История развития кредита и государственного долга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:25, реферат

Описание

В современном мире практически все страны прибегают к заимствованиям, внутренним или внешним, для покрытия дефицита собственного бюджета. Долговое финансирование государственных расходов стало нормой для большинства развитых стран, тем более для стран с переходной экономикой и развивающихся. Не обошла эта тенденция и Российскую Федерацию, что ставит перед экономистами новые, необычные проблемы.

Содержание

Введение 4
Кредит и кредитная система 4
Необходимость и сущность кредита 4
Функции кредита 6
Законы кредита 6
Роль государственного кредита в современных условиях хозяйствования в РФ 7
Основные этапы развития кредитной системы РФ. 8
Государственный долг 33
Государственный долг: определение, связь с бюджетным дефицитом 33
Понятие государственного долга в современном финансовом законодательстве 34
История государственного долга России 35
Анализ внутреннего и внешнего долга России за последние годы 37
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 156.90 Кб (Скачать документ)

Итак, в период царствования Николая I система государственных и особенно частных кредитных учреждений развивалась  очень слабо и не подвергалась существенным изменениям.

В первые годы нового царствования обнаружился сильный наплыв частных вкладов в государственные кредитные учреждения. За два года, с 1 января 1855 г. до середины 1857 г., общая сумма вкладов возросла с 873 млн. руб. до 1276 млн. рублей. Такое быстрое возрастание вкладов объясняется, с одной стороны, крупными выпусками кредитных билетов по случаю Крымской войны (1853 - 1886 гг.), а с другой - тем, что вследствие общего торгово-промышленного застоя частные капиталы не находили себе прибыльного помещения, и усиленно поступали в казенные банки.

Чрезмерное накопление капиталов  в условиях слабой, доставшейся по наследству, кредитной системы не могло не ставить эту систему  в весьма затруднительное положение. Слабые стороны в организации  государственных кредитных учреждений привели, в конечном результате к  необходимости ликвидации старой кредитной  системы. Произошла реформа кредитной  системы.

Указом от 20 июля 1857 г. принимались  меры для ослабления накоплений вкладов  в казенных банках, и дать им другое направление. В частности имелось  в виду направить часть капитала на покупку акций и облигаций  Главного общества российских железных дорог (что и было достигнуто). Указом предусматривалось снижение процента по частным вкладам и уменьшение платежей процентов по долгу государственного казначейства кредитным учреждениям.

Результаты указа 20 июля 1857 г., однако, не оправдали ожиданий и обнаружили полную непригодность старых кредитных  учреждений при наступивших новых  условиях экономической жизни. Эпоха  после Крымской войны была не похожа на 1830 г., когда графу Канкрину удалось понизить вкладной процент с 5 до 4 без всяких заметных колебаний в размере вкладной операции.

Чем вызывалась настоятельная необходимость  радикального преобразования всей системы  государственных кредитных учреждений? Причин было несколько, и все они  имели весьма важное значение, обусловленное изменением в экономической жизни России.

Прежде всего, со второй половины 1857 г. начала пробуждаться промышленная жизнь, и прежний застой сменялся лихорадочной предпринимательской, главным образом, акционерной деятельностью. Такая  ситуация привела к тому, что вклады стали отливать из банков с невиданной быстротой: общая сумма вкладов  понизилась с 1276 млн. руб. в 1857 г. до 900 млн. руб. в 1859 г., а кассовая наличность со 140 млн. руб. до 20 млн. рублей. Положение  государственных кредитных учреждений становилось критическим, их надо было спасать от банкротства.

Необходимость преобразования кредитных  учреждений вызывалась предстоящей  крестьянской реформой.

Какие были приняты меры?

1) Комитет финансов сделал попытку  затруднить насколько возможно  производство ссуд под недвижимые  имения. Но эта мера не остановила  оттока вкладов.

2) Для подкрепления касс кредитных  учреждений было ассигновано  из ресурсов государственного  казначейства 77 млн. руб. Но этой  суммы оказалось недостаточно  для удовлетворения всех потребностей  кредитных учреждений.

3) Тогда, была сделана попытка,  консолидировать часть вкладов  посредством внутреннего займа. 13 марта 1859 г. была объявлена  подписка на 4% непрерывно-доходные  билеты. Однако подписка дала  незначительные результаты: к 1 января 1960 г. подписка достигла 22,8 млн.  руб., в то время, как пассив государственных кредитных учреждений составлял 900 млн. руб.

4) Для усиления касс казенных  банков был заключен 20 марта 1859 г. внешний долг (Лондон и Берлин) на 12 млн. фунтов стерлингов.

5) Указом от 16 апреля 1859 г. приостанавливается  выдача ссуд под населенные  имения. Составлены были новые  правила для этих ссуд не  по числу душ в населенном  имении, а по количеству удобной  земли.

В сложившейся обстановке Комитет  финансов нашел необходимым принять  следующие меры (опубликованные 10 июля 1859 г.):

1) Ликвидировать существующие кредитные  учреждения, прекратив выдачу из  них ссуд;

2) Прекратить прием вкладов в  Сохранные казны и приказы  и подчинить их Министерству  финансов;

3) Вклады до востребования принимать  в Коммерческий банк только  до 1 января 1860 г. Проценты на вклады  исчислять вместо 3 в размере 2% и образовать комиссию для  разработки проекта учреждения  земских (т.е. земельных) банков.

Комиссия, закончив свою работу к 30 января 1860 г., пришла к следующим заключениям: необходимо отказаться от казенной системы  поземельного кредита и предоставлять  учреждение земских банков частной  инициативе. В изданных комиссией  «трудах» собраны обширные материалы по исследованию существующих форм поземельного кредита, и напечатан с подробными разъяснениями проект положения о земских кредитных обществах. Однако этот проект не был представлен к утверждению в законодательном порядке. Таким образом, первая попытка «общего» банковского законодательства не увенчалась успехом. Пришлось ограничиться преобразованием отдельных учреждений.

Прежде чем приступить к образованию  новых кредитных учреждений, необходимо было изыскать средства для ликвидации обязательств упраздненных казенных банков. Для этой цели 1 сентября 1859 г. было издано положение о 5% банковских билетах, которые  выдавались в обмен вкладных свидетельств казенных кредитных учреждений. Приобретателями 5% билетов могли быть только частные  лица, а правительственным учреждениям, дворянским, городским и сельским обществам, а также церквам, монастырям и другим благотворительным учреждениям  не было дано право превращать свои вклады в 5% банковские билеты, и они  должны были довольствоваться 4% непрерывно-доходными  билетами. И, тем не менее, выпуск 5% банковских билетов имел крупный успех, всего  было выпущено билетов на 277,5 млн. руб. (вспомним, что подписка на непрерывно-доходные билеты всего 22,8 млн. руб.).

Осуществив подготовительные меры, стало возможным приступить к  окончательному преобразованию кредитных  учреждений.

31 мая 1860 г. Заемный банк был  упразднен, а дела его переданы  в С. - Петербургскую Сохранную  Казну. Сохранные Казны и Приказы  должны были прекратить банковские  операции и ограничить свою  деятельность производством расчетов  с прежними заемщиками и передачей  получаемых от них сумм во вновь учрежденный 31 мая 1860 г. Государственный банк, к которому передали дела Государственного Коммерческого банка. Все вклады, внесенные в старые кредитные учреждения, предписано было также передать в Государственный банк, на который была возложена обязанность расчета с вкладчиками. Организация Государственного банка по уставу 31 мая 1860 г. представлялась в общих чертах, в следующем виде. Банк учреждается для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы. Основной капитал определен в 15 млн. руб., причем допущено увеличение его перечислением из резервного капитала (до 3 млн. руб. за счет ежегодных отчислений из прибылей).

Банк находится в ведении  министра финансов и под наблюдением  Совета Государственных Кредитных  Установлений. Непосредственные заведование делами банка возлагается на правление и управляющего банком. Правление банка состоит из управляющего, его товарищей, шести директоров и трех депутатов от Совета Государственных Установлений.

Местные учреждения Госбанка - двух типов: Конторы, учрежденные по особым Высочайшим повелениям и Отделения, открываемые  непосредственным распоряжением Министерства финансов. Конторы и Отделения  непосредственно подчиненные Правлению  Госбанка. Первоначально учреждено было 7 Контор и открыто 47 Постоянный Отделений Госбанка (в период 1862 - 63 гг.).

Вслед за учреждением Государственного Банка стали возникать частные  кредитные учреждения, как в форме  обществ заемщиков, связанных круговой ответственность, так и в форме  акционерной. Первым частным кредитным  учреждением, основанным на взаимности, было Санкт - Петербургское городское кредитное общество - для выдачи ссуд под залог городских недвижимостей. Вторым частным учреждением для долгосрочного кредита, основанным на взаимности, был Херсонский заемный банк. Банк учреждался для предоставления землевладельцам Херсонской губернии средств для получения ссуд под залог поземельной собственности. Однако кредитные общества по образцу Херсонского заемного банка в России не получили развития.

После отмены крепостного права  необходимо было поставить сельское хозяйство на новых началах. Для  этого требовалась более широкая  организация долгосрочного кредита. Решение этой задачи было возложено  на Общество взаимного поземельного кредита, возникшее в 1866 г. Общество учреждалось для выдачи ссуд под  залог земельной собственности.

Почти одновременно с учреждением  долгосрочного кредита стали  возникать и учреждения для краткосрочного кредита, также на началах взаимности.

В период царствования Александра II было положено начало акционерным банкам, как для краткосрочного коммерческого  кредита, так и долгосрочного  земельного. В 1864 г. утверждается устав  первого акционерного коммерческого  банка. Таким стал Санкт-Петербургский  Частный Коммерческий банк.

Первым акционерным земельным  банком являлся Харьковский Земельный  банк (1871 г.) - для обслуживания заемщиков 5-ти губерний.

Акционерные банки быстро сделались  в России самой излюбленной формой не только коммерческого, но и земельного кредита. За одно первое десятилетие 1864-1873 гг. было учреждено 31 акционерный коммерческий банк, а в течение 3-х лет (1871-1873 гг.) возникло 11 акционерных земельных  банков.

