Использование финансов для реализации социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и практических применений по совершенствованию управления бюджетным процессом в социальной сфере.
Основными задачами, решение которых объективно необходимо для достижения поставленной цели, являются:
определение сущности и места в системе социальных отношений финансов;
раскрытие сущности и перечня расходов на социальные нужды;
изучение и анализ минимальных социальных стандартов на государственном уровне, на уровне субъектов и муниципальных образований;
определение основных источников финансового обеспечения социальных гарантий;
анализ современного состояния социальных гарантий и льгот и предоставление предложений по их усовершенствованию.

Содержание

Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов 5
1.1. Сущность финансов, их место в системе социальных отношений 5
1.2. Сущность расходов на социальные нужды 11
1.3. Состав расходов на социальные нужды 15
Глава 2 . Использование финансов в решении социальных проблем 20
2.1. Государственные минимальные социальные стандарты 20
2.2. Социальные стандарты субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по Омской области 25
Глава 3 . Финансовое обеспечение социальных гарантий 31
3.1. Источники финансового обеспечения социальных гарантий 31
3.2. Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот и предложения по их совершенствованию 33
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 49

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 200.66 Кб (Скачать документ)

       В другом учебнике финансы представляют как «экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами - предприятиями, домашними хозяйствами и государством» [20, с.15]. Более широкое определение в разрезе данной точки зрения дает Мацкуляк И.Д. - «под финансами понимается определенная сфера экономических отношений, которые возникают в процессе образования и использования всего многообразия фондов денежных средств при формировании доходов и накоплений организаций и их расходовании, а также денежных доходов и расходов государства, регионов, муниципальных образований и населения» [15, с. 14].

       Поэтому наиболее верной, глобальной трактовкой финансов является их рассмотрение как  всеобъемлющей системы формирования, движения и использования денежных доходов в соответствии с решениями их собственников.

       Финансы – это неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических  отношениях. Однако не все денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как  по содержанию, так и по выполняемым  функциям.

       Деньги  – всеобщий эквивалент, с помощью  которого, прежде всего, измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения Валового внутреннего продукта (далее ВВП) и национального дохода.

       Таким образом, финансы - это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения  стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

       Сущность  финансов проявляется в их функциях. Функция есть внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Применительно к экономической категории функции означают проявление их сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств. Функции показывают, каким образом реализуется общественной назначение этой категории. Финансы выполняют целый ряд функций: распределительную и перераспределительную, стимулирующую (регулирующую), контрольную и воспроизводственную. Все функции финансов проявляются и используются комплексно, дополняя друг друга и обеспечивая в результате взаимодействия реализацию общего мультипликационного эффекта. 

       Распределительная функция финансов осуществляется при распределении финансовых ресурсов в процессе кругооборота средств непосредственно на предприятиях и в организациях. В Приложение 2 представлен вариант модели оборота средств. Кругооборот средств связан с образованием и распределением фондов финансовых ресурсов, начиная от капитала предприятия и до распределения прибыли и образования за счет чистой прибыли ряда фондов, которые имеют решающее значение для развития предприятия (резервных, инвестиционных, для выплаты дивидендов и др.).

       В процессе финансовых взаимосвязей обеспечивается также вторичное перераспределение той части выручки и прибыли организаций, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные фонды финансовых ресурсов, прежде всего в бюджеты всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный). Этот процесс реализуется посредством перераспределительной функции финансов.

       Стимулирующая (регулирующая) функция финансов придает финансовым отношениям особое качественное содержание, позволяющее им выступать в виде комплексного экономического рычага, который может активно использоваться государством для развития предпринимательской деятельности и насыщения рынка товарами. Эффективная реализация этой функции связана с совершенствованием системы налогообложения предприятий, порядка распределения прибыли, организации финансовых взаимосвязей между субъектами рынка, а также бюджетного финансирования приоритетных отраслей экономики. Важным является также эффективная кредитная политика государства, стимулирующая инвестиционные и инновационные процессы в производстве.

       Контрольная функция финансов служит необходимой предпосылкой повышения эффективности деятельности предприятий, ускорения оборота их финансовых ресурсов. Финансовый контроль осуществляется при реализации всех функций финансов. Система финансового контроля включает государственный финансовый контроль, налоговый контроль, контроль со стороны региональных финансовых органов и негосударственный финансовый контроль, осуществляемый аудиторскими организациями.

       Выполнение  функции финансов по обеспечению процесса воспроизводства денежными средствами предполагает эффективную организацию управления денежными потоками. Это позволяет добиться равномерного и достаточного поступления выручки, полного и своевременного осуществления всех затрат, связанных с процессом расширенного воспроизводства на основе инвестиций, сформировать достаточные для этого суммы накоплений.

       В условиях огромных запасов ядерных  и химических материалов, физического старения и уязвимости жизнеобеспечивающих газопроводов, линий электропередач, железных дорог классовые антагонизм и борьба могут быть чреваты глобальной катастрофой. Это повышает ответственность менеджмента всех уровней за социальные, экономические, экологические последствия. В развитых странах общество осознало, что чрезмерное угнетение, противостояние участников воспроизводственного процесса, принадлежащих к различным общественным классам и социальным группам, приводит к снижению эффективности производства, пропуску социальных и рыночных возможностей. По этой причине зародилась теория социального государства. Центр деятельности в таком государстве переносится с принуждения на согласование целей, своевременное выявление и законное разрешение социальных конфликтов. Этим обеспечивается ускорение развития государства как единой социально-экономической системы.

       Социальное  государство - сложная система, создаваемая  с целью решения социальных проблем общества преимущественно ненасильственными методами. Для этого такое государство должно обеспечивать возможность обнаружения и диагностики социальных проблем, предотвращения «социальных взрывов», выработки и согласования компромиссных целей и решений, а также обладать возможностью развития и другое.

       Шахаев А.Н.  в своей диссертации на тему «Социальные финансы в системе управления бюджетными расходами региона» рассматривает категорию «социальные финансы» и дает определение данному термину. В таблице 1 осуществлен сравнительный анализ финансов и социальных финансов.

       Таблица 1

Сравнительная характеристика финансов и социальных финансов

       
Сравнительные признаки Финансы        Социальные  финансы
1 2 3
Сущность (определение) Совокупность  денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств Фонды денежных средств, образуемых и используемых социальными министерствами и ведомствами федерального, регионального значения, а также департаментами субъектов РФ и социальными отделами местных администраций
Цель Решение экономических, социальных и политических задач государства Реализация  социальной политики на различных уровнях  – обеспечение социально незащищенным группам населения достойного существования
Субъекты  финансовых отношений
  • государство, с одной стороны, и юридические и физические лица, с другой;
  • отдельные государства по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств
Министерство  труда и социального развития РФ, управления финансов и налоговой политики администраций регионов, благотворители и грантодатели, департамент социального развития  и его органы на местах, учреждения социального обслуживания населения
Структура Общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондового рынка), а также финансы предприятий различных форм собственности, финансы домохозяйств (семей), физических лиц
  • статьи доходов и расходов на социальные нужды в бюджетах разных уровней;
  • формирование социальных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования, фондов социальной поддержки населения и др.;
  • коммерческие источники: спонсорские средства и гранты, поступлениями от реализации платных социальных услуг.
Функции
  • аккумулирующая;
  • распределительная;
  • стимулирующая;
  • контрольная
       
Реализация  социальной политики:
  • выравнивание доходов;
  • улучшение материального положения и условий жизни людей;
  • предоставление социальных услуг (образование, охрана здоровья, культура, медицина, спорт и т.д.);
  • развитие социальной инфраструктуры
 

    Представленное  в таблице 1 структурное сопоставление  финансов в целом и социальных финансов, в частности, позволило  определить последние как фонды  денежных средств, образуемых и используемых социальными министерствами и ведомствами федерального, регионального значения, а также социальными отделами местных администраций, которые формируются посредством социальных налогов, а также в виде статей расходов на социальные нужды в бюджетных и внебюджетных фондов адекватных уровней.

    Социозащитные финансы – это относительно самостоятельный объект управления частью фондов денежных средств, которые формируются и используются для стабильной и эффективной финансовой поддержки социозащитных учреждений и несамодостаточных граждан.

    Объективным показателем возрастающей роли финансов в выполнении государством своих социальных функций является увеличение доли расходов на социально-культурные нужды общества. На рисунке 1 прослеживается не значительная, но положительная динамика расходов на социально-культурные мероприятия. Данные для аналитики представлены в Приложение 3. 

Рис. 1. Динамика расходов на социально-культурные мероприятия в совокупности общих расходов

консолидированного  бюджета РФ ЗА 2004 – 2010 гг. 

       На  основании осуществленного анализа  можно сделать вывод о том, что за семь лет развития экономики в России доля расходов на социально-культурные мероприятия колебалась в пределах от 31,4% в 2004 г. до 53,4 % в 2010 г. Данные рисунка 1 свидетельствуют о существенном изменении парадигмы бюджетирования: первоочередным стало социальное развитие, а государственная поддержка развития отраслей материального производства стала вторичной.

       При этом общим позитивом является ежегодный  рост абсолютных значений консолидированного бюджета по всем его социальным составляющим. Вместе с тем, «лавинообразное» увеличение расходов на социальную политику свидетельствует о том, что малообеспеченность и бедность населения не сокращается.

  • 1.2. Сущность расходов на социальные нужды
  •        В зависимости от уровня образованности и культуры, характера и интересов у каждого человека свои конкретные нужды. Если какая-то нужда человека не удовлетворяется, то он будет искать выход из создавшегося положения: либо найти возможность для удовлетворения той или иной нужды, либо просто отказаться от ее удовлетворения. Нужда человека в конкретной жизни проявляется через потребности.

             Потребности - это прежде всего желания людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие. В экономической литературе встречаются и другие определения потребностей. К примеру, потребности - это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни; отношение человека к миру вещей; состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, и т.д. Согласно Большой Советской Энциклопедии, «потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Важнейшая особенность потребностей – их динамический характер, изменчивость» [28]. Классификация потребностей представлена на рисунке 2.

           Таким образом, потребности как экономическая категория, отражают отношение людей к условиям их жизнедеятельности. Они порождаются определенными общественными отношениями и отражают эти отношения. Поэтому потребности – это категория, отражающая отношения между людьми в процессе производства и использования произведенных благ и услуг. Экономические потребности – это отношение людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, которое характеризуется ощущением недостатка благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение.

           Другими словами социальные потребности  обычно определяют как нужду или недостаток социального организма (общества) в чем-либо необходимом для нормальной жизнедеятельности.

           Несмотря  на то, что понятие «социальная  потребность» более точно отражает неудовлетворенное состояние определенного общества, на практике вместо него предпочитают использовать понятие «социальная проблема». В отечественной социологии социальную проблему определяют как объективное противоречие, затрагивающее интересы многих людей.

             

           Так, Осипов Г.В. дает следующее определение: «Социальная проблема - это объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; задача, требующая решения средствами социального управления. Социальные проблемы различаются в зависимости от глубины общественных преобразований, обеспечивающих их решение [19].

           В России в связи с созданием  государственной службы социальной защиты населения страны некоторые стали связывать понимание социальных проблем с задачами помощи малоимущим слоям населения. Очевидно, что это слишком ограниченное, ведомственное понимание социальных проблем не может претендовать на универсальность. В западной социологии социальные проблемы часто определяют через такую категорию как ценность или как различие между социальными идеалами и социальной реальностью. «Социальной проблемой является нежелательная ситуация, которая несовместима с ценностями большинства людей, согласных, что требуются действия для ее изменения».

    Информация о работе Использование финансов для реализации социальных проблем