История развития кредита и государственного долга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:25, реферат

Описание

В современном мире практически все страны прибегают к заимствованиям, внутренним или внешним, для покрытия дефицита собственного бюджета. Долговое финансирование государственных расходов стало нормой для большинства развитых стран, тем более для стран с переходной экономикой и развивающихся. Не обошла эта тенденция и Российскую Федерацию, что ставит перед экономистами новые, необычные проблемы.

Содержание

Введение 4
Кредит и кредитная система 4
Необходимость и сущность кредита 4
Функции кредита 6
Законы кредита 6
Роль государственного кредита в современных условиях хозяйствования в РФ 7
Основные этапы развития кредитной системы РФ. 8
Государственный долг 33
Государственный долг: определение, связь с бюджетным дефицитом 33
Понятие государственного долга в современном финансовом законодательстве 34
История государственного долга России 35
Анализ внутреннего и внешнего долга России за последние годы 37
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 156.90 Кб (Скачать документ)

Основу государственного долга составляли долгосрочные и  бессрочные займы. Долгосрочные займы  могли заключаться на достаточно длительные сроки

— 50–80 лет. Практиковался  выпуск бессрочных обязательств, когда  государство обязывалось выплачивать  только договорный процент, т.е. для  держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой  право принудительной скупки данного  инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации  на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних  займов.

Первые ориентировались  на иностранного покупателя и обращение  за границей.

Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление  не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений  на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:  «При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам».  Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка —  платить вовремя и полностью.

Российское правительство  в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию  надежного заемщика, который действует  на рынке аккуратно, не злоупотребляя  своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными  целями, и далеко не всегда с целью  реализации какого-либо конкретного  проекта.

Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это  позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя  ее курса.

Отказавшись платить долги  своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры (к моменту прихода большевиков к власти сумма взятых займов составляла примерно 15 млрд. руб. по золотому курсу на начало 1917 г.). Этот «революционный» способ решения финансовых трудностей в дальнейшем оказал громадное отрицательное влияние на экономическое развитие страны. Так началась новая кредитная история России, которая продолжалась до 1992 г., когда был легализован (т.е. узаконен, официально признан) внутренний государственный долг путем принятия целого комплекса решений правительства и указов президента по конверсии и обслуживанию долга перед населением и другими инвесторами.

В период советской власти государственный кредит продолжал  функционировать в нашей стране в различных формах, поскольку  он по-прежнему оставался важным источником пополнения бюджета, финансирования государственных  расходов, покрытия бюджетного дефицита. Формы, инструменты, механизмы реализации государственного кредита претерпевали существенные изменения. В 20-е гг. еще  существовали нормальные кредитные  отношения и были некоторые элементы государственного долга. После установления в начале  30-х гг. режима централизованного планирования, когда все стало государственным, кредит в общепринятом понимании этого термина исчез, остались только денежные расчеты, проводимые через единственный на всю страну банк. Но доходы населения оказались относительно независимыми от указаний государства. Вот эти-то доходы и стали объектами государственного кредита. Были введены принудительные ежегодные займы у населения в размере не менее месячного фонда оплаты труда. Эти займы выпускались с 1925 до 1956 г. включительно. Затем они были прекращены. Погашение накопленной задолженности было отложено на 20 лет, выплата процентов по задолженности не предусматривалась. Так возник внутренний государственный долг.

Каким-то подобием государственного долга могла считаться огромная задолженность по кредитам Госбанка, прежде всего аграрного сектора, т.е. колхозов и совхозов. Но теоретически она не образовывала государственного долга, так как с обеих сторон этого долгового отношения выступало  государство: оно было и кредитором в лице государственного банка, и  заемщиком в лице государственных  предприятий, колхозов. Нарастание этой задолженности началось с начала 70-х гг. и продолжалось до начала  «перестройки» (середина 80-х гг.).

Падение производства, начавшееся в 1990 г., не было остановлено с переходом  к реформам. Сокращение объема реальных доходов в стране и рост дефицита бюджета вынудили государство обратиться к заемным ресурсам для обеспечения  текущих расходов бюджета. Это произошло  в форме организации рынка  государственных ценных бумаг в 1993-1994 гг. До этого практиковалась прямое кредитование дефицита бюджета Центральным  банком России. Замену банковского  кредитования выпуском ценных бумаг, несомненно, следует рассматривать как успех  государственной финансовой политики в 1994-1995 гг.

Но в дальнейшем развитие рынка государственных ценных бумаг  вышло из-под контроля.

