Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – обосновать применение системы финансового прогнозирования на предприятии, организацию, методы и принципы, а так же составить прогнозный финансовый план.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
– рассмотреть понятия прогнозирования и планирования
– дать оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия
– провести анализ финансовой устойчивости
– разработать финансовые показатели методом бюджетирования
– предложить пути улучшения финансового планирования и прогнозирования на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Цели, задачи, принципы организации финансового прогнозирования и планирования на предприятии 6
1.2 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием 9
1.3 Методы и методика составлении финансового прогноза и финансового плана на предприятии. 17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ОАО «МЕЖГОСМЕТИЗ МЦЕНСК» 26
2.1 Краткая организационно-экономическая оценка ОАО «Межгосметиз Мценск» 26
2.2 Анализ состояния финансового планирования и прогнозирования на предприятии ОАО «Межгосметиз Мценск» 28
2.3 Оценка результатов финансового планирования и прогнозирования предприятия. 39
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 43
3.1 Планирование деятельности предприятия методом бюджетирования 43
3.2 Разработка финансовых показателей финансового плана на 2013 год 51
3.3 Пути улучшения финансового планирования на предприятии 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы(3).docx

— 133.15 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Методические подходы к понятию и содержанию финансового прогнозирования и планирования на предприятии 6

1.1 Цели, задачи, принципы организации финансового прогнозирования и планирования на предприятии 6

1.2 Виды финансовых  планов и их роль в управлении  предприятием 9

1.3 Методы и методика составлении финансового прогноза и финансового плана на предприятии. 17

2 Анализ и оценка состояния финансового планирования и прогнозирования на ОАО «Межгосметиз Мценск» 26

2.1 Краткая  организационно-экономическая оценка  ОАО «Межгосметиз Мценск» 26

2.2 Анализ  состояния финансового планирования  и прогнозирования на предприятии  ОАО «Межгосметиз Мценск» 28

2.3 Оценка результатов финансового планирования и прогнозирования предприятия. 39

3 Современное состояние и перспективы развития финансового планирования и прогнозирования на предприятии 43

3.1 Планирование  деятельности предприятия методом  бюджетирования 43

3.2 Разработка  финансовых показателей финансового  плана на 2013 год 51

3.3 Пути улучшения финансового планирования на предприятии 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход российских предприятий  от централизованно-плановой системы  хозяйствования к рыночной ставит вопрос о необходимости нового подхода  к финансовому планированию и  прогнозированию хозяйствующих  субъектов. Российские предприятия имеют большой опыт плановой прогнозной работы, разработки различных технико-экономических обоснований, оценок экономической эффективности проектов, который не следует игнорировать. Однако, современная ситуация требует смещения акцента с производственной стороны проектов на рыночную. Необходима оценка финансового планирования и прогнозирования, платёжеспособного спроса на продукцию, состояния конкуренции, анализа экономической и финансовой устойчивости и результативности.

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного  функционирования рыночной экономики  и необходимой предпосылкой роста  и стабильности экономики в целом.

В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы  предприятий занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают  основное звено общественного производства, где создаются материальные и  нематериальные блага и формируется  преобладающая масса финансовых ресурсов страны.

ОАО «Межгосметиз Мценск» давно известно на рынке сварочных материалов. На данный момент финансовое положение предприятия характеризуется как устойчивое. Но, все же необходимо совершенствование всей финансовой системы .

Цель данной работы – обосновать применение системы финансового прогнозирования на предприятии, организацию, методы и принципы, а так же составить прогнозный финансовый план.

Основными задачами данной курсовой работы являются:

– рассмотреть понятия прогнозирования и планирования

– дать оценку финансово-хозяйственной  деятельности предприятия

– провести анализ финансовой устойчивости

– разработать финансовые показатели методом бюджетирования

– предложить пути улучшения  финансового планирования и прогнозирования на предприятии.

Предметом исследования является анализ состояния системы финансового  планирования и прогнозирования.

Объектом курсовой работы является предприятие ОАО«Межгосметиз Мценск».

 

  1. Методические подходы к понятию и содержанию финансового прогнозирования и планирования на предприятии

 

    1. Цели, задачи, принципы организации финансового прогнозирования и планирования на предприятии

 

В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприятий. Особую актуальность приобретает финансовое планирование – одна из главных функций финансового менеджмента на предприятии. Ее можно определить, как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия.

В нашей стране сложилось  двоякое отношение к финансовому  планированию на предприятии. Директивное  планирование, присущее командно-административной экономике, выработало достаточно негативное отношение к процессу планирования. Преобразования в экономике и  построение рыночных отношений, нестабильность экономической конъюнктуры не позволяли  оценить значимость и необходимость  финансового планирования для деятельности любого хозяйствующего субъекта. Вместе с тем именно неопределенность усиливает  риск предпринимательской деятельности и, следовательно, необходимость планирования и прогнозирования в условиях рынка возрастают.[8]

Главной целью финансового  планирования на предприятии является обоснование стратегии его развития с позиции компромисса между  доходностью, ликвидностью и риском, а также определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.

Финансовое планирование как функция управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке  и реализации плановых заданий. Финансовое планирование решает следующие задачи:

– конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

– выявляет резервы увеличения доходов и способы их мобилизации;

– обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;

– определяет наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;

– обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов и государства;

– осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия.

Основой финансового планирования на предприятии является составление  финансовых прогнозов. Прогнозирование  представляет собой определение  на длительную перспективу изменений  финансового состояния объекта  в целом и его частей. Прогнозирование  сосредоточено на наиболее вероятных  событиях и результатах и в  отличие от планирования не ставит задачу осуществить непосредственно  на практике разработанные прогнозы. Состав показателей прогноза может  значительно отличаться.[22]

Сложившаяся в настоящее  время система планирования имеет  ряд недостатков. Процесс планирования на предприятии в современных  условиях является очень трудоемким и мало предсказуемым. В условиях нестабильности российской экономики  невозможно достоверно проводить сценарный  анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия в меняющихся условиях хозяйствования. В практике российских предприятий отсутствуют управленческий учет, разделение затрат на постоянные и переменные, что не позволяет  в процессе планирования использовать показатель маржинальной прибыли, оценивать эффект операционного рычага, проводить анализ безубыточности, определять запас финансовой прочности. Процесс планирования по традиции начинается с производства, а не со сбыта продукции. При планировании объема продаж преобладает затратный механизм ценообразования. Цена формируется исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности без учета конкурирующих рыночных цен. Это приводит к созданию неконкурентоспособной продукции, а, следовательно, к необъективно запланированным показателям объемов реализации, которые заведомо будут отличаться от фактических результатов деятельности предприятия. Процесс планирования затянут во времени, что делает его не пригодным для принятия оперативных управленческих решений. Финансовые, бухгалтерские и плановые службы действуют раздельно, что не позволяет создать единый механизм управления финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятия.

Различают следующие основные принципы финансового планирования:

– принцип научности;

– принцип комплексности;

– принцип оптимальности.

Принцип научности в планировании финансов состоит в научно обоснованных методах расчета, также анализе  финансовой и хозяйственной деятельности. Наиболее научным является нормативный  метод. На основе заранее установленных  нормативов рассчитывается потребность  организации в финансовых ресурсах и их источниках. Применяется такая  система норм и нормативов: региональные нормативы (ставки областных налогов, нормы областной администрации); Местные нормативы (район); отраслевые нормативы (нормативы отрасли или  предприятий определенных организационно-правовых форм: нормативы числа работающих для малых предприятий); нормативы, принятые на предприятии (например: потребность  в оборотных средствах, приказы  по учетной политике). Достоинства  нормативного метода: более точная оценка планируемых финансовых показателей и выявление резервов роста дохода. Недостатки нормативного метода: трудоемкость создания норм и контроля за ними.

Принцип комплексности в  планировании финансов обосновывает увязку показателей финансового плана.

Принцип оптимальности в  планировании финансов состоит в  выборе одного наиболее оптимального планового решения из возможных  вариантов плана. Существует 3 вида плана: оптимистический, пессимистический, нейтральный. Финансовый план оказывает  влияние на экономику. Это влияние обусловлено тем, что в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат с реальными возможностями, и в результате достигается материально-финансовая сбалансированность, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия.[13]

1.2 Виды  финансовых планов и их роль  в управлении предприятием

 

Финансовое планирование можно классифицировать на перспективное (стратегическое), текущее (годовое) и  оперативное.

В условиях рыночных отношений  предприятия стали свободны от опеки  со стороны государства, но резко  повысилась их ответственность за экономические  и финансовые результаты работы. Предприятия  осуществляют свою деятельность на началах  коммерческого расчёта, при котором  расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального  развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку  от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать  производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для  инвестирования, используя, в том  числе, и ресурсы финансового  рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта. [8]

Планирование развития стало  важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов  выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии  привлечения, распределения, перераспределения  и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и  глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования. [24]

Слабость распространения  стратегического планирования в  российских фирмах, несмотря на его существенные – преимущества, обусловлена причинами как объективного, так и субъективного характера. Наиболее важные факторы таковы:

Объективные факторы:

– высокая нестабильность внешней среды;

– низкий уровень общей финансовой культуры фирм;

– высокая зависимость от государственного бюджета.

Субъективные факторы:

– дефицит времени, приоритеты текущих дел;

– мнение об отсутствии влияния планирования на результаты деятельности;

– недостаточная квалификация управляющих и служащих;

– отсутствие методической базы;

– негативное отношение к планированию;

– теоретический подход к планированию со стороны плановиков [3].

Представляется, что коренное изменение ситуации возможно при  переориентации руководящего звена  с пассивного подхода к управлению на активный (целевое управление), для  чего необходимы изменение управленческого  менталитета и повышение финансовой культуры менеджеров и специалистов экономических служб российских компаний.

Примерно на половине предприятий  России система планирования неэффективна. Неэффективной можно считать  такую систему, в которой отклонение фактических результатов от запланированных  регулярно превышает 20 - 30% [10]. Подобная ситуация представляет собой серьёзную проблему, так как стратегия компании является основой для управления её деятельностью.

Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации  в достаточной степени. Можно  выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического  планирования:

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии