Доходы местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является - изучение доходов муниципального бюджета. Исходя из цели поставим следующие задачи:
Изучение теоретических основ функционирования муниципального бюджета, определение его сущности, выполняемых функций, а также формирование доходов.
Анализ современного состояния бюджетов муниципальных образований на рассмотрение состава, структуры и источников формирования доходной части.
Выявление проблем функционирования муниципального бюджета в современных условиях.
Рассмотрение перспектив развития муниципальных образований и предложений по совершенствованию проблемных сторон бюджетного процесса.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по бюдж системе.doc

— 360.50 Кб (Скачать документ)
 

 

                              Введение.

    С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. К сожалению, адекватного упрочнения финансового потенциала муниципальных образований пока не происходит. Формирование большого числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребуют решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.

    Укрепление  доходной базы местных бюджетов и  развитие их самостоятельности — длительный процесс. Успешное решение этих проблем не только позволит адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.

      В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты — самые многочисленные.

Актуальность  темы вызвана необходимостью каждого муниципального образования спланировать и исполнить свой бюджет с наименьшими потерями финансовых средств. Так как более 70% муниципальных бюджетов нашей страны являются дефицитными, именно финансирование расходных полномочий из вышестоящих бюджетов так важны. Ведь только хорошая налоговая политика местных властей поможет разумно организовать своевременное пополнение казны муниципального образования. Неэффективность взимания налогов, проблема разграничения   властных   полномочий   субъектов   РФ   и муниципалитетов, нецелевое и незаконное расходование средств хозяйствующими субъектами и органами управления – вот основные «камни преткновения» стабильного и полного поступления денежных средств в муниципальный бюджет.  

      Целью данной работы является - изучение доходов  муниципального бюджета. Исходя из цели поставим следующие задачи:

  • Изучение теоретических основ функционирования муниципального    бюджета,    определение его сущности, выполняемых функций, а также формирование доходов.
  • Анализ современного состояния бюджетов  муниципальных образований на рассмотрение состава, структуры и источников формирования доходной части.
  • Выявление проблем функционирования муниципального бюджета в современных условиях.
  • Рассмотрение перспектив развития муниципальных образований и предложений по совершенствованию проблемных сторон бюджетного процесса.

      Предметом исследования в работе послужил бюджет муниципального образования. Соответственно объектом исследования явились его  доходная часть. Субъект исследования - муниципальное образование.

      В работе были использованы следующие методы исследования:

    • Монографический
    • Аналитический
    • Сравнения
    • Расчётно-аналитический и др.

      Источниками информации послужили труды отечественных  и зарубежных авторов по проблеме, бюджеты Калужской области и  статистическая отчётность, личные наблюдения автора.

      Курсовая  работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы и изложена на 44-х страницах машинописного текста. Работа включает 4 таблицы, 30 литературных источников.

 

     Глава I. Теоретические основы функционирования муниципального бюджета. 

     1.1 Муниципальный бюджет: сущность, функции и роль в осуществлении задач региона. 

     В XX веке во всём мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного сектора является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения возложенных на них функций местные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово бюджетными правами. В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные финансы, которые обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-сбытовым обслуживанием населения.

     Понятие «местного бюджета» в различных  источниках трактуется по-разному. К  примеру А.М. Бабич /8,с 124/ определяет местный бюджет как централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

   А вот  Г.Б. Поляк /10,с 47/дает такое понятие местному бюджету. Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. Также он определяет сущность, функции  и значимость муниципальных бюджетов.

   Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

   • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

   • распределение  и использование этих фондов между  отраслями народного хозяйства;

   • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

   Важное  значение имеют местные  бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

   В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

     В качестве составной части сметы  в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных  населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

     В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

     В доходной и расходной частях местных  бюджетов раздельно предусматривается  финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных  федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

     Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

     Доходная  часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

     Органы  местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепление в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

     Финансовые  средства, необходимые для осуществления  органами  местного  самоуправления  отдельных  государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете   и   бюджетах   субъектов   РФ.   Увеличение   расходов   или уменьшение доходов органов  местного самоуправления,  возникшие в результате решений, принятых федеральными органа ми и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются ими в пределах переданных в качестве компенсации средств.

     Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

     Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

     Органы  местного самоуправления получают плату, в том числе и натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования

     Представительные  органы местного самоуправления могут  образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.

     Органы  государственной власти РФ и субъектов  РФ наделены следующими функциями:

     1) регулируют отношения между бюджетами  субъектов РФ и местными бюджетами,  между федеральным бюджетом и  местными бюджетами в рамках федеральных целевых программ;

     2) участвуют в решении вопросов  местного значения путем выполнения  федеральных целевых программ  и региональных программ;

     3) распределяют средства, выделяемые  для финансирования федеральных  целевых программ и региональных программ и других мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;

     4) разрабатывают государственные  минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;

     5) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;

     6) осуществляют контроль за соблюдением  органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и субъектов РФ и др.

     7)   другие функции, предусмотренные законодательством.

     Органы  местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями РФ и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ. В этом случае им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.

     Формирование  и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

     Органы  государственной власти гарантируют:

     1) право представительных органов  местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

     2) право представительных органов  местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

Информация о работе Доходы местного бюджета