История развития кредита и государственного долга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:25, реферат

Описание

В современном мире практически все страны прибегают к заимствованиям, внутренним или внешним, для покрытия дефицита собственного бюджета. Долговое финансирование государственных расходов стало нормой для большинства развитых стран, тем более для стран с переходной экономикой и развивающихся. Не обошла эта тенденция и Российскую Федерацию, что ставит перед экономистами новые, необычные проблемы.

Содержание

Введение 4
Кредит и кредитная система 4
Необходимость и сущность кредита 4
Функции кредита 6
Законы кредита 6
Роль государственного кредита в современных условиях хозяйствования в РФ 7
Основные этапы развития кредитной системы РФ. 8
Государственный долг 33
Государственный долг: определение, связь с бюджетным дефицитом 33
Понятие государственного долга в современном финансовом законодательстве 34
История государственного долга России 35
Анализ внутреннего и внешнего долга России за последние годы 37
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 156.90 Кб (Скачать документ)

По национальности капиталов первое место занимала Франция - 48%, остальные 5 стран располагались в таком  порядке: Германия - 35%, Англия - 10,8%, Голландия - 3,9%, Бельгия - 2%, Австрия - 0,5%.   

 Проводимая советским правительством  политика «военного коммунизма» привела к почти полному переходу промышленности в руки государства; рыночные отношения были ликвидированы, финансирование экономики осуществлялось на бюджетных началах, и, как следствие, отсутствовала необходимость в банковском кредите. Тем не менее, в исторически сжатые сроки (менее чем за 10 лет), удалось создать довольно разветвленную кредитно-банковскую систему, в процессе построения которой, был наработан определенный теоретический и практический опыт, высказаны идеи, актуальные и сейчас, когда дальнейшее совершенствование банковской системы рыночного типа в России является объективным условием успешного осуществления экономической реформы в стране. 
   Существует расхожее мнение о том, что кредитная система в России создавалась в условиях государственной монополии на банковское дело. Однако, если отбросить политические декларации того времени и сосредоточиться только на анализе нормативных правовых актов, то перед нами предстанет совершенно иная картина. 
   Действительно государственная монополия на банковское дело была введена 14 декабря 1917 г. Декретом ВЦИК «О национализации банков». Смысл Декрета состоял в следующем: 
  а) банковское дело объявлялось государственной монополией; 
   б) все существовавшие в момент издания Декрета частные акционерные банки и банкирские конторы объединялись с Народным банком РСФСР с передачей ему активов и пассивов ликвидируемых организаций. 
   Деятельность иностранных банков в стране была запрещена Декретом ВЦИК от 2 декабря 1918 г. В период проводившейся в стране политики «военного коммунизма» была поставлена задача уничтожить банки и превратить их в соответствии со II Программой РКП(б) в «центральную бухгалтерию коммунистического общества». В этих условиях деятельность Народного банка не имела необходимых предпосылок, и потому Декретом СНК от 19 января 1920 г. он был упразднен и его активы и пассивы переданы Бюджетно-расчетному управлению НКФ. 
   В марте 1921 г. XI съезд РКП(б) принял решение о переходе к нэпу. 
   30 июня 1921 г. был издан Декрет СНК «Об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операций», суть которого сводилась к следующему: 
   а) были отменены всякие ограничения денежных сумм, могущих находиться на руках у частных лиц; 
   б) были установлены начала неприкосновенности вкладов и банковской тайны. 
   12 октября 1921 г. ВЦИК постановил учредить Государственный банк РСФСР. Положение «О Государственном банке РСФСР» было принято IV сессией ВЦИК. Постановление по докладу НКФ, опубликованное от имени этой сессии, повторяло принципиальное положение Декрета 1917г.: «Стоя на точке зрения государственной банковской монополии, утвердить Декрет СНК от 4 декабря об образовании в составе НКФ Государственного банка». 
   Таким образом, можно сделать вывод, что с 1917 по 1921 г. точка зрения советского правительства на государственную банковскую монополию не изменилась. Однако показательным является тот факт, что уже в постановлении IV сессии ВЦИК по этому вопросу о государственной монополии на банковское дело не упоминалось, в нем просто указывалось: «учредить в составе НКФ Государственный банк РСФСР».   