Анализ внутреннего  и внешнего долга России за последние  годы

 

В статье 6 БК РФ, приводится определение государственного или  муниципального долга, которым являются обязательства, возникающие из государственных  или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя РФ, субъектом РФ или  муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным  образованием обязательства третьих  лиц.

В этой же статье дается более  узкое понятие - внутренним государственным  долгом признаются обязательства, возникающие  в валюте Российской Федерации. Внешним госдолгом – обстоятельства, возникающие в иностранной валюте.

Структура современного внутреннего  долга РФ состоит из:

  • Государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);
  • Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Покупателями их могут  выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО  осуществляется в форме отдельных  выпусков на срок 3, 6, 9 и 12 месяцев. Облигации  существуют только в виде записи на счетах

Благоприятная внешнеэкономическая  конъюнктура способствовала снижению объема долга в виде ГКО, поскольку  необходимость финансирования временных  кассовых разрывов практически отсутствует. Соответственное снижение объема долга  произошло и в виде ОФЗ-ПК, так  как расчет переменной купонной ставки привязан к доходности ГКО.

В структуре погашения  долга относительно ровная кривая складывается после 2022 года. Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель Центрального банка, который переоформили в ОФЗ. Минфин практически не допускаем платежных пиков и считает, что до 2010 г. объем погашения не превысит 100-110 млрд. руб. В условиях такого исполнения бюджета годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков.

На 1 октября 2007 года объем  внутреннего долга, выраженного  в государственных бумагах, составил 1227,2 млрд. руб., тогда как по состоянию  на 1 октября 2007 года он составлял 965,4 млрд. рублей. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 21,3 % или 261,8 млрд. руб.

По состоянию на 1 октября 2007 года размер задолженности: по ОФЗ-ПД увеличился на 96,88 млрд. руб. и составил 281,2 млрд. руб.; ОФЗ-ФК – уменьшился на 43,43 млрд. руб. и составил 51,4 млрд. руб.; ОФЗ-АД – увеличился на 136,85 млрд. руб. до 799,1 млрд. руб., по ГСО-ППС снизился на 5 млрд. руб. до 10,4 млрд. руб., ГСО-ФПС  увеличился на 76,41 млрд. руб. и составил 85 млрд. руб. (см. Приложения 1). Данные таблицы показывают, что основная часть внутреннего долга приходится на ОФЗ-АД.

Государственный внешний  долг Российской Федерации складывается из: задолженности странам - участницам Парижского клуба; задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб; задолженности  по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм; задолженности перед  международными финансовыми организациями; задолженности бывшим странам СЭВ; еврооблигационных займов; ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа); кредитов Центрального Банка России.

Задолженность Парижскому клубу кредиторов по долгу РФ, накопленная с 1992 г, составила 2,4 млрд. долл., странам, не вошедшим в клуб - 3,0 млрд. долл.

Внешний долг РФ 1 января 2007 г составил 310,6 млрд. долл. Об этом свидетельствуют материалы, опубликованные ЦБ РФ (см. приложение 2)

Внешний долг органов государственного управления за 1-й квартал 2007 г сократился с 44,7 млрд. долл. до 43,4 млрд. долл., в том числе федеральных органов управления - с 43,2 млрд. долл. до 41,9 млрд. долл.

Новый российский долг федеральных  органов управления уменьшился за 1-й  квартал 2007 г с 33,8 млрд. долл. до 33 млрд. долл. В структуре собственно российского долга на 1 апреля 2007 г 5,3 млрд. долл. составляли кредиты международных финансовых организаций 4,6 млрд. долл., МБРР 0,7 млрд. долл. - прочие, 2,4 млрд. долл. - прочие кредиты, 24,2 млрд. долл. - ценные бумаги в иностранной валюте 4,7 млрд. долл. - еврооблигации, размещенные по открытой подписке и выпущенные при реструктуризации ГКО; 18,6 млрд. долл. - еврооблигации, выпущенные для реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом; 1 млрд. долл. - ОВВЗ, ценные бумаги в рублях - 0,7 млрд. долл.

Долг бывшего СССР сократился с 9,4 млрд. долл. на 1 января 2007 г до 8,9 млрд. долл. на 1 апреля 2007 г. В структуре бывшего союзного долга на 1 апреля 2007 г 0,1 млрд. долл. составляли кредиты стран - членов Парижского клуба кредиторов, 1,9 млрд. долл. - задолженность перед бывшими социалистическими странами, 2 млрд. долл. - ОВВЗ.

Внешний долг субъектов  РФ в 1-м квартале 2007 г сохранился в размере 1,5 млрд. долл., из которых 1 млрд. долл. приходилось на кредиты и 0,5 млрд. долл. - ценные бумаги в рублях.

Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования за 1-й квартал 2007 г сократился с 3,9 млрд. долл. до 1 млрд. долл.

Внешние долги банковской системы /без участия в капитале/ за 1-й квартал 2007 г возросли со 101,2 млрд. долл. до 110,9 млрд. долл. В структуре долгов банковской системы на 1 апреля 2007 г 0,5 млрд. долл. составляли долговые обязательства перед прямыми инвесторами, 74,4 млрд. долл. - кредиты, 29,3 млрд. долл. - текущие счета и депозиты, 4,1 млрд. долл. - долговые ценные бумаги.

Внешние долги нефинансовых предприятий /без участия в капитале/ возросли за 1-й квартал 2007 г со 160,7 млрд. долл. до 185 млрд. долл. Из этой суммы 28,6 млрд. долл. составляли долговые обязательства перед прямыми инвесторами, 134,4 млрд. долл. - кредиты, 18,5 млрд. долл. - долговые ценные бумаги, 3,1 млрд. долл. - задолженность по финансовому лизингу.

По срокам погашения  внешний долг РФ на 1 апреля 2007 г распределялся следующим образом: 280,6 млрд. долл. составляли долгосрочные обязательства и 58,7 млрд. долл. – краткосрочные.

Минфин РФ объявило о  начале второго этапа обмена допущенной к урегулированию коммерческой задолженности  СССР на еврооблигации РФ с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 гг. /"облигации 2010 и 2030"/. На дату завершения обмена участвующие кредиторы получат  все выплаты по основному долгу  и процентам, причитающиеся до этой даты в соответствии с графиками  погашения облигаций 2010 и 2030 гг.

Средства, сэкономленные  в результате досрочного погашения  долга в сумме 7,7 млрд. долл. планируется  направить в инвестиционный фонд. В 2007 г экономия составила 1,2 млрд. долл., в 2008 г - 1,1 млрд. долл., в 2009 г - 1 млрд. долл. В 2007-2009 г в инвестиционный фонд от досрочного погашения долга перед Парижским клубом кредиторов будет направлено 39,6 млрд. руб. в том числе в 2007 г - 14,8 млрд. руб., 12,9 млрд. руб. - в 2008 г и 11,9 млрд. руб. - в 2009 г.

 После распада СССР  в конце 1991г. России в срочном  порядке пришлось взять на  себя долговые обязательства  перед иностранными кредиторами.  В итоге внешний долг увеличился  с 22,5 млрд. долл. в 1985 г. до 119 млрд. долл. в 1994 г. и в 1995 г. —  130 млрд. долл. По состоянию на конец 1998 г. объем внешнего государственного долга России равнялся 150,8 млрд. долл., или около 55% ВВП в долларовом исчислении. На конец 2003 г. общий объем государственного внешнего долга РФ с учетом предельного размера гарантий прогнозируется на уровне 123,4 млрд. руб. (39,6% ВВП). На лицо видна, в последние годы, положительная динамика обслуживания внешнего долга.

 Приняв на себя  все внешние долги, Россия по  условиям “нулевого варианта”  стала одновременно правопреемником  и по всем зарубежным финансовым  активам СССР. Вроде бы общие  размеры этих активов превышают  сумму контрактных обязательств  по полученным иностранным кредитам, однако реальная ситуация сейчас  складывается таким образом, что  с позиций текущего платежного  баланса России весьма незначительные  поступления от указанных финансовых  активов далеко не равнозначны  крупным платежам по обслуживанию  внешней задолженности. И дело  здесь отнюдь не в расхождении  графиков соответствующих поступлений  и платежей.

 Общая задолженность  третьих стран по государственным  кредитам бывшего СССР оценивается ориентировочно в 140 млрд. долл. При этом следует учитывать, что подавляющая часть кредитов выражена в прежних инвалютных рублях, и их пересчет в современные доллары связан с немалыми сложностями и противоречиями. Поэтому иногда предлагается считать, что нам должны по этим кредитам примерно 100 млрд. инвалютных рублей и 7 млрд. долл. По некоторым оценкам, более половины долгов можно отнести к безнадежным. По различным оценкам, Россия может получить от своих должников лишь от 15 до 20 млрд. долл., да и то в течение 20-25 лет. Как видно, взятые на себя Россией союзные долги намного весомей противостоящих им финансовых активов. Если принять ориентировочно эту разницу на уровне 50 млрд. долл., то при реальной доле России в кредитных обязательствах СССР около 60% убыток от нулевого варианта определяется в 20 млрд. долл. (40% от 50 млрд. долл.).

Информация о работе История развития кредита и государственного долга в России