Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – обосновать применение системы финансового прогнозирования на предприятии, организацию, методы и принципы, а так же составить прогнозный финансовый план.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
– рассмотреть понятия прогнозирования и планирования
– дать оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия
– провести анализ финансовой устойчивости
– разработать финансовые показатели методом бюджетирования
– предложить пути улучшения финансового планирования и прогнозирования на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Цели, задачи, принципы организации финансового прогнозирования и планирования на предприятии 6
1.2 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием 9
1.3 Методы и методика составлении финансового прогноза и финансового плана на предприятии. 17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ОАО «МЕЖГОСМЕТИЗ МЦЕНСК» 26
2.1 Краткая организационно-экономическая оценка ОАО «Межгосметиз Мценск» 26
2.2 Анализ состояния финансового планирования и прогнозирования на предприятии ОАО «Межгосметиз Мценск» 28
2.3 Оценка результатов финансового планирования и прогнозирования предприятия. 39
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 43
3.1 Планирование деятельности предприятия методом бюджетирования 43
3.2 Разработка финансовых показателей финансового плана на 2013 год 51
3.3 Пути улучшения финансового планирования на предприятии 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы(3).docx

— 133.15 Кб (Скачать документ)

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку  оценок специалистов-экспертов по определенному  вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование  может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному  объяснению.

Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп  доходов и расходов лишь от фактора  времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком  данного метода является игнорирование  экономических, демографических и других факторов.

Разработка сценариев  не всегда исходит из научности и  объективности, в них всегда ощущается  влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных  лиц, инвесторов, собственников, но это  позволяет оценить последствия  реализации тех или иных политических обещаний.

Стохастические методы предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми  данными и прогнозными финансовыми  показателями. Вероятность расчета  точного финансового прогноза определяется объемом эмпирических данных, используемых при прогнозировании.

Таким образом, методы финансового  прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой  итоговой информации: чем сложнее  метод прогнозирования, тем больше связанные с ним затраты и  объемы получаемой с его помощью  информации.

Результатом финансового  прогнозирования является составление  финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов  финансовых отношений. Прогнозы дают возможность  рассмотреть различные варианты развития финансов, например при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях  развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5—7 лет) и  долгосрочными (до 10-15 лет).

Цель составления финансового плана состоит в определении возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К ним относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли, и т. п.

Содержанием стратегии финансового  планирования является определение центров доходов и центров расходов. Центр доходов предприятия – это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов – это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», то есть 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.[10]

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством  определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и  приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться  следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.[16]

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что на основе заранее установленных норм и  технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и  в их источниках. Такими нормативами  являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных  отчислений, нормативы потребности  в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

– федеральные нормативы;

– республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

– местные нормативы;

– отраслевые нормативы;

– нормативы хозяйствующего субъекта.

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих  субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации  отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное  социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы  действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках  республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые нормативы  действуют в масштабах отдельных  отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые  предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный  фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.[15]

Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые  непосредственно хозяйствующим  субъектом и используемые им для  регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности  в оборотных средствах, нормы  кредиторской задолженности, постоянно  находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в  ремонтный фонд и др. Нормативный  метод планирования является самым  простым методом. Зная норматив и  объемный показатель, можно легко  рассчитать плановый показатель.

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового  показателя, принимаемого за базу, и  индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические  нормативы, а взаимосвязь между  показателями может быть установлена  косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 1).

Расчетно-аналитический  метод широко применяется при  планировании суммы прибыли и  доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным  видам использования финансовых ресурсов и т.п.[14]

Рис.2 Схема расчётно-аналитического метода планирования


 

 

Сущность балансового  метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что путем  построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности  в них. Балансовый метод применяется  прежде всего при планировании распределения  прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений  средств в финансовые фонды –  фонд накопления, фонд потребления  и др.

Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:

Он + П = Р + Ок,

где Он – остаток средств  фонда на начало планового периода, руб.;

П – поступление средств  в фонд, руб.;

Р – расходование средств  фонда, руб.;

Ок – остаток средств на конец планового периода, руб.

Сущность метода оптимизации  плановых решений заключается в  разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать  из них наиболее оптимальный. При  этом могут применяться разные критерии выбора:

– минимум приведённых затрат;

– максимум приведённой прибыли;

– минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;

– минимум текущих затрат;

– минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;

– максимум дохода на рубль вложенного капитала;

– максимум прибыли на рубль вложенного капитала;

– максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).[13]

Например, в качестве критерия выбора принимается минимум приведённых  затрат, которые представляют собой  сумму текущих затрат и капиталовложений, приведённых к одинаковой размерности, в соответствии с нормативными показателями эффективности. Они исчисляются по формуле:

И + Ен * К = min,

где И – текущие затраты, руб.;

К – единовременные затраты (капиталовложения), руб.;

Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.

В настоящее время нормативный  коэффициент капиталовложений установлен в размере 0,15, что соответствует  нормативному сроку окупаемости 6,6 года.[15]

Сущность экономико-математического  моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми  показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих  структуру и закономерности изменения  данного экономического явления  с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

Модель может строиться  по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

Y = f(x),

где Y – показатель;

х – факторы.

Алгоритм разработки планового  показателя может быть представлен  в виде следующей схемы:

Рис.3 Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели


 

 

 

В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей  производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные  модели со множеством параметров оказываются  зачастую не пригодными для практического  использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой  для функционирования автоматизированной системы управления финансами.[12]

 

  1. Анализ и оценка состояния финансового планирования и прогнозирования на ОАО «Межгосметиз Мценск»

 

2.1 Краткая организационно-экономическая  оценка ОАО «Межгосметиз Мценск»

 

ОАО «Межгосметиз-Мценск» – российский производитель высококачественных сварочных материалов, работающий на рынке 10 лет. За это время предприятие заняло лидирующие позиции на российском рынке. История ОАО «Межгосметиз-Мценск» начинается с 1999 года. Именно тогда было принято решение о диверсификации бизнеса на базе «Мценского завода текстильного машиностроения». Основным направлением развития бизнеса компании было выбрано производство сварочных материалов: электродов общего и специального назначения, сварочной омедненной проволоки, порошковой проволоки, сварочной нержавеющей проволоки. Это в целом определило основную стратегию компании – расширение номенклатуры выпускаемой продукции и приоритет в области качества выпускаемых сварочных материалов. Предприятие «Межгосметиз Мценск» имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества. У истоков компании генеральный директор Костюченко В.П. ОАО «Межгосметиз Мценск» располагается по адресу: Россия, 303000, Орловская область, г.Мценск, ул.Советская, 98-А.

Организационная структура  представляется следующим образом:

Основным направлением развития бизнеса компании было выбрано производство сварочных материалов: электродов общего и специального назначения, сварочной  омедненной проволоки, порошковой проволоки, сварочной нержавеющей проволоки. Это в целом определило основную стратегию компании - расширение номенклатуры выпускаемой продукции и приоритет в области качества выпускаемых сварочных материалов. Компания «Межгосметиз-Мценск» поставила себе изначально довольно высокую планку - покупая нашу продукцию, потребитель не должен разочароваться.

Компания «Межгосметиз-Мценск» заботится об экологии окружающей среды и природных ресурсов, в связи с чем, в 2006 году они приобрели у немецкой фирмы «EUT» Eilenburger GmbH современную линию регенерации производственных отходов. Технология этого оборудования позволяет исключить воздействие вредных растворов на окружающую среду и позволяет регенерировать использованные растворы. Такой вид технологии регенерации был специально разработан для ОАО «Межгосметиз-Мценск» немецкими производителями и еще никем в мире не применяется.

В сентябре 2010 года изучив потребности рынка, для удобства потребителей с ОАО «Межгосметиз-Мценск» первым в России стал осуществлять намотку сварочной проволоки больших диаметров (от 2,0 до 4,0 мм.) необходимого веса на каркасную еврокассету К-300.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии