Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:59, дипломная работа
Происходящие в российской экономике перемены создают высокий рисковый фон для любой экономической деятельности. Трансформационные процессы в России начались в условиях развала государственности, политической и экономической нестабильности, несоответствия старых законов и слабой проработанности новой юридической базы. Такой ход событий поднял общий уровень рисков в экономике страны. Это важно, ибо уровень и специфика рисков в определяющей мере влияют на ее инвестиционный и общий деловой климат
Введение 4
Глава 1. Сущность риска, классификация, методы учета и оценки 8
1.1. Общее понятие риска 8
1.2. Сущность финансовых рисков 15
1.3. Анализ и оценка финансовых рисков 29
Глава 2. Финансовые риски Российской экономики в условиях
мирового финансового кризиса 2008 года 53
2.1. Финансовый кризис 2008г. Россия и Мир:
понятийный аппарат, краткая хронология и периодизация 53
2.2. Факторы риска в российской экономике 62
2.3. Финансовые риски в российской экономике до и после
мирового финансового кризиса 2008 года 88
Заключение 116
Библиографический список 123
Приложения 127
Привносимая высокая волатильность может достигать размеров, способных вызвать реализацию рисков финансового кризиса, ломать саму модель развивающейся экономики.
Дефекты архитектуры внутреннего финансового рынка
В 1999 – 2007 гг. российский финансовый рынок стал более зрелым, приблизился по уровню развития к рынкам новых индустриальных стран. Вместе с тем сохранились долгосрочные деформации рынка, увеличивающие финансовые риски экономики.
Зависимость ценообразования на российские финансовые активы преимущественно от деятельности иностранных инвесторов (традиционно спекулятивных). Архитектура российского финансового рынка открыта для движения спекулятивных потоков «горячих денег» крупных иностранных инвесторов (рынки АДР/ГДР, классический рынок РТС с расчетами в валюте за рубежом, рублевые операции нерезидентов на внутреннем рынке при открытом счете капитала).
Зарубежный сегмент американских и глобальных депозитарных расписок на российские акции (Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт и др.) сопоставим с размерами внутреннего рынка акций. Во второй половине 1990-х гг. внешние обороты по депозитарным распискам на российские акции постоянно превосходили объемы внутреннего рынка.
В 2003 – 2004 гг. более 60% оборотов по российским акциям (в отдельные месяцы – более 80%) приходилось на зарубежные рынки АДР и ГДР.34 В 2005 – начале 2006 гг. это соотношение было примерно 50 на 50.35 В 2006 – первом квартале 2007 гг. – 70 на 30 (внешний рынок ).36
Одновременно – как результат валютной либерализации и открытия счета капитала – нарастает участие иностранных инвесторов по внутренним оборотам (в начале 2006 г. – 15% оборота ММВБ по торгам акциями, осенью 2007 г. – 30% оборота). Согласно подсчетам ФСФР, 45% игроков на рынке акций - зарубежные фонды (в том числе хежд-фонды). «Если взять и рынок акций, и рынок облигаций вместе, то доля иностранных участников составляет уже 70%. И только 30% игроков на нашем рынке - это российские институциональные инвесторы, в том числе паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные компании, а также физические лица».37
Объемы портфельных инвестиций на российский финансовый рынок выросли с 32,1 млрд. долл. США на конец 2000 г. до 259,8 млрд. долл. США на конец 2006 г. (более чем в 8 раз).38
Соответственно, российский финансовый рынок открыт для классических сценариев кризисов на развивающихся рынках – рыночные шоки и бегство капиталов нерезидентов с паническим сбросом национальной валюты. И как следствием колоссальным ростом финансовых рисков экономики страны.
Зависимость долгового финансирования российской экономики как ключевого финансового источника экономического роста от иностранных инвесторов. На начало 2004 г. на 80 млрд. долл. США долговых средств, полученных российскими банками и корпоративным сектором за рубежом, приходилось 98,8 млрд. долл. США в рублевом эквиваленте, выданных российскими банками реальной экономике и населению (соотношение - 0,809). На 1 апреля 2007 г. указанное соотношение составляло 0,794 (на 294,9 млрд. долл., заимствованных за рубежом, 371 млрд. долл. США в рублевом эквиваленте, переданных в российскую экономику и населению).39
Оценка странового риска российской экономики как высокого со стороны иностранных и отечественных инвесторов (доказывается сохраняющейся высокой волатильностью финансового рынка, низкими рейтингами России при оценке уровня экономического и человеческого развития, экономической свободы, инвестиционной привлекательности). Как следствие, несмотря на значительный рост прямых инвестиций в 2005 – 2007гг., по-прежнему на публичном финансовом рынке сохраняется преимущественно спекулятивный характер деятельности инвесторов. Низкие оценки конкурентоспособности связаны с высокими социальными рисками; неустойчивостью структуры собственности; значительными регулятивными издержками; рисками перехода к более закрытой и централизованной экономике, с эксцессивными государственными расходами).
Как следствие, высок потенциал шоков, связанных со стремительным нарастанием утечки капитала из страны (бегство капиталов, «неожиданная остановка»)40 в случае, если иностранные инвесторы станут оценивать риски вложения в российские активы как экстремально высокие (с последующей реализацией системных рисков).
Низкая монетизация экономики (недостаточная насыщенность ее денежными ресурсами в сравнении с развитыми и рядом развивающихся экономик – финансовая глубина экономики должна быть от 80% и выше).41 В середине 1990-х гг. уровень монетизации доходил до 15 – 16% (что стало одним из фундаментальных факторов финансового кризиса 1997 – 1998 гг.). В конце 2005 г. уровень монетизации российской экономики, рассчитанный по данному индикатору, был чуть выше 30%, в 2006 г . – 37,8%, в 2007 г . – 40 - 41% (КНР – выше 100%).
Чем выше монетизация экономики и насыщеннее денежными ресурсами финансовый рынок, тем больше его объемы, более значимой является капитализация и более диверсифицированной является структура (финансовые инструменты, участники рынка, виды рынков). Тем в меньшей степени рынок, обладая более значимой операционной способностью и стоимостной массой, способной поглощать волатильность, подвержен внешним рыночным шокам (спекулятивные атаки, передача паники с одного странового финансового рынка на другой).
Соответственно, рост монетизации экономики (при прочих равных) не только содействует устойчивому экономическому росту и повышению зрелости финансового рынка, но и в существенной мере снижает кризисный потенциал последнего.
Вместе с тем увеличение монетизации экономики России, произошедшее в 2000 – 2007 гг., до 40% ВВП по-прежнему соответствует низкому уровню монетизации (в сопоставлении с финансовыми рынками индустриальных стран и развивающихся экономики, приближающихся к ним по уровню развития) и, как показывает международная практика (таблица 6), не является достаточным препятствием для возникновения финансовых кризисов в наиболее острых формах.
Таблица 6
Монетизация развивающихся экономик в моменты кризисов (Деньги + Квазиденьги/ ВВП, %)
Страна | Азиатский кризис | Страна | Кризисы 2000- 2001 гг. | ||
1997 | 1998 | 2000 | 201 | ||
Индонезия | 56,0 | 59,9 | Аргентина | 31,8 | 27,1 |
Малайзия | 97,6 | 95,7 | Бразилия | 28,9 | 29,7 |
Филиппины | 62,0 | 61,3 | Турция | 46,1 | 59,2 |
Таиланд | 91,7 | 13,0 |
Источник: IMF International
Financial Statistics, January 2003.
Открытость архитектуры финансового рынка при его неполной защищенности. Рынок открыт для движения спекулятивных потоков «горячих денег» крупных иностранных инвесторов («классический рынок» Российской торговой системы с расчетами в долларах США за границами России, рынок депозитарных расписок на российские акции в Великобритании, США и Германии, рост доли нерезидентов на внутреннем рублевом рынке), при сверхдоходности финансовых активов внутри страны,
укреплении курса рубля, снятии ограничений на счет капитала и отсутствии системы мониторинга и программ действий финансовых регуляторов в кризисных ситуациях, наряду с высокой волатильностью мировых финансовых рынков. Размеры финансового рынка России пока невелики, позволяя глобальным институтам влиять на его динамику относительно небольшими средствами. Ускоренный рост капитализации экономики,
быстрое увеличение корпоративного внешнего долга, ценовой бум на внутреннем рынке недвижимости и вовлеченность активов российских банков в финансирование операций с недвижимостью, опережающий рост забалансовых обязательств кредитных организаций по деривативам объективно способствуют постепенной концентрации рисков, лежащих на
российском финансовом рынке. Все это (за исключением позитивного состояния государственных финансов и государственного долга) создает подверженность российского финансового рынка классическим кризисным сценариям для формирующихся рынков (emerging markets).
