Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:25, реферат
В современном мире практически все страны прибегают к заимствованиям, внутренним или внешним, для покрытия дефицита собственного бюджета. Долговое финансирование государственных расходов стало нормой для большинства развитых стран, тем более для стран с переходной экономикой и развивающихся. Не обошла эта тенденция и Российскую Федерацию, что ставит перед экономистами новые, необычные проблемы.
Введение 4
Кредит и кредитная система 4
Необходимость и сущность кредита 4
Функции кредита 6
Законы кредита 6
Роль государственного кредита в современных условиях хозяйствования в РФ 7
Основные этапы развития кредитной системы РФ. 8
Государственный долг 33
Государственный долг: определение, связь с бюджетным дефицитом 33
Понятие государственного долга в современном финансовом законодательстве 34
История государственного долга России 35
Анализ внутреннего и внешнего долга России за последние годы 37
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Не лучшим положение
было и в ряде других кредитных
институтов. Так называемые инвестиционные
фонды, базировавшиеся на приеме ваучеров,
оказались несостоятельными, поскольку
вложения ваучеров в частные ценные
бумаги не принесли дохода вследствие
продолжающегося падения
В России в 2007 году количество действующих кредитных организаций сократилось с 1189 до 1136. Были отозваны (аннулированы) лицензии у 54 кредитных организаций, исключены из Книги государственной регистрации кредитных организаций в связи с реорганизацией в форме присоединения 8 кредитных организаций, стали действующими (имеющими лицензии на осуществление банковских операций) 10 новых кредитных организаций.
На начало 2004 г. функционировало 1332 кредитные организации, в том числе 1281 банк и 51 небанковская кредитная организация, из них около 40 расчетных НКО. Банки имели 3261 филиала, из которых 1124 филиал Сбербанка, два филиала банков-нерезидентов.
В 2007 году число региональных банков уменьшилось с 582 на 1.01.2007 до 568 на 1.01.2008. Однако темпы роста активов региональных банков (49,0%) в 2007 г. были выше темпов роста совокупных активов банковского сектора в целом (44,1%). В результате доля региональных банков в совокупных активах банковского сектора увеличилась и по состоянию на 1.01.2008 составила 14,9% (против 14,4% на 1.01.2007).
В 2007 г. доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора выросла с 90,6 до 91,6%, а доля пяти крупнейших банков на 1.01.2008 составила 42,3% (на 1.01.2007 — 42,5%). На долю 200 крупнейших по величине капитала кредитных организаций по состоянию на 1.01.2008 приходилось 89,7% совокупного капитала банковского сектора (на 1.01.2007 — 87,4%), в том числе на 5 крупнейших банков — 43,2% (на 1.01.2007 — 35,9%).
Количество кредитных организаций с капиталом свыше рублевого эквивалента 5 миллионов евро за 2007 г. увеличилось с 676 до 726, или на 7,4% (совокупный капитал этой группы возрос на 59,1%), а их доля в совокупном капитале банковского сектора повысилась с 98,0 до 98,9%.
Наибольшее число кредитных организаций действует в Москве (641), Санкт-Петербурге (42) и Республике Дагестан (39).
Активно расширяют свое присутствие на рынке розничных банковских услуг банки, контролируемые иностранным капиталом. Доля этих банков на рынке кредитования физических лиц за 2007 г. выросла с 14,0 до 18,8%.
Прибыль действующих кредитных организаций за 2007 г. составила 508,0 млрд рублей, а с учетом финансового результата предшествующих лет — 627,0 млрд рублей (за 2006 г. — 371,5 и 444,7 млрд рублей соответственно).
Темп прироста прибыли
банковского сектора за 2007 г. составил
36,7% (за 2006 г. — 41,8%). Удельный вес прибыльных
кредитных организаций среди
действующих кредитных
Распределение отдельных групп банков с точки зрения их вклада в совокупный финансовый результат в целом соответствует их месту в банковском секторе исходя из удельного веса в активах.
Наибольший вклад в формирование финансового результата внесли банки, контролируемые государством, — 40,3% (их доля в активах банковского сектора составляла 39,2%), крупные частные банки — 36,3% (доля в активах — 35,5%) и банки, контролируемые иностранным капиталом, — 16,3% (доля в активах — 17,2%).
Стремление к повышению роли кредитной системы в развитии экономики России основано на ее связи с экономическим ростом, макроэкономической стабильностью и расширением потребительского спроса.
В качестве индикатора роли
кредитной системы можно
Банком России прогнозировалось, что роль банковского сектора в экономике к 1 января 2009 г. будет характеризоваться следующими параметрами ВВП (в %): по активам — 56—60; капиталам — 7—8; кредитам — 26—28.
История
многих стран служит иллюстрацией того,
что неэффективность структуры
государственного долга в плане сроков
погашения, валют или
Государственный
долг – это общая накопленная
сумма всех положительных сальдо бюджетов
Кризисы на рынках долговых инструментов выявили значение надежных методов управления долгом и потребность в эффективно работающем и надежном рынке капитала. Хотя политика управления государственным долгом не всегда была единственной или даже главной причиной возникновения этих кризисов, структура сроков погашения, процентный и валютный состав портфелей долговых обязательств правительства нередко способствовали обострению кризиса. Даже в ситуациях с надежными макроэкономическими рамками рискованные методы управления долгом усугубляют уязвимость экономики при экономических и финансовых потрясениях.
Причины
рискованности структур долга
Государственный
долг – это сумма задолженности
государства по кредитным
Государственный
долг РФ полностью обеспечивается всем
находящимся в федеральной
Основной при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний. Однако в настоящее время четкие критерии такого деления отсутствуют. Большинство монографий по теории финансов содержит определения внешнего государственного долга как долга перед нерезидентами и внутреннего государственного долга как долга перед резидентами. Государственный долг возникает, прежде всего, вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги. Государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный
кредит».
Согласно статье 97 БК РФ, к государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.
Государственные долговые
обязательства могут
кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов;
По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.
Государственный долг делится на:
Наличие государственного долга предполагает проведение мероприятий по управлению им, в число которых входят: выплата доходов кредиторам и погашение займов; изменение условий выпущенных займов; определение условий эмиссии; выпуск новых займов.
Также государственный долг делится на: капитальный и текущий. Капитальный долг — это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
По уровню управления государственный
долг делится на государственный
долг РФ, государственный долг субъекта
РФ и муниципальный
В 1769 г. Екатерина II сделала первый заем в Голландии. Именно с этого начинается история государственного долга. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по- прежнему определялись по решению правительства. По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка. Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории: краткосрочные; долгосрочные; бессрочные; Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.
Информация о работе История развития кредита и государственного долга в России