Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:24, дипломная работа
Цель данной работы - определить пути совершенствования финансового менеджмента деятельности банка и рассмотреть порядок его осуществления на материалах Кокшетауского филиала АО «Казкоммерцбанк».
В связи с этим изложена деятельность Кокшетауского филиала АО «Казкоммерцбанк» и проведен анализ активов и пассивов, также структура доходов и расходов, и анализ финансовых результатов филиала.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ЕГО РОЛЬ И
ФУНКЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Содержание финансового менеджмента, его функции и структура…….5
Основные принципы и функции коммерческих банков РК 13
Доходы и расходы банков второго уровня, и их вид 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА КОКШЕТАУСКОГО ФИЛИАЛА АО «КАЗКОММЕРЦБАНК»
2.1 Общая характеристика деятельности Кокшетауского филиала АО
«Казкоммерцбанк» 29
Анализ состава и структуры доходов и расходов Кокшетауского филиала АО «Казкоммерцбанк» 31
Анализ финансовых результатов Кокшетауского филиала АО
«Казкоммерцбанк» 40
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В БАНКАХ ВТОРОГО УРОВНЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
На заключительной стадии оценки надежности банка оценивается качество управления им. Здесь не существует показателей, сложилась лишь схема изучения. Поскольку банки с хорошим менеджментом должны иметь достаточный уровень капитала, хорошее качество активов, достаточную прибыль и высокую ликвидностью, «» оценке менеджмента супервизоров интересует, какие оценки даны этим сторонам деятельности банка. Исходя из них. составляют предварительное представление о качестве менеджмента. Окончательный вывод делается после анализа всей системы управления, включающего оценки:
- кадрового потенциала банка (рассматривается компетентность сотрудников, имея в виду наличие базового финансового образования и опыт работы в банке);
- контроля за работой подразделений.
Выясняется,
какие подразделения
- системы обучения персонала
(содержание программ обучения, степень
охвата ими сотрудников, системность
обучения);
- соблюдение законов и
всего выявляется
наличие инструктивного и методического
материала
применительно к каждому подразделению;
изучаются заключения ревизоров
и аудиторов, где фиксируются ошибки);
- содержание кадровой политики
банка (порядок
продвижения по
службе, система оплаты труда,
поощрений работников);
- выполнения ссудной,
процентной, инвестиционной политики, политики
по управлению пассивами
и активами. Анализируется сфера предоставления
кредитов на "нездоровой"
основе, т.е. на льготных условиях, лицам,
в
которых банк заинтересован.
После этого делается окончательный вывод о рейтинге менеджмента банка, а затем и банка в целом. Надежность коммерческого банка оценивается
по пятибалльной системе.
Сводный рейтинг 1 означает, что банк вполне здоров, устойчив к внешним финансовым потрясениям. Он может не менять систему управления, нет нужды во вмешательстве органов надзора.
Сводный рейтинг 2: банк практически здоров. Отдельные недостатки существенно не влияют на его стабильность. Банк может не менять стиль своего управления. Органическое вмешательство органов надзора возможно лишь за сторонами деятельности, в которых выявлены недостатки.
Сводный рейтинг 3: наличие у банков финансовых проблем. Банк уязвим при неблагоприятных изменениях экономической ситуации, может разориться, если не принять соответствующие меры. Для их устранения нужно вмешательство органов надзора.
Сводный рейтинг 4: у банка серьезные финансовые проблемы, велика вероятность разорения, необходимы вмешательство органов надзора и разработка плана по преодолению недостатков.
Сводный рейтинг 5: весьма велика вероятность разорения банка в ближайшее время; он не может сам решить собственные проблемы - нужна срочная поддержка со стороны акционеров или иных финансовых источников. Без действенных корректирующих мер возникает необходимость в ликвидации, реорганизации банка или его присоединении к более устойчивому банку. В соответствии с окончательной оценкой надзорный орган принимает меры по финансовому оздоровлению банка. В числе таких мер: увеличение резервов (если высок риск активов); письменное соглашение о мерах оздоровления банка, подписываемое директорами и менеджментом банка, с одной стороны, и Центральным банком, с другой; назначение квалифицированного специалиста, дающего проблемному банку советы (что оплачивается этим же банком). Если таких мер недостаточно, органы надзора приступают к процедуре закрытия банка без решения суда. Центральный банк может договориться о приобретении неплатежеспособного банка другим банком, берущим на себя обязательства перед клиентами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проведенного исследования показал руководству банков давать реальную и всестороннюю оценку достигнутым результатам деятельности банков, выявлять их сильные и слабые стороны, определять конкретные пути решения возникающих проблем и разработать рекомендации по их ликвидации, то есть помогает обеспечить доходность и ликвидность банка, сформировать соответствующую кредитную политику, выдержать конкуренцию, завоевать доверие вкладчиков.
Основополагающим принципом финансовой деятельности коммерческих банков является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Основным источником формирования банковских ресурсов являются вклады клиентов, которые привлекаются при условии наличия определенного объема собственного капитала, являющегося гарантом для кредиторов. То есть структура и характер пассивов определяют возможности банков в проведении активных операций. Поэтому для банков важно проводить постоянный анализ состояния собственных, привлеченных и заемных средств, источников их формирования и увеличения их объема.
Активные операции банка, в свою очередь, оказывают большое влияние на состояние пассивов. В связи с этим, для банков немаловажное значение имеет формирование руководством банка соответствующей кредитной, процентной и расчетно-обслуживающей политики, обеспечивающей коммерческим банкам экономически самостоятельное функционирование и доходность.
Одним из важных элементов активных операций является размещение мобилизованных банком ресурсов посредством их использования в виде кредитов. Кредитная деятельность коммерческих банков дает значительные доходы при правильной организации процентной политики.
Вместе с тем, необходимость оценки объемных показателей деятельности банка обусловлена также потребностями клиентов знать, в какой банк им целесообразно обратиться.
Президент РК Нурсултан Назарбаев на последнем Конгрессе финансистов высказал пожелание, чтобы кредиты субъектам малого и среднего бизнеса были доступней. По его словам, Правительство обеспечило благоприятные условия для становления банковского сектора путем введения прямых стимулирующих мер, особенно в части льготного налогообложения. «Теперь, когда банковский сектор крепко встал на ноги, будет справедливо требовать такой же помощи в обеспечении экономики страны недорогими кредитными ресурсами. У банков существуют значительные резервы для дальнейшего снижения ставок по кредитам», - заявил тогда Президент.
АО «Казкоммерцбанк», являющийся одним из крупнейших в Казахстане, уже сейчас нацелен на предоставление доступных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса. Более того, Банк уже начал двигаться в сторону своей цели, считая, что обеспечение доступности кредитов является общей тенденцией, которая приведет к тому, что казахстанские предприниматели будут иметь такие же возможности, как например, их коллеги в Японии и других развитых странах.
Итак, банки должны больше уделять внимания своей надежности, управлению активами и пассивами с учетом финансовых условий на денежном рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
10. Маркетинг в банке. Спицин И.О., Спицин Л.О. М.,1993. С. 643.
11. Основы современного банковского дела, Мадиярова Д.М., Марчевский B.C.
Алматы, 1997, С.256.
12. Положение о пруденциальных нормативах от 23 мая 1997 года, N 53.
13. Современные коммерческие банки. Усоскин. М.: Все для Вас – 1993, С.320.
14. Финансовый анализ
в коммерческом банке.
15. Ширинская
Е.Б. Операции коммерческих
М; Финансы и статистика. – 1993, С.144.
16.Экономика для практиков, Джей К. Г.Сигел. Финансовый менеджмент/ М., 1996, С.208.
17.Алибеков Ф.Р. «
О понятии «банк» и «
Казахстана.-2000,-№10. С.28.
18.Банковское дело / под ред. Сейткасимова Г.С. Алматы ; 1999.
19.Банковское дело / под ред. Колесникова В.И, Кроливецкой Л.П.,М: 1997 20.Банковское дело / под ред. Лаврушина О.И. - М: 1998
21.«Банки и банковские
организации в Республике
Ю.Б.-М.:"Соминтэк", 1994
25.Гарбузов А.К. Финансовый словарь, том 2 -М: «Финансы и статистик» 1986 26.Гольцберг М.А., Хасан - Бек Л.М. Кредитование 1994 27. Деньги, кредит, банки / под ред. Жукова Е.Ф.-М: 1998 28.Долан, Эдван Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика
29. Деньги, кредит, банки / под ред. Сейткасимова Г.С. Алматы ;1999
30. Коммерческие банки и их операции -М: 1995 «банки и биржи» 3 1 .Скала В. Заем, ссуда, кредит требуется ли лицензия9 //Вестник предприятия
2000, № 1, С.28
32.Современный финансово-
Республики Казахстан, т. 1,2,3.4. /Алматы, 1999.
34.Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона "О
Национальном банке Республики Казахстан'1; Алматы , 30.03.95 г. //Банки
Казахстана , №6 , 1997 г.
35.Проблемы организации финансово аналитической службы в коммерческом
банке //Банки Казахстана-2004-№2 С.1
Приложение 1.
Схема 1
Общая схема финансового менеджмента
|
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА | |||||||
Управляющая подсистема (субъект) |
||||||||
Финансовая дирекция и ее подразделения |
Финансовый менеджер |
|||||||
|
||||||||
Управляемая |
подсистема (объект) |
|||||||
Денежный Оборот |
Кругооборот стоимости (капитала) |
Финансовые ресурсы и их источники |
Финансовые отношения |
|||||
Приложение 2.
Схема 2
Роль финансового менеджера
Схема 3
Осуществление принципа максимизации ценности
ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОБСТВЕННИКОВ
Приложение 3.
Рис.1
Объём кредитных вложений за период с 2004 по 2006 г.г.
Рис.2
Динамика кредитования субъектов малого и среднего бизнеса
Приложение 4.
Объем депозитов физических лиц
Приложение 5.
Таблица.1 - Анализ доходов Кокшетауского филиала АО «Казкоммерцбанк» за 2004-2006 г.г.
Показатели |
Млн.тенге | |||||
| 2004 год |
Уд. Вес (%) |
2005 год |
Уд-Вес (%) |
2006 год |
Уд. Вес (%) |
1 .Доходы по процентам: |
3 746 |
53.5% |
8 947 |
68 1% |
15 645 |
72.9% |
Ссуды |
3 537 |
50.5% |
7 764 |
59.1% |
14 004 |
65.3% |
Ценные бумаги |
115 |
1.6% |
1 081 |
8.2% |
1 422 |
6.6% |
Депозиты и ностро счета в др.банках |
94 |
1.3% |
103 |
0.8% |
219 |
1.0% |
2. Расходы по процентам |
1 582 |
26.0% |
3 416 |
27.9% |
6 671 |
33.6% |
3.Чистый доход по процентам без учета резерва на возможные убытки |
2 164 |
5532 |
8 974 |
|||
4.Резервы на возможные убытки |
1 001 |
16.5% |
2 987 |
24.4% |
5 838 |
29.4% |
5. Чистый доход по процентам за вычетом резерва на возможные убытки |
1 163 |
2 545 |
3 136 |
|||
Доход по сборам и комиссиям |
1 006 |
14.4% |
1 988 |
15.1% |
3 358 |
15.7% |
Чистый доход по ценным бумагам Чистый доход по операциям в иностранной валюте |
45 1663 |
0,6% 23,7% |
-439 2 336 |
-3,3 17,8% |
123 1 678 |
0,6% 7,8% |
Прочий операционный доход |
544 |
7,8 |
309 |
2,3% |
650 |
3,0% |
6. Итого прочий доход |
3 258 |
46,5% |
4 194 |
31,9% |
5 805 |
27,1% |
7. всего доходы |
7 004 |
100,0 |
13 141 |
100,0 |
21 454 |
100,0 |