Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – обосновать применение системы финансового прогнозирования на предприятии, организацию, методы и принципы, а так же составить прогнозный финансовый план.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
– рассмотреть понятия прогнозирования и планирования
– дать оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия
– провести анализ финансовой устойчивости
– разработать финансовые показатели методом бюджетирования
– предложить пути улучшения финансового планирования и прогнозирования на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Цели, задачи, принципы организации финансового прогнозирования и планирования на предприятии 6
1.2 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием 9
1.3 Методы и методика составлении финансового прогноза и финансового плана на предприятии. 17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ОАО «МЕЖГОСМЕТИЗ МЦЕНСК» 26
2.1 Краткая организационно-экономическая оценка ОАО «Межгосметиз Мценск» 26
2.2 Анализ состояния финансового планирования и прогнозирования на предприятии ОАО «Межгосметиз Мценск» 28
2.3 Оценка результатов финансового планирования и прогнозирования предприятия. 39
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 43
3.1 Планирование деятельности предприятия методом бюджетирования 43
3.2 Разработка финансовых показателей финансового плана на 2013 год 51
3.3 Пути улучшения финансового планирования на предприятии 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы(3).docx

— 133.15 Кб (Скачать документ)

В октябре 2010 г. ООО «Торговый  дом «Межгосметиз» и ОАО «Межгосметиз-Мценск» вошли в состав мирового лидера в области сварки Lincoln Electric. Объединение потенциала ОАО «Межгосметиз-Мценск» и ноу-хау Lincoln Electric позволяет предлагать и распространять весь спектр решений в области сварки.

С мая 2011 года на производственных мощностях ОАО «Межгосметиз-Мценск совместно с компанией «Линкольн Электрик» освоен выпуск электродов марки BASIC ONE и OMNIA 46. В ближайшее время ожидается начало производства электродов марки CONARC.

2.2 Анализ  состояния финансового планирования  и прогнозирования на предприятии  ОАО «Межгосметиз Мценск»

 

Финансовое планирование (ФП) — это составление комплексного плана функционирования и развития предприятия в стоимостном выражении  для обеспечения бесперебойной  успешной работы. Бюджет или система  бюджетов должны показывать ориентиры  повседневной деятельности руководителей  предприятия.

Общий финансовый план разрабатывается  сквозным образом, с необходимыми промежуточными согласованиями по службам и подразделениям предприятия. Процедура финансового  планирования не сводится только к  планированию финансовых показателей  фирмы в целом, а включает также:

- планирование натуральных показателей;

- планирование по структурным подразделениям.

В процессе финансового планирования отслеживаются финансовые показатели (на верхнем уровне), а также натуральные  показатели. В сводную службу поступают  итоговые показатели от каждого подразделения. При необходимости они могут  быть детализированы.

Говоря о финансовом планировании, необходимо уточнить, что помимо планирования комплексное бюджетирование включает стадии:

- принятия решений и их реализации;

- учета и контроля результатов (фиксации факта);

- анализа фактического состояния (анализа «план—факт»);

- необходимых корректировок.

Совершенно очевидно, что  планирование только финансовых показателей (например, при планировании движения денежных средств) в отрыве от натуральных  показателей (планов продаж, производства, закупок) приводит к неточностям  и накоплению ошибок.

Финансовое планирование осуществляется постоянно, скользящим образом: первые два месяца — понедельно, далее — помесячно (2—3 месяца), далее — поквартально. Процедура планирования на последующие периоды формируется после сопоставления фактических (ожидаемых) результатов предыдущего периода с плановыми. Все планы (бюджеты) развернуты в динамике.

Итоговые документы включают консолидированные формы планов движения денежных средств, прибылей и  убытков, укрупненного баланса как  предприятия в целом, так и  по центрам финансовой ответственности.

К задачам, решаемым процессе финансового планирования, относят:

- уменьшение временной нагрузки на менеджеров (решения о платежах формируются один раз в период — месяц или неделю, а не каждый раз при каждом платеже);

- координация деятельности менеджеров;

- формирование согласованных планов сквозным образом по предприятию;

- единый «язык» взаимодействия менеджеров различных служб — финансовый язык платежей и поступлений, доходов и расходов, капитала.

