Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:35, дипломная работа
Цель дипломной работы – государственный долг и его регулирование.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы государственной внешней задолженности России;
2. проанализировать процессы формирования и обслуживания внешнего долга;
3. дать характеристику проблемам и рассмотреть пути решения регулирования внешней задолженности.
1. Теоретические основы государственной внешней задолженности России 9
1.1. Экономическое содержание внешнего долга 9
1.2. История возникновения внешней задолженности России 21
1.3. Нормативно правовые акты, регулирующие государственный внешний долг 29
2. Анализ формирования и обслуживания внешнего долга 33
2.1. Формирование и покрытие задолженности России … международными финансовыми организациями 33
2.2. Анализ внешнего долга в области покрытия задолженности иностранных государств перед Россией 46
2.3. Методы управления государственным внешним долгом. 55
3. Проблемы и пути решения регулирования внешней задолженности 77
3.1. Погашение государственного внешнего долга на опыте зарубежных стран 77
3.2. Совершенствование системы управления государственным внешним долгом. 85
Выводы и предложения 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
Не меньшие суммы Россия может получить от борьбы с "бегством" капитала из страны (примерно 20 млрд. долл. ежегодно)
По всем источникам погашения внешней задолженности нужно вести постоянные переговоры. Даже вопрос о списании долга не надо снимать с повестки дня, основания для этого следующие:
речь идет о долгах СССР, т.е. государства, которого не существует.
СССР много сделал для разрядки международной напряженности в 1970—1980 гг. Из этого большую выгоду извлекли западные страны, а в СССР в основном во время перестройки, только вырос долг страны
1. Государственный долг — это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Анализ изменения характера совокупного национального долга России за последние годы позволяет сделать вывод, что в этой области сформировался комплекс угроз экономической безопасности, что выражается в росте корпоративного долга перед нерезидентами, в том числе за счет трансформации внешнего государственного долга в долг частного сектора нерезидентам. Особо следует обратить внимание на быстрый рост совокупного национального долга - федерального, муниципального, корпоративного. В соответствии с прогнозом экономического и социального развития России внешний и внутренний государственный долг к концу 2008 г. составит 3433 млрд.
2. С учетом долга бывшего СССР и суверенного долга России - внутреннего и внешнего - к началу нового века сформировался общий долг впечатляющих размеров, снижение которого стало заметным лишь в последние годы.
3. Система управления внешним долгом регулируются рядом нормативных актов тесно связанных с друг другом. Основным законодательным актом является Федеральный Закон “О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям”, а одним из основных элементов управления внешним долгом страны является программа внешних заимствований.
4. У России в отличие от западных стран внешняя задолженность в форме банковского кредита играет значительно большую роль, чем в виде облигаций и акций. Это отличает Россию от других стран, т.к. в мире сейчас преобладают облигационные займы, а не банковские кредиты. Однако после соглашения с Лондонским клубом ситуация изменилась в пользу еврооблигаций. Следует отметить также низкую эффективность внешних заимствований России. Поэтому нельзя их рассматривать как помощь народному хозяйству. В целом это связано с неэффективностью социально-экономического развития страны и кредитной системы, а также с отсутствием концепции управления внешним долгом.
Следующая проблема относится к источникам погашения внешнего долга. Обычно они предусматриваются в государственном бюджете, для чего отводится специальная статья. Однако, как уже упоминалось, в последнее время не только бюджет характерен профицитом с 2000 г., но и создан так называемый Стабилизационный фонд в 2004 г., главная функция которого — погашение внешней задолженности. В настоящее время правительство делает упор на средства из дополнительных источников, а именно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные доходы не гарантируют погашение внешнего долга в установленный срок, хотя это и важный источник. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней задолженности. Важным источником погашения внешней задолженности до августовского кризиса 1998 г. были новые кредиты членов Лондонского и Парижского клубов, а также МВФ и Всемирного банка. Сейчас эти источники почти не используются.
В целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:
снижается общий объем;
повышается доля рыночных инструментов(ОВГВЗ);
снижается долговая нагрузка на экономику;
из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.
5. Система управления государственным долгом и активами в перспективе должна представлять собой единую систему в методологическом, учетном и организационном плане
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Российская газета –1998- 12 августа
2. О внесении изменений в федеральный закон “О бюджетной классификации и РФ” и Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 22.12.05 №176-ФЗ//Российская газета- 2005-27 декабря
3. О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики:
Федеральный закон от 29.12.1998 года №192-ФЗ// Российская газета-1998-30 декабря
4. Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности: Постановление Правительства РФ от 27 сентября 1994 года №1107// Российская газета-1994-1 октября
5. О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1993 года №364 //Российская газета-1993-30 апреля
6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 512 с.17
7. Ворожцов П. А. О принципах политики России в области управления государственным долгом/П. А. Ворожцов// Рынок ценных бумаг-2005- №18-С.20-24.
8. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом/Ю. С. Воронин// Экономист.-2006-№1-С.58-67.
9. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 248 с.
10. Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. – 2000. - № 7. – С. 10 – 15. 37
11. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г. М.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 496 с.
12. Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России/А. И. Лебедев //Проблемы теории и практики управления-2004- №3-С.37-40
13. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. / А.К Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2000. - № 4. - С. 99 – 107.
14. Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. – 2000. - № 8. – С. 25 – 31.
15. Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность/А. Селезнев//Экономист-2004-№3-С.
16. Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы. – 1999. - № 2. – С. 22 – 24
17. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования/А.А. Чумаченко//Рынок ценных бумаг.-2005-№16-С. 63-66.
18. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России/ В. Н. Шенаев// Бизнес и банки-2005-№26-С.1-3.
19. Шовиков С.Н., Килячков А.А. Финансовый рынок в конце 1999 – начале 2000 года. // Финансы и кредит. – 2000. – № 2 (62). – С. 33 – 39.(72)
20. Аналитическая лаборатория ”Веди”//www.vedi.ru
21. Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru
22. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru
23. Счетная палата РоссийскойФедерации//www.ach.
Центральный банк Российской Федерации
Эксперт. 2003. № 22. С. 143; Эксперт. 2005. №36. С. 137
Источник: Политика в области государственного долга. Документы и материалы к проекту Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год". М. 2005. С.14.
1. Бескова И.А. Управление государственным долгом.//Финансы.–2000.–№6.
2. Бюджетный кодекс РФ (ст.97, ст.98)
3. А.М.Бабич, Л.Н.Павлова. Государственные и муниципальные финансы.– М.: Юнити,2000.
4. Данные Министерства финансов РФ//Деньги и кредит.–1998.–№12.
5. Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в РФ.//Финансы.–2000.–№7.
6. Красавина Л.Н., Баранова Е.П. Внешний долг России: уроки и перспективы.//Деньги и кредит.–2001.–№9.
7. Крупнов Ю.С. Кредитование государств центральными банками.//Финансы.–2000.–№9.
8. Рыбалко Г.П. Зарубежный опыт управления государственным долгом.//Финансы.–2001.–№3.
9. Смирнов О.В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы.//Финансы.–2001.–№
10. Соснин А.Е. Государственный долг – благо или зло?//Финансы.–2001.–№4.
11. «О внутреннем долге РФ». Федеральный закон от 1993г.
12. А.З.Дадашев, Д.Г.Черник. Финансовая система РФ.– М.: Инфа, 1997.
13. Финансы капитализма / Под ред. Б.Г.Болдырева– М.: Финансы и статистика.–1990г.
14. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К.Сенчагова – М.: Проспект.–2001г.
15. Финансы / Под ред. А.М.Ковалевой– М.: Финансы и статистика.–1998.
16. Финансы / Под ред. В.М.Родионовой– М.: Финансы и статистика.–1995.
17. Финансы / Под ред. Л.А.Драбозиной– М.: Финансы.–1999.
18. Финансы / Под ред. М.В.Романовского– М.: Юрайт.–2000.
19. Финансы / Под ред. C.И.Лушина.– Москва.–2000.
20. ХейфецБ.А.Внешний долг и американский ленд-лиз.//Финансы.–2001.–№8.
21. Хейфец Б.А. Внешний долг России.//Финансы.–1999.–№2.
22. http//www.cbr.ru
23. http//www.minfin.ru
24. http//www.cir.ru
25. http//www.finam.ru
Источник: Шохина Е. Взлет на конъюнктурной волне. Эксперт. 2005. № 36. С. 110.
Рыбалко Г.П. Зарубежный опыт управления государственным долгом // Финансы.−2001.−№3.
1. Алферов В. «Рынок внешнего долга России» // Рынок ценных бумаг, №1, 2006. – С.16.
2. Елкович П.Н. «Внешний долг России» // Экономика и жизнь, 2006, № 3.- С.3-4.
3. Колчин С. «Государственный долг России»// Власть, №9, 2006. – С.36.
4. Рыбалко Г.П. «О внешних заимствованиях России» // Финансы, №7, 2005. – С.18.
5. Ярмоков П.В. «Государственный долг России» // Мировая экономика и международные отношения, 2005, №5. – С.25 – 32.
Приложение 1
Динамика структуры внешнего государственного долга РФ
( в млрд. долл.)
[1] Источник: http:// www.rian.ru/news
[2]* данные в таблице отражают суммы предполагаемых платежей
Источник: http://www.research.debt.ru/us
[3] Глазьев С. Платить нельзя помиловать.//Парламентская газета 2001 №3 с13
[4] Источник: http://www.rian.ru/news
[5] Источник: http://www.research.debt.ru/us
[6] Источник: http://www.rian.ru/news
[7] Источник: http://www.mediatext.ru/docs/i
[8] Источник: http://www.minfin.ru/debt
[9] Источник: http://www.minfin.ru/debt
[10] Источник: http://www.debt.ru/info
[11] Источник: http://www.minfin.ru/debt
[12] Источник: http://www.minfin.ru/debt
[13] Источник: http://www.rian.ru/news
[14] Смирнов О.В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы // Финансы.−2001.−№10.
Информация о работе Государственный долг и его регулирование