Доходы местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является - изучение доходов муниципального бюджета. Исходя из цели поставим следующие задачи:
Изучение теоретических основ функционирования муниципального бюджета, определение его сущности, выполняемых функций, а также формирование доходов.
Анализ современного состояния бюджетов муниципальных образований на рассмотрение состава, структуры и источников формирования доходной части.
Выявление проблем функционирования муниципального бюджета в современных условиях.
Рассмотрение перспектив развития муниципальных образований и предложений по совершенствованию проблемных сторон бюджетного процесса.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по бюдж системе.doc

— 360.50 Кб (Скачать документ)
 

     Таким образом, анализируя представленную таблицу  можно сказать, что доходы бюджета г. Калуги на 2010 будут формироваться в основном за счёт налогов.

     Наибольший  удельный вес в статье налоговых  доходов имели 3 классификации налогов:

  • налоги на прибыль – 43%(75,7%) , из которых самым весомым был налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ),
  • налоги на совокупный доход 18,9 % (79%), из которых самым весомым был ЕНВД (
  • налоги на имущество – 13,2 %(9,6%),из которых самым весомым был налог на имущество организаций,
 

    Наибольший  удельный вес в статье неналоговых  доходов имели:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций соответственно 47,5%
  • Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности соответственно 47,3 %.
 

     В 2010 году по отношению к предыдущему году значительно повысятся ставки гос пошлин и сбор налога на совокупный доход.

     Объём административных платежей и сборов также возрастёт практически  в 2 раза.

     В отдельную статью запланированных  доходов можно отнести доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в размере 162.5 млн. рублей.

     Значительно снизятся обязательства по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. Также заметно значительное снижение доходов от налога на доходы физических лиц.

      Особое  место государственное финансовое регулирование занимает в странах, находящихся в процессе перехода к рыночной экономике, играя не только регулирующую, но и системообразующую роль. Преобразование отраслевой и региональной структур, создание нового народнохозяйственного комплекса, соответствующего российской специфике и требованиям рыночной экономики, вхождение в мировое сообщество невозможно без последовательного и целенаправленного регулирования со стороны государства. При этом большое значение придается развитию системы налогообложения, построению налоговой системы, адекватной требованиям развития национальной экономики.

      Наиболее  актуальные проблемы современного этапа  развития налоговых систем стран  с рыночной экономикой состоят в  следующем:

      1) налоговые   системы сложны для налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов, что ведет к росту расходов на налоговое администрирование и расширению масштабов уклонения от уплаты налогов;

      2) законодательно   установленные  высокие ставки налогов отрицательно  влияют на процесс принятия  экономических решений;

  1. налогообложение заставляем компании инвестировать средства и изменять структуру баланса не по экономическим, а по налоговым причинам;
  2. финансирование инвестиций осуществляется за счет заемных, а не собственных средств.

      Ограниченность  возможностей финансирования государственных  расходов через налоги, а также  стремление к более рациональному  использованию факторов производства, природных ресурсов в том числе, делают настоятельной необходимость решения этих проблем и в России.

      Современное состояние экономики настоятельно требует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях. Однако до сих пор достаточно сложным  вопросом для большинства предпринимателей остается вопрос об источниках финансирования инвестиционной деятельности. Одним из таких источников является экономия денежных средств предприятий и, в частности, оптимизация налоговой политики предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет, с одной стороны, избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних и, кроме того, не стоит забывать об мультипликационном эффекте инвестиционной деятельности, с другой стороны, оптимизация налоговой политики позволяет избежать штрафных санкций в обозримом будущем.

      В связи с этим хотелось бы подробнее  остановиться на том, что же понимается под термином налоговая оптимизация. Большое количество псевдонаучной литературы на книжных развалах приводит к искажению этого понятия в умах налогоплательщиков и многих руководителей предприятий, что неизбежно влечет за собой плачевные последствия.

