История развития кредита и государственного долга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:25, реферат

Описание

В современном мире практически все страны прибегают к заимствованиям, внутренним или внешним, для покрытия дефицита собственного бюджета. Долговое финансирование государственных расходов стало нормой для большинства развитых стран, тем более для стран с переходной экономикой и развивающихся. Не обошла эта тенденция и Российскую Федерацию, что ставит перед экономистами новые, необычные проблемы.

Содержание

Введение 4
Кредит и кредитная система 4
Необходимость и сущность кредита 4
Функции кредита 6
Законы кредита 6
Роль государственного кредита в современных условиях хозяйствования в РФ 7
Основные этапы развития кредитной системы РФ. 8
Государственный долг 33
Государственный долг: определение, связь с бюджетным дефицитом 33
Понятие государственного долга в современном финансовом законодательстве 34
История государственного долга России 35
Анализ внутреннего и внешнего долга России за последние годы 37
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 156.90 Кб (Скачать документ)

Не лучшим положение  было и в ряде других кредитных  институтов. Так называемые инвестиционные фонды, базировавшиеся на приеме ваучеров, оказались несостоятельными, поскольку  вложения ваучеров в частные ценные бумаги не принесли дохода вследствие продолжающегося падения производства. Некоторые инвестиционные фонды, чтобы  выжить, стали вкладывать свои средства в государственные ценные бумаги и различные финансовые инструменты. Значительная же часть их прекратила свое существование. Страховые компании также оказались в сложном  положении, поскольку проведение в  основном краткосрочных имущественных  страховых операций снижает их инвестиционные возможности. В то же время операции по страхованию жизни развиваются  чрезвычайно слабо, так как падение  реальных доходов населения не обеспечивает достаточного спроса на личное страхование. Кроме того, допуск иностранных страховых  компаний на российский рынок еще  больше снижает потенциальные возможности  национальных компаний.

В России в 2007 году количество действующих кредитных организаций сократилось с 1189 до 1136. Были отозваны (аннулированы) лицензии у 54 кредитных организаций, исключены из Книги государственной регистрации кредитных организаций в связи с реорганизацией в форме присоединения 8 кредитных организаций, стали действующими (имеющими лицензии на осуществление банковских операций) 10 новых кредитных организаций.

На начало 2004 г. функционировало 1332 кредитные организации, в том  числе 1281 банк и 51 небанковская кредитная  организация, из них около 40 расчетных  НКО. Банки имели 3261 филиала, из которых 1124 филиал Сбербанка, два филиала  банков-нерезидентов.

В 2007 году число региональных банков уменьшилось с 582 на 1.01.2007 до 568 на 1.01.2008. Однако темпы роста активов  региональных банков (49,0%) в 2007 г. были выше темпов роста совокупных активов  банковского сектора в целом (44,1%). В результате доля региональных банков в совокупных активах банковского  сектора увеличилась и по состоянию  на 1.01.2008 составила 14,9% (против 14,4% на 1.01.2007).

В 2007 г. доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций  в совокупных активах банковского  сектора выросла с 90,6 до 91,6%, а  доля пяти крупнейших банков на 1.01.2008 составила 42,3% (на 1.01.2007 — 42,5%). На долю 200 крупнейших по величине капитала кредитных организаций  по состоянию на 1.01.2008 приходилось 89,7% совокупного капитала банковского  сектора (на 1.01.2007 — 87,4%), в том числе  на 5 крупнейших банков — 43,2% (на 1.01.2007 — 35,9%).

Количество кредитных  организаций с капиталом свыше  рублевого эквивалента 5 миллионов евро за 2007 г. увеличилось с 676 до 726, или на 7,4% (совокупный капитал этой группы возрос на 59,1%), а их доля в совокупном капитале банковского сектора повысилась с 98,0 до 98,9%.

Наибольшее число кредитных  организаций действует в Москве (641), Санкт-Петербурге (42) и Республике Дагестан (39).

Активно расширяют свое присутствие на рынке розничных  банковских услуг банки, контролируемые иностранным капиталом. Доля этих банков на рынке кредитования физических лиц  за 2007 г. выросла с 14,0 до 18,8%.

Прибыль действующих кредитных  организаций за 2007 г. составила 508,0 млрд рублей, а с учетом финансового результата предшествующих лет — 627,0 млрд рублей (за 2006 г. — 371,5 и 444,7 млрд рублей соответственно).

Темп прироста прибыли  банковского сектора за 2007 г. составил 36,7% (за 2006 г. — 41,8%). Удельный вес прибыльных кредитных организаций среди  действующих кредитных организаций  увеличился с 98,4 до 98,9%, а количество убыточных кредитных организаций  снизилось за год с 18 до 11 (или  с 1,5 до 1,0% от общего числа действующих кредитных организаций).

Распределение отдельных  групп банков с точки зрения их вклада в совокупный финансовый результат  в целом соответствует их месту  в банковском секторе исходя из удельного  веса в активах.

Наибольший вклад в  формирование финансового результата внесли банки, контролируемые государством, — 40,3% (их доля в активах банковского  сектора составляла 39,2%), крупные  частные банки — 36,3% (доля в активах  — 35,5%) и банки, контролируемые иностранным  капиталом, — 16,3% (доля в активах  — 17,2%).

Стремление к повышению  роли кредитной системы в развитии экономики России основано на ее связи  с экономическим ростом, макроэкономической стабильностью и расширением  потребительского спроса.

В качестве индикатора роли кредитной системы можно использовать отношение банковского кредита, выраженное как доля ВВП. Удвоение коэффициента банковского кредита за последние годы (с 9—10% до 18—19%) ассоциируется с увеличением экономического роста на 1 процентный пункт.

Банком России прогнозировалось, что роль банковского сектора в экономике к 1 января 2009 г. будет характеризоваться следующими параметрами ВВП (в %): по активам — 56—60; капиталам — 7—8; кредитам — 26—28.

Государственный долг

Государственный долг: определение, связь с бюджетным  дефицитом

История многих стран служит иллюстрацией того, что неэффективность структуры  государственного долга в плане сроков погашения, валют или процентных ставок и значительных не обеспеченных резервами условных обязательств были важными факторами зарождения или распространения экономических кризисов.

Государственный долг – это общая накопленная  сумма всех положительных сальдо бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Как показывает мировой опыт, чрезмерные уровни государственного долга ведут к повышению процентных ставок и могут отрицательно сказаться на реальных объемах производства.

Кризисы на рынках долговых инструментов выявили  значение надежных методов управления долгом и потребность в эффективно работающем и надежном рынке капитала. Хотя политика управления государственным долгом не всегда была единственной или даже главной причиной возникновения этих кризисов, структура сроков погашения, процентный и валютный состав портфелей долговых обязательств правительства нередко способствовали обострению кризиса. Даже в ситуациях с надежными макроэкономическими рамками рискованные методы управления долгом усугубляют уязвимость экономики при экономических и финансовых потрясениях.

Причины рискованности структур долга нередко кроются в проведении необоснованной экономической политики - бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и курсовой. Надежная политика управления долгом позволяет снизить уязвимость при распространении кризисных явлений и финансовых рисков.

Государственный долг – это сумма задолженности  государства по кредитным операциям. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия  и организации – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну.

Основной  при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний. Однако в настоящее время четкие критерии такого деления отсутствуют. Большинство монографий по теории финансов содержит определения внешнего государственного долга как долга перед нерезидентами и внутреннего государственного долга как долга перед резидентами. Государственный долг возникает, прежде всего, вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги. Государственный долг является непосредственным  итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

Понятие государственного долга в современном финансовом законодательстве

 

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный

 кредит».

Согласно статье 97 БК РФ, к государственному долгу РФ относятся  долговые обязательства РФ перед  физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными  субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных  заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным  гарантиям, предоставленным РФ, и  долговые обязательства, возникшие  в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

кредитные соглашения и  договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в  пользу указанных кредиторов;

  • государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
  • договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
  • соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

По срокам государственные  долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут  превышать срок в 30 лет.

Государственный долг делится  на:

  • внешний;
  • внутренний, который складывается из: задолженности по реализованным обязательствам государственных займов; задолженности по казначейским обязательствам; по заимствованиям средств ссудного фонда; средств, мобилизованных сберегательной и страховой системами.

Наличие государственного долга предполагает проведение мероприятий  по управлению им, в число которых  входят: выплата доходов кредиторам и погашение займов; изменение  условий выпущенных займов; определение  условий эмиссии; выпуск новых займов.

Также государственный  долг делится на: капитальный и текущий. Капитальный долг — это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По уровню управления государственный  долг делится на государственный  долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный  долг. Россия не несет ответственности  по долговым обязательствам субъектов  РФ и муниципальных образований. Субъекты РФ и муниципальные образования  не отвечают по долгам друг друга и  по долгам если они не были ими гарантированы.

История государственного долга России

 

В  1769 г. Екатерина II сделала  первый заем в Голландии. Именно с  этого начинается история государственного долга. За последующие два с половиной столетия  Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы  1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции  царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по- прежнему определялись по решению правительства. По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка. Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории: краткосрочные; долгосрочные; бессрочные;  Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать  500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до  200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Информация о работе История развития кредита и государственного долга в России