 В 1921 г. был создан Российский  коммерческий банк, который являлся  частным предприятием, учрежденным  на основании концессионного  договора. 
 Положение об акционерных обществах от 17 августа 1927 г. урегулировало вопрос о порядке организации акционерных банков, где также не запрещалось учреждение частных акционерных банков. 
   К 1929 г. советское законодательство допускало существование наряду с государственными кредитными организациями кооперативных, частных и смешанных. В число кооперативных кредитных организаций входили сельскохозяйственные и промысловые кредитные товарищества и их союзы, Всероссийский кооперативный банк и Украинский кооперативный банк. К частным кредитным организациям относились общества взаимного кредита, к смешанным — местные коммунальные банки. И уставы акционерных банков общесоюзного значения (Промбанка, Цекомбанка и др.) допускали участие частного капитала.   Нормативно-правовое построение кредитной системы было закреплено в Постановлении ЦИК и СНК от 15 июня 1927 г. «О принципах построения кредитной системы СССР», согласно которому руководство всей кредитной системой СССР возлагалось на Госбанк СССР, который являлся государственной кредитной организацией.  

 Согласно ст. 1 Положения о  Госбанке главная его задача  состояла в том, чтобы «способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, концентрации денежных оборотов и проведению иных мер, направленных к установлению правильного денежного обращения». 
   Постановление ЦИК и СНК от 15 июня 1972 г. «О принципах построения кредитной системы СССР» предоставило Госбанку широкие полномочия, к числу которых относились: 
   - право участия в лице своих представителей в советах и ревизионных органах кредитных организаций, в которых был представлен государственный капитал; 
   - право непосредственного наблюдения за использованием банками предоставляемых им кредитов и за направлением этих кредитов по отраслям народного хозяйства в соответствии с директивами правительства; 
   - право требовать от всех кредитных организаций представления балансовых данных, сведений о вновь создаваемых кредитных организациях, о задолженности отдельных клиентов, о текущих счетах и вкладах государственных органов; 
   - обязанность всех кредитных организаций держать в Госбанке свои сводные резервы в размерах, устанавливаемых Комитетом по делам банков; 
   - обязанность Госбанка кредитовать отдельные кредитные организации в соответствии с ростом их операций и оказывать им поддержку в периоды их кассовых затруднений, исходя из общей экономической конъюнктуры, их финансового положения и степени мощности.

Новые события начались в 1987 г., когда был принят пакет правовых актов, предусматривавших серьезные изменения в механизме хозяйственного управления. Первым среди них был Закон от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)».  

17 июля 1987 г. было принято сразу  10 партийно-правительственных постановлений,  которые провозглашали новые  принципы хозяйствования и экономического  управления, соответствующие Закону  «О государственном предприятии (объединении)».

Главный недостаток в области финансов и денежного обращения заключался в отрыве оборота финансовых и  кредитных ресурсов от движения материальных ценностей, перенасыщении народного  хозяйства платежными средствами.  

 В банковскую систему СССР  накануне реформы входили: Госбанк  СССР, Всесоюзный банк финансирования  капитальных вложений (Стройбанк  СССР), Банк для внешней торговли  СССР (Внешторгбанк СССР), Государственные  трудовые сберегательные кассы  СССР (Гострудсберкассы). Систему возглавлял Госбанк СССР.  

 Совершенно ясно, что состояние  банковской системы, характер  и направления ее деятельности  противоречили новому официальному  курсу, реализация которого требовала  банковской реформы. Ее начало  ознаменовало Постановление ЦК  КПСС и Совета Министров СССР  от 17 июля 1987 г. п. 821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики».   Оно предусматривало устранение недостатков данной системы.

Наибольшее значение как по силе воздействия на общественное мнение, так и по своим последствиям в  реальном процессе экономических реформ имел принятый 26 мая 1988 г. Закон СССР «О кооперации в СССР».  

 Впервые за всю историю  Советской власти после нэпа  на законодательном уровне была  принципиально расширена степень  свободы личности в сфере трудовой  деятельности.

Возможность появления негосударственных  банков в СССР возникла благодаря принятию Закона о кооперации. Однако этот Закон, как и многие другие законодательные акты тех лет, мог остаться на бумаге.  

 Последняя по времени попытка коренным образом улучшить деятельность государственных специализированных банков СССР в рамках существующей банковской системы была сделана в начале 1989 г. 31 марта 1989 г. было принято правительственное Постановление «О переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование», в котором ставилась задача уже в 1989 г. ввести в действие новый механизм хозяйствования банков, новые организационные и правовые основы их деятельности, соответствующие углубляющейся экономической реформе.  

 Решение всех, стоящих перед государством  задач стало содержанием нового этапа банковской реформы в стране, который начался с принятия Верховным Советом СССР в декабре 1990 г. Закона «О Государственном банке СССР» и Закона «О банках в СССР», которые по известным причинам не успели оказать реального воздействия на банковскую деятельность в стране и потому в дальнейшем не будут нами рассматриваться. В отличие от них аналогичные законы, принятые Верховным Советом РСФСР и Верховными Советами других союзных республик, несмотря на все присущие им недостатки, имеют историческое значение, поскольку положили начало процессу формирования в стране кредитно-банковской системы и банковского законодательства, адекватных рыночной экономике.

С 1987 г. происходит реформирование банковской системы по отраслевому  признаку. Создается сеть специализированных банков: Промстройбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк.

В 1990—1991 гг. создается двухуровневая  банковская система, включающая Центральный  банк (Банк России) и сеть коммерческих банков. Получают развитие и специализированные банки (ипотечные, инвестиционные).

Кредитная система в  России в условиях становления рыночных отношений развивалась сложно и  противоречиво. К началу 1992 г. в Российской Федерации действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный уставной фонд составил 76,1 млрд руб. Однако основным недостатком новой банковской системы явилось большое число мелких банков — 1037, или 73% общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 миллионов руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 миллионов руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.

Характерными негативными  сторонами всей банковской системы  РФ тех лет были: нехватка квалифицированных  кадров; слабая материально-техническая  база; отсутствие конкуренции; недоступность  услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. Мелкие коммерческие банки не могли эффективно организовать обслуживание клиентов и гарантировать  сохранность их вкладов. В 1993—1994 гг. продолжался дальнейший рост числа  коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено  расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало  около 2400 коммерческих банков, более 2000 страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

Новая структура кредитной  системы стала в большей степени  отражать потребности рыночного  хозяйства, все более приспосабливаться  к процессу экономических реформ.

В то же время процесс  становления кредитной системы  выявил определенные недостатки во всех ее звеньях: продолжали образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могли справляться с потребностями  клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводили  краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь созданные  кредитно-финансовые институты, страховые  компании и инвестиционные фонды  занимались несвойственной им деятельностью: привлекали вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993—1995 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты вели к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертировались в иностранную валюту, что обесценивало рубль и вело к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

С середины 1995 г. напряженность  в кредитной системе России еще  более возросла, что объясняется  рядом факторов, и прежде всего  введением валютного коридора правительством. Эта мера была призвана обуздать спекулятивные  операции коммерческих банков, связанные  с переходом рублевой массы в  иностранную валюту (доллар и марку), поскольку такие действия способствовали снижению курса рубля и росту  инфляции.

Однако валютный коридор  ослабил межбанковский кредит, в  результате чего ликвидность ряда банков ухудшилась. В качестве других факторов, способствовавших ухудшению работы коммерческих банков, можно назвать  невозврат кредитов в результате ухудшения экономической конъюнктуры в стране, неэффективный банковский менеджмент и маркетинг, плохую оценку банками кредитоспособности заемщиков, ожесточение кредитного регулирования Центрального банка.

В этих обстоятельствах  многие банки оказались неликвидными и неплатежеспособными, так как  не могли выполнить требования по своим обязательствам. Последствиями  такого положения стало лишение  их лицензий Центральным банком, а  по существу — их банкротство. В  результате количество коммерческих банков в Российской Федерации существенно  сократилось с 2800 в 1995 г. до 1700 в 1997 г.

Информация о работе История развития кредита и государственного долга в России