Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:25, реферат
В современном мире практически все страны прибегают к заимствованиям, внутренним или внешним, для покрытия дефицита собственного бюджета. Долговое финансирование государственных расходов стало нормой для большинства развитых стран, тем более для стран с переходной экономикой и развивающихся. Не обошла эта тенденция и Российскую Федерацию, что ставит перед экономистами новые, необычные проблемы.
Введение 4
Кредит и кредитная система 4
Необходимость и сущность кредита 4
Функции кредита 6
Законы кредита 6
Роль государственного кредита в современных условиях хозяйствования в РФ 7
Основные этапы развития кредитной системы РФ. 8
Государственный долг 33
Государственный долг: определение, связь с бюджетным дефицитом 33
Понятие государственного долга в современном финансовом законодательстве 34
История государственного долга России 35
Анализ внутреннего и внешнего долга России за последние годы 37
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Реализация первого
Это станет возможным за счет:
Государство оказывает поддержку племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, развитие промышленного рыбоводства, а также дополнение в связи с этим финансовой составляющей нацпроекта субсидированием 5-летних кредитов на развитие животноводства и аквакультуры.
Также государство направляет средства на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, обеспечивает доступным жильем молодых специалистов на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" в 2008 году выделил 5 700 000,0 тыс. рублей в целях кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и формирования системы земельно-ипотечного кредитования.
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально- экономическими условиями развития страны.
Первые попытки устройства в России государственных кредитных учреждений относятся к XVIII веку.
Начало этим попыткам положено в годы правления императрицы Анны Иоановны. Своим указом она повелевала в 1733 г. открыть ссуды из Монетной конторы. Однако кредитные операции Монетной конторы были очень незначительны и вскоре были прекращены.
Более существенные попытки были осуществлены
при императрице Елизавете
13 мая 1754 г. указом императрицы
учреждаются Государственные
Этим же указом учреждается Купеческий банк в Санкт - Петербурге при Коммерц - Коллегии.
Дворянские банки выдавали ссуды, из 6% годовых, сроком на год, под залог:
1) золота, серебра, алмазных вещей и жемчуга - в размере 1/3 стоимости;
2) недвижимых имений, сел и деревень с людьми и со всеми угодьями, полагая по 50 рублей на 50 душ.
Кроме кредита под названные залоги, допускался и личный кредит за поручительством «знатных, пожиточных и надежных людей». Отсрочки ссуд не должны были превышать более 3 лет, после чего не выкупленное имение подлежало продаже с торгов.
Основной капитал Дворянских банков первоначально составлял 740 тыс. руб. В царствование Екатерины II основной капитал был увеличен до 6 млн. руб.
Купеческий банк выдавал ссуды из 6 % годовых русским купцам, торговавшим при Санкт-Петербургском порте, под залог товаров сроком на 1 - 6 месяцев. Годом позже сроки ссуд были увеличены до 1 года, а в 1764 г. разрешалось выдавать купцам ссуды без залога товара - за поручительством магистратов и ратуши.
Деятельность первых кредитных учреждений, как дворянских, так и купеческих, была малоуспешна. Они не оправдывали ожиданий российского правительства. Казенные капиталы, выданные банком для оборота, были розданы в сравнительно немногие руки, в которых деньги и продолжали оставаться. Помещики не только не возвращали в срок ссуд, но большей частью не платили и процентов. Подписанная законом продажа просроченных залогов на деле не применялась; правильного бухгалтерского учета не было; отчеты, представляемые Императрице, были весьма приблизительные; в разное время были установлены злоупотребления. В итоге, Санкт - Петербургский и Московский дворянские банки были закрыты в 1785 г. Их дела были переданы вновь учрежденному Государственному Заемному банку.
Купеческий банк закрыт в 1782 г. В этот период правительство было озабочено изысканием средств, для облегчения обращения медных денег. 21 июля 1758 г. издается указ об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве самостоятельных банков под общим названием «Банковых контор вексельного производства для обращения медных денег». Эти учреждения, известные под именем «Медного банка». Банки обязаны были:
1) иметь постоянные сношения
с казенными учреждениями в
Петербурге и Москве для того,
чтобы знать, сколько и когда
следует им получить денег
из других городов. Деньги
2) принимать казенные и частные капиталы;
3) вести главную бухгалтерскую книгу, в которой учитывались взносы и выдачи;
4) удовлетворять деньгами по
векселям не только одних
Медный банк представлял собой уже значительный шаг вперед сравнительно с Купеческим банком; здесь замечается уже зародыш операций трансферта (перевода) и текущих счетов.
