Финансовая политика Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:13, контрольная работа

Описание

С переходом к рыночным отношениям особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживавшие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства, находить нужные способы для решения назревших задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок; проведение частичных малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном хозяйстве; нарушение важнейшего требования правильного ведения финансового хозяйства - жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы финансовой политики
1. Содержание и значение финансовой политики
2. Финансовый механизм, его роль в реализации
финансовой политики
Глава II. Финансовая политика Кыргызской Республики на современном этапе
2.1. Налогово-бюджетная политика в Кыргызской Республике.
2.2. Инвестиционная политика как одна из важных частей финансовой политики государства
2.3. Роль финансов в решении социальных проблем.
Финансовые методы повышения жизненного уровня населения
Глава III. Совершенствование финансовой политики Кыргызской Республики в условиях перехода к рыночной экономике.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика Кыргызской Республики.docx

— 116.90 Кб (Скачать документ)

   В целом кейнсианская  регулирующая финансовая политика  показала свою сравнительную  эффективность в западных странах.  Она обеспечила в 30 — 60-х  годах стабильный экономический  рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

   В 70-х годах в  основу финансовой политики была  положена неоконсеровативная стратегия,  связанная с неоклассическим  направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой  политики не отказывалась от  регулирования как ее цели, но  ограничивала вмешательство государства  в экономику и социальную область.  Регулирование экономики становится  многоцелевым. Кроме экономического  роста и занятости, государство  регулирует денежное обращение,  валютный курс, социальные факторы  экономики, структурную перестройку  хозяйства.

   Финансовые отношения   в этих условиях исходят из  необходимости сокращения объема  перераспределения национального  дохода через финансовую систему,  снижения бюджетного дефицита, стимулирования  роста сбережений как источника  производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам.  Ставится задача их сокращения  и уменьшения степени прогрессивности  обложения.

   Следует отметить, что различные разновидности  регулирующей финансовой политики  тесно взаимосвязаны между собой.  Поэтому одинаковые или похожие  инструменты финансового механизма  применяются в различных странах,  использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему  регулирования, что приводит к  их конвергенции.

   • Планово-директивная  финансовая политика применяется  в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной  собственности на средства производства  плановая система управления  позволяет осуществлять прямое  директивное руководство всеми  сферами экономики и социальной  жизни, в том числе и финансами.  Цель финансовой политики в  этих условиях — обеспечение  максимальной концентрации финансовых  ресурсов у государства (в первую  очередь у центральных органов  власти и управления) для их  последующего перераспределения  в соответствии с основными  направлениями государственного  плана.

   Адекватно цели  финансовой политики СССР строился  и финансовый механизм. Основной  задачей финансового механизма  было создание инструментов, при  помощи которых производится  изъятие всех неиспользуемых  в соответствии с государственным  планом финансовых ресурсов. Изъятие  средств производилось у государственных  предприятий, населения и органов  местной власти.

   Для государственных  предприятий был создан механизм  двухканального изъятия чистого  дохода (с последующими небольшими  изменениями). Чистый доход государственных  предприятий изымался в бюджет  вначале при помощи налога  с оборота в отраслях, где за  счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных  размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных  отчислений от прибыли (взносов  свободного остатка прибыли) изымались  в бюджет все излишки прибыли,  которые, по мнению государства,  нельзя было использовать в  рамках предприятий. При этом  определялся предельный размер  всех расходов предприятия за  счет прибыли, то есть государство  полностью регулировало весь  финансовый механизм государственных  предприятий. В отдельные годы  у государственных предприятий  изымалось до 80% их чистого дохода.

   Регулирование использования  денежных доходов населения осуществлялось  при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась  путем размещения фактически  принудительных государственных  займов. Свободные средства населения,  помещенные в систему сберегательных  касс, также направлялись в бюджет  в виде специального безоблигационного  займа. Примерно такой же механизм  изъятия доходов применялся для  кооперативных предприятий.

   Изъятие средств  у местных органов власти обеспечивалось  ограничением в установлении  самостоятельных источников доходов  местных бюджетов. Система местных  доходов включала небольшие по  объему доходы, удельный вес которых  в бюджете не превышал 10 — 15% от общей суммы доходов. В  связи с этим уровень доходов  местных бюджетов полностью зависел  от объема средств, выделяемых  им из вышестоящих бюджетов  в порядке бюджетного регулирования.

   Расходы бюджетов  определялись исходя из приоритетов,  установленных государственным  планом. Средства выделялись на  затраты, как правило, без их  увязки с возможным получаемым  эффектом. В связи с этим значительные  ресурсы использовались непроизводительно:  на финансирование оборонных  отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т.п. В  то же время покрытие расходов  на социальные нужды осуществлялось  остаточным методом по минимальным  нормам, что отрицательно смазывалось  на развитии отраслей социальной  сферы.

   Управление финансами  осуществлялось из единого центра  — Министерства финансов, которое  занималось всеми вопросами использования  финансового механизма в народном  хозяйстве. Других управленческих  органов в области финансов  не существовало.

   Планово-директивная  финансовая политика проводилась  практически во всех бывших  социалистических странах. Она  показала свою достаточно высокую  эффективность в годы, когда требовалась  максимальная концентрация финансовых  ресурсов для финансирования  чрезвычайных расходов государства  (в годы Второй мировой войны,  восстановления народного хозяйства  и т.п.). В то же время использование  такой финансовой политики в  условиях нормального функционирования  экономики привело к отрицательным  последствиям: снижению эффективности  производства, замедлению развития  социальной сферы общества, резкому  ухудшению финансового положения  государства.

  Усиление мощи государства  позволяет ему концентрировать  в своих руках большую массу  финансовых ресурсов, что дает  возможность активно воздействовать  на экономическую конъюнктуру.  Государство становится как бы  дирижером огромного оркестра, в  котором каждый хозяйствующий  субъект играет свою роль.

  В условиях возрастающего  уровня развития производительных  сил финансовые мероприятия во  все большей степени направляются  на социальные потребности, обеспечивая  достижение более полного благосостояния  всех членов общества.

  Возможности активного  воздействия финансовой политики  на экономическое развитие, социальный  прогресс требуют ее глубокого  научного обоснования. Только  научный подход, знание и изучение  всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее  относительная самостоятельность  не перерастет в независимость  от объективных экономических  отношений. Опыт хозяйственного  строительства доказывает, что отрыв  финансовой политики от экономики  оборачивается серьезными экономическими  трудностями, неизбежно сдерживает  реализацию возможностей, заложенных  в экономике.

  Научный подход к  выработке финансовой политики, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, . предполагают  ее соответствие закономерностям  общественного развития, постоянный  учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования  приводит к большим потерям  в народном хозяйстве.

  Например, история развития  нашего государства свидетельствует,  что в противовес требованиям  хозяйственной самостоятельности  на протяжении многих десятилетий  у предприятий и хозяйственных  организаций изымалась в бюджет  большая доля финансовых ресурсов. При этом применялся раскладочный  способ определения обязательств  по прибыли (вышестоящая организация  устанавливала каждому подведомственному  предприятию сумму платежа), не  позволявший предприятиям иметь  устойчивую финансовую базу развития. В результате была подорвана  инициатива, заинтересованность хозяйствующих  субъектов в повышении эффективности  производства, росте накоплений. Коллективизация  (нередко насильственная), постоянное  игнорирование требований закона  стоимости (выразившееся в систематическом  изъятии на протяжении почти  четырех десятилетий денежных  накоплений из аграрного сектора  экономики, осуществляемом через  цены, налоги, страховые платежи)  привели к затяжному финансовому  кризису в этой области, разрушению  у крестьянина чувства хозяина.    Политические решения должны  приниматься по законам

экономической допаси, на основе четкого расчета и предвидения  последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, что позволит избежать частых, нередко непредсказуемых  изменений в финансовой политике и создаст благоприятные условия  для деятельности предприятий. В  связи с этим важно отметить огромное значение достаточного объема достоверной  информации о протекающих в экономике  м социальной сфере процессах, результатах  проведения тех  или иных мероприятий  финансовой политики. Информация наряду с выводами финансовой и политэкономической наук должна составлять необходимую  базу для выработки эффективной  финансовой политики. В ней важно  соблюдать принцип обратной связи, служащий надежной основой для проверки правильности финансовой политики, позитивности ее влияния на развитие экономической  и социальной сфер жизни общества.

  Финансовая политика  должна преследовать цель повышения  объема и эффективности использования  финансовых ресурсов. Рост финансовой  отдачи - это как лакмусовая бумажка  для проверки действенности финансовой  политики. Отказ от учета повышения  эффективности использования финансовых  ресурсов при разработке и  проведении финансовой политики  может привести к распылению  средств, сокращению источников  удовлетворения постоянно растущих  экономических и социальных потребностей  общества. Например, в последние  десятилетия большие и постоянно  растущие суммы денежных средств  ежегодно вкладывались в сельское  хозяйство, капитальное строительство.  Однако производство сельскохозяйственной  продукции увеличилось крайне  незначительно, снижалась эффективность  капитальных вложений. Эти и другие  факты игнорировались при выработке  финансовой политики, что привело  к резкому ухудшению финансового  положения нашей страны.

  При выработке финансовой  политики следует исходить из  конкретных исторических условий.  Они должны учитывать специфику  каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так  и международной обстановки, реальные  экономические и финансовые возможности  государства. Прямая зависимость  намеченных и осуществленных  расходов от объема финансовых  ресурсов является свидетельством  элементарного финансового благоразумия  и должна поддерживаться на  всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение  этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличению дефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам.

  Учет особенностей  момента предполагает также тщательное  изучение опыта предшествующего  хозяйственного и финансового  строительства, новых тенденций  и прогрессивных явлений, мирового  опыта. Своевременное изменение  финансовой политики на основе  учета особенностей текущего  момента, назревших потребностей  экономического развития дает  возможность в более короткий  срок и с меньшими издержками  решить стоящие перед страной  задачи.

  Немаловажным требованием,  предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного  подхода при ее выработке и  проведении, т.е. согласование мероприятий,  проводимых во всех звеньях  финансовой системы, путем их  ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного  этапа развития, а также обеспечение  тесной взаимосвязи между составными  частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики  в области ценообразования, заработной  платы.

  Финансовая политика, являясь формой экономической  политики, призвана присущими ей  специфическими способами и методами  содействовать достижению целей  и выполнению задач,  поставленных  экономической политикой. Министерство  финансов Кыргызстана, на которое  возлагается разработка финансовой  политики, подготавливает несколько  ее вариантов. Они подвергаются  экспертной оценке. Наиболее оптимальный  вариант представляется в правительство  для рассмотрения и одобрения.

  Многовариантность расчетов, учет множества факторов, использование  метода "наложения" финансовых  мероприятий на конкретную экономическую  ситуацию в стране, прогнозирование  результатов при выработке концепции  финансовой политики требуют  широкого использования математического  моделирования, электронно-вычислительной  техники. Необходимым условием  является также наличие обширной, достоверной информации о состоянии  дел в экономической и социальной  сферах. Учитывая сложность разработки  политики, когда приходится рассматривать  многообразные, нередко противоречивые  тенденции экономического развития, использовать различные способы  изучения экономических процессов  и явлений, применять выводы  теории к конкретным жизненным  обстоятельствам, классики политической  экономии определяли политику  как искусство.

  Целью финансовой политики  является наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых  для удовлетворения насущных  потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая  политика призвана создать благоприятные  условия для активизации предпринимательской  деятельности. Большое внимание  уделяется определению рациональных  форм изъятия доходов предприятий  в пользу государства, а также  доли участия населения в формировании  финансовых ресурсов. Важное значение  придается повышению эффективности  использования финансовых ресурсов  путем их распределения между  сферами общественного производства, а также их концентрации на  главных направлениях экономического  и социального развития. В процессе  выработки финансовой политики  определяются принципы построения  финансового механизма, позволяющего  наиболее успешно выполнить вышеперечисленные  задачи.

Информация о работе Финансовая политика Кыргызской Республики