При рассмотрении финансового  планирования целесообразно использовать классическую схему.

Анализ «цели — план — факт». Анализ «цели — план — факт» проводится на верхнем  уровне руководства. Здесь рассматриваются  среднесрочные цели до одного года. Периодичность анализа должна быть достаточно редкой для отслеживания крупных изменений и достаточно частой для возможного внесения корректив. Рациональным выглядит период анализа  от месяца до квартала.

Результаты анализа сопровождаются пояснительной запиской. В ней  отражается:

- общая характеристика хода дел;

- крупные, основные успехи и причины/факторы их возникновения;

- крупные, основные неудачи и причины/факторы их возникновения;

- рекомендуемые/предполагаемые меры по улучшению позитивных и ослаблению влияния негативных факторов.

Причины отклонений рекомендуется  разделять на управляемые (как правило, внутренние), которые специалисты  предприятия могли изменить, и  неуправляемые (как правило, внешние), на которые специалисты предприятия  не могли воздействовать.

Осуществление действий. В  процессе деятельности на этапах между  формированием плана и фиксацией  его выполнения находится этап «Действие». Весомость данного этапа намного  выше, чем всех остальных, так как  задействованы не только управленцы, но и весь персонал предприятия.

На этом этапе происходит многократное отслеживание фактического хода событий (необязательно с их фиксацией в документальной форме) и оперативное воздействие, весьма важное для целей управления. По сути это реализация обратных связей. Оперативное отслеживание и внесение корректив по ходу позволяет уменьшить  потери из-за нескоординированности работы многих служб и специалистов.

Укрупненная схема процедуры  планирования включает следующие этапы:

- план продаж;

- план отгрузки;

- согласование плана выпуска с возможностями производства;

- корректировку поступлений по плану выпуска;

- расчет расходов по снабжению, энергетике и др.;

- сведение финансовых данных в документах по финансовым потокам и оборотному капиталу;

- корректировку планов при неудовлетворительном результате;

- принятие плана.

Суть именно финансового  планирования заключается в том, что одновременно планируются прибыли  и движение капитала, особенно денежных средств.

Финансовое состояние  характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в  процессе его кругооборота и способность  субъекта хозяйствования финансировать  свою деятельность на фиксированный  момент времени.

Финансовое состояние  может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.

Финансовое состояние  характеризуется обеспеченностью  финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями  с другими юридическими и физическими  лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Главная цель финансовой деятельность предприятия сводится к одной  стратегической задаче – к увеличению активов предприятия. Для этого  оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а так же оптимальную структуру актива и пассива баланса.[8]

Анализ выполнения планового  задания по использованию материалов.

№ п/п

Показатели

План

Факт

Отклонение

абс.

%

1

Объём произведённой продукции, тыс.руб.

822 858,5

811 428,5

-11 430,0

-1,39%

2

Материальные затраты, тыс.руб.

674 034,0

655 927,0

-18 107,0

-2,69%

3

Из них прямые материальные затраты, тыс.руб.

638 728,9

620 717,4

-18 011,5

-2,82%

4

Материалоёмкость общая 

0,819

0,808

-0,011

-1,32%

5

Материалоёмкость по прямым материальным затратам 

0,776

0,765

-0,011

-1,45%

6

Материалоотдача общая

1,221

1,237

0,016

1,33%

7

Материалоотдача по прямым материальным затратам

1,288

1,307

0,019

1,47%

8

Коэффициент соотношения  общих и прямых затрат

1,0553

1,0567

0,0015

0,14%


 

Для анализа устойчивости финансового положения предприятия  целесообразно рассчитать показатели оценки ликвидности и платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности  характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения его срочных обязательств.

Ктл = (ОА — ДЗд — ЗУ) / КО

где, ОА — оборотные активы;

ДЗд — долгосрочная дебиторская задолженность;

ЗУ — задолженность  учредителей по взносам в уставный капитал;

КО — краткосрочные обязательства.

