Содержание
Введение
Глава I. Теоретико-методологические
основы
финансовой политики
1. Содержание и значение
финансовой политики
2. Финансовый механизм, его
роль в реализации
финансовой политики
Глава II. Финансовая
политика Кыргызской Республики на современном
этапе
2.1. Налогово-бюджетная политика
в Кыргызской Республике.
2.2. Инвестиционная политика
как одна из важных
частей финансовой политики
государства
2.3. Роль финансов в решении
социальных проблем.
Финансовые методы повышения
жизненного уровня населения
Глава III. Совершенствование
финансовой политики
Кыргызской Республики в
условиях перехода
к рыночной экономике.
Заключение
Список литературы
Введение
С переходом
к рыночным отношениям особенно
остро проявились недостатки
финансовой политики, сдерживавшие
экономическое и социальное развитие
нашей страны. К ним относятся:
догматический (нетворческий) характер
финансовой политики, ее неспособность
быстро реагировать на изменяющиеся
условия развития нашего государства,
находить нужные способы для решения
назревших задач; отсутствие стратегических
концептуальных разработок; проведение
частичных малообоснованных тактических
мероприятий, ориентированных на сиюминутную
выгоду; отрыв финансовой политики от
фактического состояния дел в народном
хозяйстве; нарушение важнейшего требования
правильного ведения финансового хозяйства
- жить по средствам; остаточный подход
при определении финансовой базы удовлетворения
социальных потребностей граждан.
Целью концепции
финансовой политики, разработанной
в современных условиях, является
достижение более высокого уровня
жизни народа на основе развития
хозяйства, всемерного повышения
эффективности общественного производства.
Социальная направленность финансовой
стратегии проявляется не только
в изыскании возможностей увеличения
финансовых ресурсов, направляемых
на повышение благосостояния
народа, но и в принципиально
новом подходе к главной цели
экономической политики. Уровень
жизни выступает теперь величиной,
определяющей развитие производства,
направление и структуру использования
финансовых ресурсов.
Новая финансовая стратегия
разработана с учетом различных
форм собственности, развития
рыночных отношений, полноправного
функционирования рынка товаров,
рабочей силы, капиталов. Основными
методами финансового воздействия
на экономическую и социальную
сферы жизни общества выступают:
налогообложение, маневрирование
финансовыми ресурсами, финансирование,
финансовый рынок и др. Мировой
опыт подтверждает гибкость и
эффективность такой практики.
Финансовая политика
нынешнего этапа развития разработана
на основе требований финансовой
стратегии и с учетом сложившихся
экономических условий. Она предусматривает
преодоление кризисного состояния,
в котором находятся сегодня
финансы.
Все вышесказанное
опередило выбор и изучение
темы работы как наиболее актуальной
в современных условиях.
Целью дипломной
работы является изучение основных
направлений и составляющих финансовой
политики в условиях рыночной
экономики и поиск путей повышения
ее действенности.
Поставленная
в работе цель определила структуру
работы, которая состоит из введения,
трех глав, заключения и списка
использованной литературы.
Во введении
обоснована актуальность темы.
Первая глава
"Теоретико-методологические основы
финансовой политики государства"
посвящена вопросам теории финансовой
политики, подробно рассмотрены
содержание и сущность финансовой
политики. Здесь же дается понятие
финансового механизма.
Во второй
главе "Финансовая политика
Кыргызской Республики на современном
этапе" рассмотрены и проанализированы
основные направления финансовой
политики на современном этапе
экономического развития как
налогово-бюджетная составляющая, инвестиционная
и социальная.
Третья глава "Совершенствование
финансовой политики Кыргызской
Республики в условиях перехода
к рыночной экономике" посвящена
проблемам финансовой политики
в современных условиях и путям
их разрешения.
В заключение вынесены
основные положения работы и
даны рекомендации.
Глава I. Теоретико-методологические
основы финансовой политики государства
1.1. Содержание и значение
финансовой политики
Государство в процессе
своего функционирования осуществляет
политическую деятельность в
различных сферах общественной
жизни. Объектом этой деятельности
выступают экономика в целом,
а также отдельные составные
элементы: цена, денежное обращение,
финансы, кредит, валютные отношения
и т.п.
Совокупность государственных
мероприятий по использованию
финансовых отношений для выполнения
государством своих функций представляет
собой финансовую политику.
Содержание финансовой политики
достаточно сложное, так как охватывает
широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей
концепции финансовой политики,
определение ее основных направлений,
целей, главных задач;
2) создание адекватного
финансового механизма;
3) управление финансовой
деятельностью государства и
других субъектов экономики.
Основу финансовой
политики составляют стратегические
направления, которые определяют
долгосрочную и среднесрочную
перспективу использования финансов
и предусматривают решение главных
задач, вытекающих из особенностей
функционирования экономики и
социальной сферы страны. Одновременно
с этим государство осуществляет
выбор текущих тактических целей
и задач использования финансовых
отношений. к связаны с основными
проблемами, стоящими перед государством,
в области мобилизации и эффективного
использования финансовых ресурсов,
регулирования экономических и
социальных процессов и стимулирования
передовых направлений развития
производительных сил, отдельных
территорий и отраслей экономики.
Все эти мероприятия тесно
взаимосвязаны между собой и
взаимозависимы.
Итак, можно следующим
образом сформулировать задачи
финансовой политики:
1) обеспечение условий
для формирования максимально
возможных финансовых ресурсов;
2) установление рационального
с точки зрения государства
распределения и использования
финансовых ресурсов;
3) организация регулирования
и стимулирования экономических
и социальных процессов финансовыми
методами;
4) выработка финансового
механизма и его развитие в
соответствии с изменяющимися
целями и задачами стратегии;
5) создание эффективной
и максимально деловой системы
управления финансами.
Финансовая политика
является составной частью экономической
политики государства. В ней
конкретизируются главные направления
развития народного хозяйства,
определяется общий объем финансовых
ресурсов, их источники и направления
использования, разрабатывается
механизм регулирования и стимулирования
финансовыми методами социально-экономических
процессов.
В то же время
финансовая политика — относительно
самостоятельная сфера деятельности
государства, важнейшее средство
реализации политики государства
в любой области общественной
деятельности.
При выработке финансовой
политики следует исходить из
конкретных особенностей исторического
развития общества. Она должна
учитывать специфику внутренней
и международной обстановки, реальные
экономические и финансовые возможности
страны. Учет текущих особенностей
должен дополняться изучением
опыта использования экономического
и финансового механизма, новых
тенденций развития, а также мирового
опыта.
В процессе проведения
финансовой политики особенно
важно требование обеспечения
ее взаимосвязи с другими составными
частями экономической политики
— кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов
финансовой политики государства
основывается на ее соответствии
интересам общества и большинства
его социальных групп, а также
на достигнутых результатах, вытекающих
из поставленных целей и задач.
Типы финансовой
политики. Развитие государства
связано с изменением финансовой
политики. Использование того или
иного типа финансовой политики
связано с особенностями текущего
этапа развития экономики и
социальной сферы, интересами
правящий партий и социальных
групп и господствующими теоретическими
концепциями, влияющими на экономический
и политический курс государства.
Все это обеспечивает сохранение
и развитие существующей в
данном государстве системы общественных
отношений.
Анализ применявшейся
различными государствами финансовой
политики позволяет выделить
три ее основных типа:
классическая;
регулирующая;
планово-директивная.
• До конца 20-х
годов текущего столетия основным
типом финансовой политики большинства
стран был классический ее
вариант. Такая финансовая политики
была основана на трудах классиков
политэкономии А- Смита (1723 —
1790) и Д. Рикардо (1772 — 1823) и
их последователей. Основное ее
направление — невмешательство
государства в экономику, сохранение
свободной конкуренции, использование
рыночного механизма как главного
регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение
государственных расходов и налогов,
обеспечение условий для формирования
и исполнения равновесного (сбалансированного)
бюджета.
Финансовые отношения
строились исходя из этих целей
финансовой политики. Государство
стремилось к уменьшению расходов
бюджета, сводившихся в основном
к расходам на военные цели,
выплату процентов по государственному
долгу и его погашению и
управление. Система налогообложения
должна была создать необходимое
поступление средств для обеспечения
сбалансированного бюджета государства.
Причем система налогов строилась
в основном на косвенных и
имущественных налогах, которые
были достаточно просты и эффективны
с точки зрения механизма их
взимания.
Система управления
финансовой деятельностью была
проста и сосредоточивалась, как
правило, в одном органе управления
— министерстве финансов (казначействе).
• Бурное развитие
производительных сил поставило
перед государством еще в XIX
в. вопрос об изменении подходов
к финансовой политике. Особенно
остро встал вопрос об этом
в конце 20-х годов нынешнего
столетия, когда обострился весь
комплекс экономических, политических
и социальных проблем большинства
государств. В этот период в
западных странах осуществляется
переход к регулирующей финансовой
политике. В ее основу вначале
были положены экономическая
теория английского экономиста
Дж. Кейнса (1883 — 1946) и его последователей.
Они исходили из необходимости
вмешательства и регулирования
государством циклического развития
экономики. Финансовая политика
наряду с ее традиционными
задачами стала преследовать
цель использовать финансовый
механизм для регулирования экономики
и социальных отношений в целях
обеспечения полной занятости
населения.
Основными инструментами
вмешательства в экономику становятся
государственные расходы, за счет
которых формируется дополнительный
спрос. Поэтому государственные
расходы обеспечивают рост предпринимательской
деятельности, увеличение национального
дохода и способствуют ликвидации
безработицы путем финансирования
создания новых рабочих мест.
Система налогов
в условиях регулирующей финансовой
политики кардинально изменяется.
Главным механизмом регулирования
становится подоходный налог,
использующий прогрессивные ставки.
Этот налог обеспечивает изъятие
у экономических субъектов доходов,
используемых в виде сбережений,
что позволяет обеспечить сбалансированность
бюджета государства при высоком
уровне расходов.
Большое внимание
в финансовых отношениях уделяется
системе государственного кредита,
на основе которого проводится
политика дефицитного финансирования.
Государство активно развивает
применение долгосрочных и среднесрочных
займов. Рынок ссудных капиталов
становится вторым по значению
источником доходов бюджета, а
дефицит бюджета используется
для регулирования экономики.
Изменяется система
управления финансами. Вместо
единого органа управления возникает
несколько самостоятельных специализированных
органов. Выделяются отдельные
службы, занимающиеся планированием
бюджета и бюджетных расходов,
их финансированием, контролем
за поступлением налогов, управлением
государственным долгом.