При императрице Екатерине II (1729 - 1796
гг.) пребывавшей 34 года на престоле, заботы
правительства в области
Ссудные казны в С. - Петербурге и Москве выдавали ссуды под залог золота, серебра, алмазных вещей и часов, сроком от 3 до 12 месяцев, из 6% годовых. Примечательно то, что Ссудные казны собственных капиталов не имели и никаких вкладов не принимали, а источником для выдачи ссуд служили капиталы Сохранных казен, причем Ссудные казны за свои заимствования уплачивали Сохранной казне 5%.
В 1755 г. во всех губернских городах
были учреждены Приказы
Указанные кредитные учреждения все еще не могли удовлетворить всей потребности в долгосрочном кредите. В виду этого в 1786 г. был учрежден Государственный заемный банк для содействия дворянскому землевладению.
В 1797 г. была сделана попытка организовать земельный кредит на новых началах. Указом 18 декабря 1797 г. был учрежден Вспомогательный для дворянства банк на следующих главных основаниях:
Практика показала, что банковские билеты не могли приобрести себе доверия самостоятельных, реально обеспеченных кредитных обязательств.
Как видно из сказанного во все время царствования Екатерины II заботы правительства для устройства земельного кредита, для организации же коммерческого кредита не сделано было нечего.
В первую половину царствования Александра I правительство, поглощенное военными событиями (наполеоновские войны, нашествие Наполеона на Россию), не имело возможности приступить к преобразованию государственных кредитных учреждений сообразно нараставшим потребностям отечественной торговли и промышленности и нуждам землевладения. В виду этого меры, принимавшиеся правительством в этой области, носили характер лишь частичных изменений и улучшений.
Из таких мер следует указать на открытие в 1806 г. новых учетных контор в Москве, Архангельске, Таганроге и Феодосии. Однако в 1817 г. конторы в Москве и Архангельске были преобразованы в конторы Государственного Коммерческого банка.
В 1817 г. на более широких началах был учрежден Государственный Коммерческий банк, который при Александре II в 1860 г. был заменен ныне существующим Государственным банком.
По своей организации
Система земельных кредитных
Отечественная война 1812 г. приостановила деятельность Заемного банка, так как капиталы его были обращены на подкрепление средств Государственного казначейства. В 1822 г. возобновилась выдача из Заемного банка новых ссуд под залог недвижимых имений, но в незначительных размерах и притом не иначе как по особым Высочайшим повелениям.
Лишь в 1824 г. был издан манифест об открытии вновь займов из Земского банка на основании нового положения, в котором подробно излагались условия и сроки выдачи ссуд. Новое положение Земского банка оказало заметное влияние на расширение операций этого банка.
Что касается частной и общественной инициативы в области кредита, то, как и раньше, так и в царствование Александра I, она почти совсем отсутствовала, если не считать возникновения двух городских общественных банков и одного сельского. Эти банки обязаны своим возникновением частным лицам, имевшим в виду, главным образом, благотворительные цели.
В царствование Николая I система государственных кредитных учреждений не подвергалась существенным преобразованиям. Сама деятельность этих учреждений развивалась, пока во главе Министерства финансов стоял граф Канкрин.
Кредитная политика министерства финансов сводилась к тому, чтобы сжимать размеры кредита, уменьшать обороты банковской деятельности и пресекать всякую частную инициативу в банковском деле. Граф считал, что частные банки вообще вредны.
Такая политика наложила свою мертвецкую печать и на вторую половину царствования Николая I. Полный запой в развитии старых кредитных учреждений привел к ликвидации их, когда они оказались не подготовленными действовать в новых условиях при царствовании Александра II.
При Николае I было издано немало узаконений по кредитной части, но они не вносили ничего существенно нового в деятельность Коммерческого и Заемного банков, Сохранных казен и Приказов Общественного Презрения.
Единственным новым крупным банковским установлением следует считать образование в 1828 г. Польского банка. В царствование Николая I было положено начало деятельности Сберегательных касс для приема мелких вкладов.
Первые сберкассы были учреждены в 1842 г. при Сохранных Казнах в Санкт - Петербурге и Москве, а затем при некоторых Приказах Общественного призрения. Кассы принимали вклады от 50 копеек до 50 рублей единовременно. Общая сумма вкладов по одной книжке не должны были превышать 300 руб. Кассы платили по вкладам 4% годовых.
Деятельность касс развивалась
очень слабо даже в столицах, а
вне столиц касс было весьма мало. В
1853 г. всех касс при Приказах было всего
37. Общая сумма вкладов в
Что касается частных кредитных
учреждений, то развитие их, как уже
было сказано, встречало непреодолимые
препятствия в кредитной
За 20-летнее управление Министерством финансов граф Канкрин согласился на открытие только одного городского банка (Верхотурского Попова банка в 1836 г.), да и то ввиду личного желания Императора и благотворительной цели банка.
Лишь после выхода в отставку графа Канкрина начали мало помалу возникать городские банки в различных губерниях России - с 1843 г. по 1849 г. было открыто 15 городских банков.
Информация о работе История развития кредита и государственного долга в России