Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:16, курсовая работа
Целью данной работы является - изучение доходов муниципального бюджета. Исходя из цели поставим следующие задачи:
Изучение теоретических основ функционирования муниципального бюджета, определение его сущности, выполняемых функций, а также формирование доходов.
Анализ современного состояния бюджетов муниципальных образований на рассмотрение состава, структуры и источников формирования доходной части.
Выявление проблем функционирования муниципального бюджета в современных условиях.
Рассмотрение перспектив развития муниципальных образований и предложений по совершенствованию проблемных сторон бюджетного процесса.
Таким образом за счёт финансовых нарушений в городе Калуга, бюджет МО потерял практически 12,6 млн. рублей.
Основными отраслями нецелевого использования средств были:
Сметная стоимость выполненных работ по капитальному ремонту образовательных учреждений превысила реальную на 1,9 млн. рублей. Городской Управой также по иным случаям сокрыто 1,5 млн рублей.
Основными
отраслями незаконного
Действующая модель межбюджетных отношений до сих пор ориентирована преимущественно на выравнивание доходов бюджетов разных уровней в соответствии со сложившимися расходными частями местных бюджетов. Такая модель не может эффективно работать, поскольку в ней не предусмотрен принцип распределения бюджетных полномочий, отсутствует механизм заинтересованности МО в расширении собственных источников доходов местных бюджетов. Получается, что экономические показатели города-донора растут, активно развивается производство, расширяется налоговая база, а город живет не лучше, чем дотационные города и поселки.
Так,
динамика основных показателей социально-
Таким образом, город неуклонно наращивает свой промышленный потенциал, развивается, значительные финансовые средства вкладываются в экономику, сферу потребительского рынка.
В то же время, продолжается тенденция снижения доли налоговых платежей, зачисляемых в бюджет города.
В соответствии с проведенным анализом поступления налогов в бюджет Калуги за период 2003-2005 гг. общие потери от снижения ставок по налогам, отмены ряда налогов, а также снижения нормативов отчислений от регулирующих налогов составили 1200,0 млн. руб., что составляет практически объем годового бюджета МО. Эти данные свидетельствуют, что методика межбюджетного регулирования не учитывает потенциал МО и абсолютно не включает в себя элементы стимулирования и развития территорий.
В
идеале, исходными условиями
Межбюджетные
отношения между МО "Город Калуга"
и Администрацией области определяются
на основе Закона Калужской области
"О временных минимальных
Таким образом, можно выделить несколько основных проблем межбюджетных отношений:
- передача на нижестоящий бюджетный уровень расходных полномочий (в т.ч. государственных) не подкрепляется соответствующей финансово-бюджетной и экономической базой;
- низкая доля собственных доходов в местном бюджете заметно снижает заинтересованность на местах в наращивании налогового потенциала, в своевременном и полном поступлении налогов в бюджетную систему;
- ежегодные изменения нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов лишают органы МСУ возможности планировать бюджетную политику даже в краткосрочной перспективе, не говоря о реализации долгосрочных программ развития МО.
- крайне
необходимо введение в регулирование
межбюджетных отношений наряду с выравниванием
бюджетной обеспеченности также элементов
стимулирования МО: МО, вносящее в региональный
бюджет больше средств в расчете на душу
населения, должно получать больше и в
свой бюджет. Тем более, что Программа
развития бюджетного федерализма в РФ
предусматривает буквально следующее:
"Система финансовой помощи бюджетам
других уровней должна быть направлена
на выравнивание бюджетной обеспеченности
регионов и МО при одновременном создании
стимулов для проведения на региональном
и местном уровнях рациональной и ответственной
налогово-бюджетной политики".
Проблема ЖКХ в функционировании бюджета также является одной из самых наболевших в регионе. В Калуге утверждена и действует Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Калуги до 2006 года. С целью реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в городе Калуге в 2000 году была введена система дифференцированной оплаты населением за содержание жилья и коммунальные услуги в зависимости от социальной нормы площади, а также введена плата за 2-е и более жилье. С 2000 года введена для населения плата за капитальный ремонт жилищного фонда. Размещение муниципального заказа на капитальный ремонт жилищного фонда производится только на конкурсной основе. За 2004 год проведено более 10 конкурсов на сумму более 27,0 млн. руб.