Высокая фрагментарность российского финансового рынка, отсутствие
центрального
депозитария, центральной расчетно-
Чрезмерная концентрация денежных ресурсов и рынков в столице (более 60 – 90% Денежных ресурсов, финансовых институтов, оборотов) (на начало 2001 г. остатки на корреспондентских счетах банков Московского региона составляли 64,2%, на начало 2004 г. – 73,8%, на начало ноября 2007 г. – 67,2%);42 олигополистическая структура рынка, усиливающая его неустойчивость и предрасположенность к повышенным финансовым рискам (концентрация рынка на узкой группе участников и нескольких акциях, олигополия в институтах коллективных инвестиций).
Чрезмерные концентрации: собственности в акционерных капиталах; торговой активности на ограниченной группе финансовых инструментов (8 - 10 акций генерируют более 90% объемов торгов); финансовых институтов, финансовых ресурсов в Москве (в столице – сверхконцентрация внутренних денежных ресурсов страны (более 60%) и финансовых институтов (от 40 до 80% общей численности по стране); очень незначительная доля акционерных капиталов, находящихся в свободном обращении (небольшой free float – до 10-15%); большинство компаний средней и малой капитализации не подготовлены к выходу на рынок, имеют непрозрачную структуру, существуют в качестве наборов раздробленных активов, денежных потоков и бизнесов, нуждаются в реструктуризации; олигополия в структуре финансовых посредников и институциональных инвесторов (в различных сегментах внутреннего финансового рынка доминируют по 8 – 10 игроков); заниженная доля участия населения в активности на финансовом рынке – указанные и другие факторы создают крайнюю неустойчивость финансового рынка, его способность генерировать очень высокие колебания в курсовой стоимости финансовых активов (большей размерности, чем на финансовых рынках индустриальных стран).
Сохраняющаяся слабость финансовой позиции институтов финансового
рынка, их слабая капитальная база (на 1 сентября 2007 г. не менее 40% коммерческих банков имели зарегистрированные капиталы ниже 3 млн. долл. в рублевом эквиваленте),43 недостаточная неспособность абсорбировать крупные риски; постепенное нарастание рисков, связанных с проблемными активами, деривативами. Значимое воздействие на рынок оказывают деформации в механизме, обеспечивающем честность и справедливость ценообразования в блоке отношений «финансовый институт – клиент», фрагментарность рынка и конфликты интересов, проявляющиеся в финансовом обороте. Распространена практика операций с использованием служебной информации и манипулированием.
Проблемная модель финансовой архитектуры, сложившаяся в российской экономике. Как следствие, складывающаяся на среднесрочную перспективу модель российского финансового рынка является проблемной (хотя и динамично развивающейся), подверженной высоким уровням рисков финансового кризиса; нуждается в программе специальных мер, направленной на усиление конкурентоспособности рынка.
В России пока создается модель финансового рынка, типичная для формирующихся рынков, в рамках которой крупнейшие отечественные компании финансируются преимущественно за рубежом (депозитарные расписки, еврооблигации, синдикационные займы), оставляя внутреннему рынку свои финансовые инструменты по остаточному принципу и компании малой и средней капитализации в качестве эмитентов.
Деформации экономической и финансовой политики государства
Финансовая политика государства (бюджетная, в т.ч. налоговая, денежно- кредитная, валютная, процентная политика, политика счета капиталов, политика государственного долга, инвестиционная политика, политика структурных реформ и развития финансового сектора и финансового рынка) являются фундаментальным фактором, действующим на макроэкономическом уровне, который объективно, в силу искажений и слабостей в финансовой политике может быть направлен на усиление подверженности страны финансовым рискам.
Слишком жесткая налоговая и денежная политика в фазе финансовой стабилизации, отсутствие налоговых стимулов, поддерживающих интерес к стимулированию в финансовые активы на длительное время, запаздывание с переходом к политике стимулирования экономического роста, несвоевременная либерализация счета капиталов, неправильное применение процентной политики, создающее искусственно высокий уровень процента в одних секторах финансового рынка в ущерб другим, – всё это примеры искажений, которые могут создавать серьезные деформации в структуре финансового рынка, в том, какие задачи он выполняет на практике, какие риски несет и каков потенциал финансового кризиса.