В заключении следует отметить издание  нового Устава сберегательных касс (16 октября 1862 г.). По этому Уставу сберкассы  находятся в ведении Государственного банка и учреждаются при Уездных  Казначействах или Городских  думах. Впрочем до середины 1880-х годов  сберкассы в России не получили большого распространения. К 1 января 1881 г. насчитывалось  всего 67 касс, имевших 96594 вкладчиков и  на 8,07 млн. рублей вкладов.

В царствование Александра III законодательная  деятельность в области кредитных  учреждений была весьма разнообразной. Существующие кредитные учреждения подверглись крупным преобразованиям, возникли новые обширные государственные  кредитные учреждения, в отношении  частных и общественных кредитных  учреждений принят ряд мер, направленных к тому, чтобы деятельность этих учреждений соответствовала экономической  потребности страны.

Отметим, прежде всего, преобразование Государственного Банка. По уставу 1860 г. Госбанк должен был решать две  основные задачи: оживление торговых оборотов и упрочение денежной кредитной  системы. Обе эти задачи Госбанк  решал слабо. Главной причиной такого положения был недостаток денежных средств. Поэтому, еще в царствование Александра II, были приняты меры для  развития коммерческой деятельности банка, с одной стороны, расширением  операций его и круга лиц, к  ним допускаемых, а с другой - снабжением его необходимыми для этого оборотными средства. И, главным образом, возмещением  ему сумм, затраченных в прежнее  время из его средств на нужды  казны.

1 января 1881 г. повелено было прекратить  заимствование денег из Госбанка  на нужды казны, приняв меры  к увеличению средств Госбанка, чтобы он имел возможность  производить как платежи по  распоряжению государственного  казначейства, так и ссуды для  развития торговли и промышленности, не прибегая к дальнейшим выпускам  кредитных билетов. То есть  эмиссии, и с тем, чтобы количество  уже выпущенных кредитных билетов  поддавалось по возможности сокращению.

5 апреля 1883 г. издается Закон  об изменении и дополнении  существовавших правил открытия  новых акционерных коммерческих  банков, действовавших под контролем  правительства.

4 июня 1893 г. было принято Высочайшее  соизволение о временных мерах  по обеспечению деятельности  Управляющего Госбанком и Правлением  банка с целью облегчения управления  Госбанком от непосредственного  заведования текущими делами  и операциями банка в Санкт - Петербурге; заведование текущими делами и операциями поручить особому лицу, с представлением ему тех же прав, которыми пользуются Управляющие конторами банка; оставить в ведении Управляющего Госбанком и Правления банка общее заведование делами Госбанка, как в Санкт - Петербурге, так и в его провинциальных учреждениях, а также непосредственное заведование теми особыми операциями, которые не входят в круг ведомства контор, а именно: заведование металлическим фондом и фондом кредитных билетов, особые операции с заграницей, распоряжение портфелем процентных бумаг и др. Министру финансов представлялось право, в порядке инструкционном определять круг дел, подлежащих временному изъятию из непосредственного ведома Управляющего Госбанком «Правления банка».

Устав Госбанка 1860 г. не подвергался  коренному пересмотру. Осуществлялись лишь изменения и дополнения в  некоторых второстепенных подробностях. Между тем опыт свидетельствовал, что Устав и основанная на ней  деятельность Госбанка не вполне отвечали современным условиям банковской политики и изменившимся, за истекший почти 35-ти летний период времени, экономическим  условиям страны. Поэтому министр  финансов С.Ю. Витте  счел необходимым  безотлагательно подвергнуть переработке  Устав Госбанка. 21 сентября 1892 г. была образована под председательством  Министра финансов особая комиссия по переработке Устава Госбанка.

Комиссия разработала проект нового устава Госбанка, который был внесен Министром финансов на законодательное  обсуждение (Государственному Совету). Госсовет, рассмотрев проект устава и  сделав в нем некоторые изменения, постановил проект Устава Госбанка и  расписание должностей этого банка  представить на утверждение Императора. Утверждение последовало 6 июня 1884 г.

В соответствии с новым уставом  Госбанка с 1 сентября 1884 г. учреждается  Центральное Управление во главе  с Советом и Управляющим Банком.

Состав Центрального управления:

  • Управляющий банком;
  • Отдел кредитных билетов: для заведования выпуском в обращение билетов, обменом и уничтожением билетов (изъятых из обращения); для хранения разменного капитала билетов и металлического фонда;
  • Судейский отдел, осуществляющий общее наблюдение за производством взысканий по просроченным долгам Банку и за оставшимися за Банком залогами и закладными. Отдел ведал составлением договоров и прочих гражданских актов и документов;
  • Центральная бухгалтерия, в которой сосредотачивается общее счетоводство по Банку; бухгалтерия составляет периодические балансы и торговые отчеты;
  • Инспекция - для надзора за операциями местных учреждений Банка и для производства ревизий этих учреждений;
  • Канцелярия - для переписи и делопроизводства по административным вопросам;
  • Управление сберегательными кассами.

Информация о работе История развития кредита и государственного долга в России