За 2004 год Управлением ЖКХ заключено 614 договоров с эксплуатационными и подрядными организациями, поставщиками жилищно-коммунальных услуг по всем направлениям деятельности Управления жилищно-коммунального хозяйства, заключено более 12 тыс. договоров найма. Создана и работает комиссия по рассмотрению обоснованности норм потребления коммунальных услуг (по водоснабжению). Систематически проводятся взыскания задолженности населения по ЖКУ. За 12 месяцев 2004 года направлено около 1300 исков. Из них 1210 исков рассмотрено (вынесено решение), 16 дел окончено мировым соглашением, 19 дел - производство прекращено в связи с отказом от иска по причине полной оплаты задолженности в досудебном порядке.
В рамках реализации Программы реформирования ЖКХ и обеспечения социальной зашиты населения органами МСУ разработаны и внедрены в практическую жизнь рабочие документы практически по всем направлениям реформы жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги:
Помимо
названной ранее "Программы реформирования
жилищно-коммунального
- определен порядок регистрации ТСЖ и их взаимодействия с жилищно-коммунальными службами города, который позволяет собственникам жилья выбирать обслуживающую организацию самостоятельно с учетом качества обслуживания и цен на услуги;
- утверждена
"Программа упорядочения потребления
энергоресурсов на территории МО "Город
Калуга" до 2008 года и определен порядок
оплаты населением услуг горячего и холодного
водоснабжения по приборам учета, установленным
непосредственно в квартирах потребителей.
В 2004 году
положение доработано с учетом порядка
регистрации и установки приборов учета;
- разработана и утверждена городская Программа энергоресурсосбережения в сфере ЖКХ, которая уже сегодня дает реальные результаты;
- разработана Программа благоустройства и озеленения города;
В
2003 году за счет городского бюджета
и помощи администрации области
на внедрение
Задачи на 2005 год
1. На 2005 год установлен уровень платежей граждан в процентах к затратам на содержание и ремонт жилого фонда и поставку коммунальных услуг в целом по всем видам услуг в размере 90%.
2. С 1 февраля 2005 года постановлением городской Думы пересмотрены тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения.
3. Подготовлены расчеты по введению платы за найм (аренду) жилья для нанимателей. Создана и работает комиссия по вопросам дифференциации платы за найм.
4. В связи с постепенным переходом на 100% уровень оплаты, актуальным стал вопрос стимулирования своевременной и полной оплаты населением услуг, одним из направлений которого является введение пени за несвоевременную оплату ЖКУ.
В настоящее время задолженность по жилищно-коммунальным платежам составляет более 126,0 млн. руб. Недобор с населения только за 2005 год, несмотря на довольно высокий уровень собираемости, составили 63,0 млн. руб.
5.
Управление ЖКХ г. Калуги
Комплект нормативных документов разрабатывается с учетом опыта работы в области добровольного страхования жилых помещений городов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Тамбова, Петрозаводска и др.
Все это рассказано с одной целью - показать, что большинство решений федерального центра по обсуждаемому вопросу работают. Но, к сожалению, многие из них на уровне местного самоуправления так и не смогли быть реализованы.
Глава III. Перспективы
развития муниципального
бюджета
3.1. Совершенствование налоговой политики региона.
По мере развития рыночного хозяйства и России возникают и обостряются социально-экономические проблемы, которые не могут быть решены автоматически. Отраслевые кризисы, безработица, нарушения и денежном обращении, обострение конкуренции на мировых рынках требуют государственного финансового вмешательства. Государственное регулирование способно поддержать социально- экономическую стабильность современной системы рыночной экономики с ее сложными связями и тесной взаимозависимостью отдельных сфер.
Рассмотрим
динамику развития доходной части бюджета
МО «Город Калуга» на 2006 год.
Таблица 2. Доходы бюджета
МО «Город Калуга» за 2005-2006 гг.
|