      На  практике оптимизация налоговой  политики зачастую сводится к попыткам минимизации налогов или уклонению от их уплаты. Минимизировать налоги - "розовая мечта" любого налогоплательщика. Причин для поиска путей налоговой оптимизации множество, и кроются они не только в экономике, но и в политике, и в психологии. Есть спрос - будет предложение. Читая огромное количество книг и публикаций, посвященных так называемой "налоговой оптимизации", убеждаешься, что названия статей более чем громкие, а конкретного содержания очень и очень мало или оно вообще отсутствует. Одни авторы цитируют иностранную литературу (которая для нас неприменима), другие перечисляют налоговые льготы, изложенные в нормативных документах, третьи интригуют недоговорами и намеками. Однако в большинстве "пособий по уклонению" авторы не предупреждают читателей об опасностях, которые подстерегают предприятия на пути к экономическому благополучию через налоговую оптимизацию. И напрасно. Поскольку ошибки налогоплательщика, а также недооценка возможностей налоговых органов могут привести вместо налоговой экономии к огромным финансовым потерям, банкротству или к лишению свободы. Именно поэтому "налоговая оптимизация" похожа на своего рода "тайное знание", которое вроде бы есть, но мало кто о нем знает и еще меньше умеют им пользоваться без вреда для себя.

      Прежде  всего необходимо отметить, что все способы минимизации налогов можно подразделить на незаконные ( криминальное уклонение от уплаты налогов) и законные ( оптимизация, планирование налогообложения и т.д.)

      Уклонение от уплаты налогов представляет собой  форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно с нарушением действующего законодательства уменьшает размер налогового обязательства. Вставая на путь уменьшения налоговых платежей, каждый налогоплательщик неизбежно сталкивается с достаточно серьезным и жестким противодействием государства в лице его фискальных и правоохранительных органов.

      Справедливости  ради стоит отметить, специальные  методы налогового контроля за деятельностью  налогоплательщика весьма трудоемки  и дорогостоящи и поэтому в настоящее время пока еще не приобрели всеобщего характера. Однако возможность того, что активная деятельность налогоплательщика по оптимизации налогового бремени привлечет "особое" внимание фискальных органов, существует. В результате налоговое планирование   приобретает   характер   "азартной   игры   на   деньги   с государством".

      Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику  достаточно много возможностей для  снижения размера налоговых платежей, в связи с чем можно выделить способы минимизации:

    • принятие    учетной    политики    предприятия    с    максимальным
    • использованием предоставленных законодательством возможностей

      (выбор  метода определения выручки от  реализации продукцией др.);

    • оптимизацию через договор (совершение льготированных сделок,грамотное и четкое использование формулировок и др.);
    • использование различных льгот и налоговых освобождений.

      Считаю, что теперь главной проблемой  формирования муниципальных бюджетов является вопрос о том, как правильно  платить налог на доходы физических лиц. Поэтому необходимо обратить внимание на положение налогоплательщика — гражданина, жителя, избирателя и потребителя социальных услуг

      В советское время подоходный налог  был основой формирования местных  бюджетов. Он обеспечивал более 90% доходов при зачислении 75% от общей суммы платежа.

      Уплата  налога требует осуществления начислений и перечислений средств, поэтому  необходим для работы с населением налоговый агент. Сегодня — это  предприятие-работодатель. Является ли работодатель единственным и .наилучшим налоговым агентом? Если человек из пригорода ездит на работу, то его налог на доходы остается в городе. Сегодня это не местный налог, но и доля в 30% — не мало, да и в дальнейшем эта доля может возрасти.

      Законодательством предусмотрены налоговые вычеты для граждан — на образование, лечение, на приобретение жилья и его текущее содержание. Однако реализация этих прав весьма затруднительна. Законодательство уже использует понятие «о совокупном доходе семьи», что имеет определенные перспективы. В целом складывается ситуация, когда нужно выполнять специальные расчеты, создать условия для реализации обязанностей и прав. Вряд ли эту работу могут и должны выполнять бухгалтерий по месту работы отдельных членов семьи.

