снизились по сравнению с предшествующими периодами;
-
активное формирование
-
значительное расширение круга
субъектов ипотечного
-
активное развитие системы
1.3 Нормативно-правовое
регулирование ипотечного жилищного кредитования
в России
Острота
жилищной проблемы и необходимость
закрепления конституционных
С
принятием Конституции
Этот закон установил основные признаки приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации и определил правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.
Были
созданы условия для
Жилищный кодекс РСФСР по многим своим положениям не отвечает требованиям новой Конституции Российской Федерации и нуждался в коренной переработке. Поэтому следующим этапом законодательного обеспечения прав граждан на жилье в новых социально-экономических условиях стал Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4219-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (с изменениями от 04.06.1993 г), установивший общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.
К
концу 90-х годов требовалось
-
распоряжение Совета Министров
- Правительства Российской
-
Указ Президента Российской
-
Указ Президента Российской
Решающим шагом в развитии федерального законодательства стало принятие 30 ноября 1994 года (№ 51-ФЗ) и 26 января 1996 года (№ 14-ФЗ) первой и второй частей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Являясь, наряду с Конституцией Российской Федерации, одним из основополагающих правовых актов государства, Гражданский кодекс Российской Федерации установил:
- виды объектов гражданских прав (статья 128);
-
понятия, виды и основные
- понятия, виды и формы сделок (глава 9);
- права собственности и другие вещные права (главы 13,14 и 15).
В
главе 21 законодательно были закреплены
общие положения об обязательствах,
включая залог и правила
Часть первая ГК дает понятие ипотеки. В соответствии со ст. 334 ипотекой является залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества. Таким образом, поставлен знак равенства между понятиями ипотеки и залога недвижимости.