Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:16, курсовая работа
Целью данной работы является - изучение доходов муниципального бюджета. Исходя из цели поставим следующие задачи:
Изучение теоретических основ функционирования муниципального бюджета, определение его сущности, выполняемых функций, а также формирование доходов.
Анализ современного состояния бюджетов муниципальных образований на рассмотрение состава, структуры и источников формирования доходной части.
Выявление проблем функционирования муниципального бюджета в современных условиях.
Рассмотрение перспектив развития муниципальных образований и предложений по совершенствованию проблемных сторон бюджетного процесса.
К
собственным доходам местных
бюджетов могут относиться любые
другие платежи, установленные
Если в границах территории муниципального образования, кроме города, имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними законом субъекта РФ. При этом за каждым муниципальным образованием закрепляются на постоянной основе собственные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских муниципальных образований такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города.
Доходы местных бюджетов могут быть переданы другим местным бюджетам по ставкам или нормативам, определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.
Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.
Правовые акты органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах их компетенции, вступающие в силу с начала очередного финансового года, принимаются до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.
Внесение изменений и дополнений в акты о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в решение о местном бюджете на текущий финансовый год.
Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных правовыми актами органов местного самоуправления о бюджете.
Также Г.Б.Поляк отмечает /10,135/, что на местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность.
Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог;
3)
регистрационный сбор с
4)
сбор за право торговли.
Данный автор приводит ещё один вид налогов: дополнительные налоги и сборы, взимаемые на местном уровне. Решениями органов государственной власти на местном уровне могут вводиться дополнительные местные налоги и сборы:
• целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и др.;
• сбор с владельцев собак;
• сбор за выдачу ордера на квартиру;
• сбор за парковку автомобиля;
• сбор за право использования местной символики;
• сбор за участие в бегах;
• сбор за выигрыш на бегах;
• сбор с биржевых сделок;
• налог на рекламу;
• сбор за открытие игорного бизнеса;
•
налог на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы.
Глава
II. Оценка современного
состояния муниципального
бюджета
2.1
Оценка доходов
В настоящее время значительно возрастает роль местных бюджетов в экономическом и социальном развитии территорий. Цель формирования и исполнения бюджета муниципального образования - содействие развитию муниципального образования путем проведения обоснованной налоговой политики и финансирования бюджетных расходов.
Все
последние годы доходы муниципальных
бюджетов имеют тенденцию к уменьшению.
За ряд лет их доля в консолидированном
бюджете страны снижается. Виноваты
в этом исполнительные и законодательные
органы федеральной и региональной власти.
Межбюджетные отношения становятся основным
средством политического контроля глав
регионов над местным самоуправлением.
Ежегодный пересмотр нормативов отчислений
в соответствующие бюджеты ведет к сокращению
доли стабильных доходных источников
в пользу федерального и региональных
бюджетов, завышенное прогнозирование
поступления в местные бюджеты федеральных
и региональных налогов, занижение со
стороны вышестоящих органов власти прогнозирования
расходов муниципальных бюджетов привело
к тому, что муниципальные образования
имеют очень низкую обеспеченность бюджетными
средствами. Также наблюдается низкая
обеспеченность муниципальных бюджетов
собственными доходами, основу которых
составляют отчисления от налога на прибыль
организации, налога с продаж, налога на
вмененный доход и других налогов и сборов.
Большинство из них является федеральными
или региональными налогами и сборами
и влиять на их ставки и долю отчислений
в вышестоящие бюджеты местные власти
не могут. Высокая зависимость региональных
и муниципальных бюджетов от бюджетного
регулирования не стимулирует активные
действия органов местного самоуправления
по наращиванию налогового потенциала
на подведомственной территории. Так,
в 2009 году в федеральный бюджет поступило
56.5% доходов консолидированного бюджета
РФ, а в бюджеты субъектов РФ и 43.5%. Такой
высокий удельный вес межбюджетного регулирования
создает предпосылки для противоречий
между федеральным центром и субъектами
РФ, а также между субъектами РФ и органами
местного самоуправления, которые становятся
полностью зависимыми от вышестоящих
бюджетов. Значительная централизация
финансовых средств, а также значительный
объем встречных финансовых потоков между
бюджетами всех уровней, большой дефицит
муниципальных бюджетов – все это лишает
органы местного самоуправления возможности
решать жизненно важные для населения
проблемы. Такое состояние бюджетного
регулирования приводит к дотационности
даже многих ранее сбалансированных и
бездотационных муниципальных бюджетов.
В итоге большинство муниципальных бюджетов
в состоянии самостоятельно сформировать
не более 30% всех перечисленных из вышестоящих
бюджетов доходов, а остальные 70% получают
в виде отчислений и дотаций, определяемых
органами государственной власти субъектов
Федерации. Поэтому необходимо укрепление
доходной базы местных бюджетов путем
закрепления за ними собственных налоговых
доходов, а именно, во- первых: за счет оптимизации
разграничения налогов между уровнями
бюджетной системы; во-вторых: за счет
объединения налогов по одинаковым основаниям;
в-третьих: за счет упорядочения системы
местных налогов. Рассмотрим на примере
МО «Г.Калуга» формирование и расходование
средств бюджета. Так как Калужская
область принадлежит центральному региону
Российской Федерации, который наиболее
развит как с экономической, так и с социальной
точек зрения, исследование на основе
нормативно-законодательных актов органов
МСУ, а также путём анализа различных литературных
источников наиболее актуально на современном
этапе.
На основании ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 6, 36-42 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", главы II Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с Законом Калужской области от 03.11.2004 N 376-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год" и с п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 6 ст. 63 Устава муниципального образования "Город Калуга" Городская Дума г. Калуги /3,с4/ доходная часть бюджета муниципального образования «Г.Калуга» будет формироваться за счёт следующих источников:
-
7% от налога на прибыль
- 40% от налога на доходы физических лиц;
- 90% от сумм единого налога, взимаемого
в связи с применением упрощенной системы
налогообложения;
- 90% от сумм единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности;
- 60% от сумм единого сельскохозяйственного
налога;
- 100% налога на имущество физических лиц;
- 30% от налога на имущество организаций;
- 100% земельного налога;
- государственной пошлины - по нормативам,
установленным законодательством Российской
Федерации;
- доходов от использования имущества,
находящегося в государственной и муниципальной
собственности, - по нормативам, установленным
законодательством Российской Федерации;
- 40% платы за негативное воздействие на
окружающую среду;
- 100% административных платежей и сборов,
зачисляемых в соответствии с законодательством
в местный бюджет;
- штрафных санкций, возмещения ущерба
- по нормативам, установленным законодательством
Российской Федерации;
- прочих неналоговых доходов - по нормативам,
установленным законодательством Российской
Федерации;
- 100% безвозмездных поступлений;
- 100% доходов от предпринимательской и
иной приносящей доход деятельности.
Рассмотрим статью доходов бюджета г. Калуги за 2009-2010 годы и определим структуру и основные источники его формирования.
Т
Статья доходов | 2009 год | 2010 год | В % к отчётному году | ||
тыс.руб. | в % к итогу | тыс.руб. | в % к итогу | ||
Налоговые доходы | 1387758,4 | 100,0% | 1320286,8 | 100,0% | 95,1% |
I. Налоги на прибыль | 1022036,3 | 73,6% | 1038481,2 | 78,7% | 101,6% |
1. Налог на прибыль организаций | 324569 | 339166,1 | |||
2. Налог на доходы физических лиц | 697467,3 | 699515,1 | |||
II. Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы | 41558,1 | 3,0% | 57912,7 | 4,4% | 139,4% |
1. Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации | 41558,1 | 57912,7 | |||
III.Налоги на совокупный доход | 55233,2 | 4,0% | 42888,2 | 3,2% | 77,6% |
1.Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 15129,1 | 19749,7 | |||
2.Единый
налог на вмененный доход для
определенных видов |
40104,1 | 23138,5 | |||
IV. Налоги на имущество | 130654,6 | 9,4% | 127001,4 | 9,6% | 97,2% |
1. Налог на имущество физических лиц | 7738,6 | 17801,2 | |||
2. Налог на имущество предприятий | 121926,0 | 105817,0 | |||
3.Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения | 990,0 | 3383,2 | |||
V.Платежи за пользование природными ресурсами | 47975,7 | 3,5% | 31810,5 | 2,4% | 66,3% |
1.Налог на добычу полезных ископаемых | 982,2 | 2033,6 | |||
2.Земельный налог | 46086,1 | 29776,9 | |||
VI. Прочие налоги, пошлины и сборы | 90300,5 | 6,5% | 22192,8 | 1,7% | 24,6% |
1. Государственная пошлина | 8480,0 | 9885,7 | |||
2.Местные налоги и сборы | 81820,5 | 12307,1 | |||
Целевой сбор на содержание милиции | 287,1 | ||||
Налог на рекламу | 4304,5 | ||||
Прочие местные налоги и сборы | 7715,5 | ||||
Неналоговые доходы | 91299,8 | 100,0% | 94070,9 | 100,0% | 103,0% |
I. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 75437,8 | 82,6% | 76518,5 | 81,3% | 101,4% |
1.Доходы
от сдачи в аренду имущества,
находящегося в |
74860,3 | 73530,3 | |||
2.Платежи
от государственных и |
577,5 | 2988,2 | |||
II. Административные платежи и сборы | 1464,0 | 1,6% | 2608,0 | 2,8% | 178,1% |
III. Штрафные санкции, возмещение ущерба | 13048,0 | 14,3% | 14308,5 | 15,2% | 109,7% |
1.Санкции
за нарушение порядка |
40,0 | 50,0 | |||
2.Административные
штрафы и иные санкции, |
13008,0 | 14258,5 | |||
IV. Прочие неналоговые доходы | 250,0 | 0,3% | 635,9 | 0,7% | 254,4% |
Безвозмездные перечисления | 78834,9 | 395557,1 | 501,8% | ||
I. От бюджетов других уровней | 71344,8 | 392237,0 | 549,8% | ||
1.Субвенции | 71344,8 | 392237,0 | 549,8% | ||
II.
Прочие безвозмездные |
7490,1 | 3320,1 | 44,3% | ||
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 62367,6 | 53013,8 | 85,0% | ||
Всего: | 1620260,7 | 1862928,6 | 115,0% |
Таким образом, анализируя представленную таблицу можно сказать, что доходы бюджета г. Калуги формировались в основном за счёт налогов.
Наибольший удельный вес в статье налоговых доходов имели 3 классификации налогов:
Наибольший удельный вес в статье неналоговых доходов имели:
В 20010 году по отношению к предыдущему году значительно повысились доходы от налогов на подакцизные товары, увеличились на 78 % административные платежи и сборы.
Самой доходной статьёй бюджета города в 2010 году стали безвозмездные перечисления, а именно субвенции из регионального бюджета в размере 395 млн рублей, что превысило значение этой статьи 2009 года практически в 5 раз. Можно отметить также динамику значительного снижения размеров местных налогов и сборов в 7 раз.
Таким
образом, ввиду явного дефицита бюджета
города в 2010 году из-за недофинансирования
в статьях местных налогов и сборов, и
значительного снижения ставки земельного
налога субвенции из вышестоящего уровня
бюджетной системы покрыли все финансовые
потери. Исполнение бюджета города в 2010
году было профицитным.
В настоящее
время все более
Неприемлемой является структура доходов от использования объектов муниципальной собственности, которые получает муниципальный бюджет. Наибольший удельный вес в этих доходах занимают доходы от продажи муниципальной собственности, от сдачи ее в аренду, и только в редких случаях фигурируют отчисления от прибыли муниципальных унитарных предприятий и доходы, получаемые от участия муниципальных образований в немуниципальных предприятиях. Нет данных о получении доходов от передачи муниципальной собственности под залог, трастовое управление, в концессию, от управления портфелем муниципальных акций.
Представляется целесообразным радикальное преобразование структуры объектов муниципальной собственности. Необходимо, чтобы доходы от сделок с ними и их использования существенно приблизились бы к затратам на их воспроизводство.
Для становления и развития муниципальных корпораций важной представляется деятельность по разработке новых видов муниципальных услуг и коммерциализации отдельных сфер и направлений муниципального сервиса. Не исключается создание смешанных предприятий, чтобы обеспечить доступ местного сообщества в доходы прибыльных видов деятельности и вывести муниципальные предприятия на рентабельный режим работы.
Целесообразно преобразовывать бюджетные учреждения в муниципальные некоммерческие организации, благодаря чему можно расширять перечень платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями.
Рыночному принципу равенства доходов и расходов в полной мере соответствует требование Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Однако, требуя полноту отражения доходов и расходов бюджетов, Бюджетный кодекс вводит норму, согласно которой бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Это значит, что внебюджетные средства бюджетных организаций не подлежат контролю со стороны органов местного самоуправления, последний может вести только статистический учет этих средств. Эта норма противоречит интересам муниципального сообщества как собственника и учредителя муниципальной организации. Для увеличения неналоговых доходов желательно стимулировать учреждение муниципальными органами муниципальных некоммерческих организаций.
Необходимо задействовать
и такой неналоговый источник
муниципальных бюджетов, как рента
за использование природных
Требует коренной модернизации механизм эффективного использования поступлений от муниципальной собственности. Налоги по своей экономической природе являются инструментом государственной финансовой политики. Следовательно, из средств, поступающих от налогообложения, государство имеет право формировать только те доходы муниципального бюджета, которые необходимы для финансирования государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления, собственные же полномочия последних должны непременно обеспечиваться исключительно неналоговыми источниками финансирования.