      В новых условиях заинтересованными в правильной, полной и своевременной уплате налогов на доходы физических лиц становятся органы муниципальной власти именно поселений. Их бюджеты в значительной степени зависят от выплат налогов населением. Но быть заинтересованным

      - не значит выполнять эту работу, тем не менее они действительно могут этому содействовать, если этому не будут препятствовать законодательство, а также правила, методики и тому подобные причины. Постараемся уточнить, какие вопросы нужно решить дли налаживания этой работы.

      Можно выделить поселения и муниципалитеты трех типов — это сельские округа, с индивидуальной застройкой, поселки малоэтажной застройки и города, имеющие крупные многоэтажные дома квартирного типа. В городах с большой численностью населения появляются внутренние территориальные структуры — городские районы, административные округа, территориальные управления и т.п.

      Сегодня в законодательстве отсутствует  полноценное понятие о домовладении в квартирных домах, как и не выделяется семейное хозяйство. В семейном хозяйстве налоговые вычеты равнозначны накладным расходам домашнего хозяйства.

      Домовое хозяйство в квартирных домах  должно вести бухгалтерию. Можно  сказать, полноценную бухгалтерию. Может ли этот орган оказывать  и другие бухгалтерские услуги? В 20-е годы XX в. именно на домохозяйства, образованные на основе жилищной кооперации, предполагалось возложить обязанности налогового агента.

      Если  в сельской местности органы местного самоуправления взаимодействуют с  гражданами или с семьями, проживающими в индивидуальных домах, то в городах, необходимость полноценного домовладения явно недооценивается. Получилось, что здания выпали из числа объектов собственности, а сформировать то, что названо «кондоминиумом» и создать эффективно работающее товарищество собственников жилья никому пока не удается.

      В настоящее время возрастают доходы населения. Если заслуги ветеранов  и пенсионеров будут оценены, а право бесплатного потребления  будет заменено адекватными выплатами, то рано или поздно будет поставлен  вопрос о налогообложении пенсий как части совокупного дохода семьи. Растет также объем частной недвижимой собственности. Отменены льготы по налогам у ряда категорий населения.

      Существует  мнение, что денежное довольствие  военнослужащих вообще не является доходом. Тем не менее отмена льгот в России началась именно с этих лиц. Конечно, пенсии представляют собой достаточно сложное социально-политическое и финансово-экономическое явление. Формирование пенсионных фондов, начисление и выплата пенсий имеют свои особенности, но участие пенсионеров в формировании местного бюджета необходимо. К тому же сама выплата пенсий в основном производится через филиалы банков, расположенных по месту проживания граждан, которые выполняют услуги по коммунальным платежам. Они могут выполнить перечисление налогов.

      В результате проводимых преобразований в современных условиях растет роль налогов, уплачиваемых гражданами. При  этом невозможно оставить без внимания вопрос о методике производства налоговых платежей.

      В целом предлагается следующая схема. Муниципалитеты заключают договора по вопросу организации оказания услуг населению — с участием банков и домовых управлений — по отдельным зданиям или группе жилых домов. Домоуправления помогают гражданам в организации правильной уплаты не только коммунальных платежей, но и налогов на имущество и на доходы, с учетом совокупного дохода семьи и положенных ей налоговых вычетов. Целесообразно, чтобы все доходы населения (или данные о доходах) поступали на банковский счет. В принципе могут поступать не сами средства, а информация о произведенных наличных выплатах. Естественно, что эта информация должна оставаться конфиденциальной. На каждую семью (квартиру) в домоуправлении ведется учет. К регулярным жилищным платежам суммируются и другие платежи, подлежащие налоговому вычету, данные о затратах семьи представляются в банк, для учета при налогообложении. Банки своевременно производят по стандартной программе расчеты налогов, с учетом регулярных платежей и налоговых вычетов.

      Таким образом, сегодня вопрос о реформировании налоговой политики муниципальных бюджетов снова является актуальным. Развитие местного самоуправления в поселениях ставит вопросы о новом административном устройстве органов власти по поселенческому принципу, об обеспечении баланса прав и обязанностей населения, о формировании муниципальной собственности, прежде всего муниципальных бюджетов, об уточнении прав собственности и правоотношений в жилищной сфере.

Информация о работе Доходы местного бюджета