Кт.л.=0,56 на 2010 год

Кт.л=0,79 на 2011 год

Нормальным, считается значение коэффициента равным от 1 до 1,5. Невыполнение установленного норматива говорит об угрозе финансовой нестабильности ввиду различной степени ликвидности активов и невозможности их срочной реализации в случае одновременного обращения кредиторов.

Коэффициент абсолютной ликвидности  показывает, какая часть текущей  задолженности может быть погашена в ближайшее к моменту составления  баланса время, что является одним  из условий платежеспособности. Нормальное значение коэффициента абсолютной ликвидности: 0,2 - 0,5.[1]

Кал = (Денежные средства + краткосрочные  финансовые вложения) / Текущие обязательства

Ка.л.=0,01 на 2010 г.

Ка.л.=0,01 на 2011 г.

Одна из важнейших характеристик  финансового состояния предприятия - стабильность его деятельности в  свете долгосрочной перспективы. Величина собственных оборотных средств предприятия (СОС):

СОС = стр.(490 - 190)

СОС = 146218-241947=-95729

СОС = 177241-245511=-68270

Этот показатель характеризует  ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия оборотных активов предприятия. Этот показатель является отрицательным, это говорит о том, что оборотные активы предприятия собственным капиталом не покрываются, а финансируются за счет кредиторов.[9]

Об интенсивности использования  ресурсов предприятия, способности  получать прибыль судят по показателям  рентабельности:

Рс.к.=0,40 на 2011 г.

Рс.к.=0,07 на 2010 г.

Влияние использования материалов на результаты работы предприятия.

№ п/п

Показатели

План

Факт

Отклонение

1

Материальные затраты, тыс.руб.

674 034

655 927

-18 107

2

Выпуск продукции, тыс.руб.

822 858,5

811 428,5

-11 430,0

3

Материалоёмкость

0,819

0,808

-0,011

4

Материалоотдача

1,221

1,237

0,016

5

Рост (+), снижение (-) себестоимости в части материальных затрат в результате изменения материалоёмкости

   

-8 925,71

6

Рост (+), снижение (-) выпуска продукции в результате изменения материалоотдачи

   

10 494,80


 

Так, в отчётном периоде  по сравнению с плановыми показателями материалоёмкость снизилась на 0,011, что, в свою очередь, привело к  уменьшению себестоимости продукции  в части материальных затрат на 8925,71 тыс.руб. В результате увеличения материалоотдачи на 0,016 выпуск продукции на предприятии увеличился на 10494,80 тыс.руб.

Основой финансовой устойчивости являются рациональная организация  и использование оборотных средств. В процессе анализа финансового  состояния большое внимание уделяется  составу и размещению активов  предприятия.

Таблица 1. Анализ состава  и размещения активов ОАО «Межгосметиз Мценск»

№п/п

Активы

2010 (руб)

2011 (руб)

Изменение (+-)(руб)

А

1

2

3

4

1

Нематериальные активы

-

-

-

2

Основные средства

215782

191041

-24741

3

Прочие внеоборотные активы

26165

52875

26710

4

Оборотные средства в т.ч.:

118655

237685

119030

 

а) запасы

54671

170071

115400

 

б) дебиторская задолженность (в теч. 12 месяцев после отчетной даты)

61824

64256

2432

 

в) денежные средства

2160

3358

1198

5

Расчеты с учредителями

-

-

-

ИТОГО:

360602

481601

120999


В таблице 1 постатейно записаны сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия. На основании этих данных можно проследить за изменениями в составе и структуре активов предприятия, откуда следует, что к 2011 году сумма основных средств уменьшилась на 24741 руб. Общая сумма оборотных активов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 119030 руб. за счет значительного увеличения запасов – на 115400 руб. Из данных таблицы видно, что активы предприятия увеличились за отчетный год на 120999. Важным показателем оценки финансовой устойчивости является темп прироста реальных активов. Он характеризует интенсивность наращивания имущества и определяется по формуле:

А=((Ос1+Обс1)/(Ос0+Обс0)-1)*100%, где:

А-темп прироста реальных активов

Ос-основные средства и вложения без учета износа, торговой наценки, нематериальных активов, использованной прибыли

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии