История развития кредита и государственного долга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:25, реферат

Описание

В современном мире практически все страны прибегают к заимствованиям, внутренним или внешним, для покрытия дефицита собственного бюджета. Долговое финансирование государственных расходов стало нормой для большинства развитых стран, тем более для стран с переходной экономикой и развивающихся. Не обошла эта тенденция и Российскую Федерацию, что ставит перед экономистами новые, необычные проблемы.

Содержание

Введение 4
Кредит и кредитная система 4
Необходимость и сущность кредита 4
Функции кредита 6
Законы кредита 6
Роль государственного кредита в современных условиях хозяйствования в РФ 7
Основные этапы развития кредитной системы РФ. 8
Государственный долг 33
Государственный долг: определение, связь с бюджетным дефицитом 33
Понятие государственного долга в современном финансовом законодательстве 34
История государственного долга России 35
Анализ внутреннего и внешнего долга России за последние годы 37
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 156.90 Кб (Скачать документ)

 Реальная цифра может  оказаться еще более весомой.

 Кредиторы государства  объединены в Парижский клуб, в котором все вопросы решаются  исходя из политической точки  зрения, в отличие от чисто  коммерческого подхода участников  Лондонского клуба, куда входят  в основном зарубежные банки-кредиторы.

 До 1991г. Внешэкономбанк  считался первоклассным заемщиком,  ему давали кредиты крупные  банки Японии, США, Швейцарии и,  особенно, Германии. В итоге они  оказались обладателями крупных  просроченных задолженностей на  миллионы долларов. Естественно,  что многие из них захотели продать эти долги. Другие же, рассчитывая на погашение в ближайшем будущем этих задолженностей, приобретали их. Возникновению рынка способствовало обезличивание долгов, т.е. вне зависимости от срока погашения и процентной ставки они стали представлять собой единый инструмент.

 Некоторые банки стремились  избавиться от этих кредитных  соглашений, другие их покупали  с большим дисконтом от номинальной  стоимости, по которой выдавался  этот кредит. Солидный объем внешнего  долга и достаточно большое  количество банков, желающих купить  и продать долговые обязательства,  обусловили высокую ликвидность  инструмента внешних долгов.

 Заключенная дилерами  сделка оформляется соглашением  между покупателем и продавцом.  Затем происходит переоформление  долга Внешэкономбанка с одного  кредитора на другого. ВЭБ ведет  реестр кредиторов и дает согласие  на подобную перезапись. И хотя  случаев отказа в таком переоформлении  зафиксировано не было, сам процесс  занимает длительное время. Формально  стороны оставляют 21 рабочий день, для того чтобы переписать  права собственности с продавца  на покупателя. При этом в соглашение  включено положение о том, что  стороны приложат максимум усилий  для соблюдения этого срока.  Однако на практике это не  всегда удается — сделка требует  длительного обмена письмами: сначала  происходит подтверждение сделки  между контрагентами, затем продавец  посылает запрос на reassignment (перерегистрацию) во Внешэкономбанк, получает от него положительный ответ, после чего вместе с покупателем переписывает сам кредит.

 Для упрощения сделок  время от времени создаются  синдикаты, куда входят основные  западные инвестиционные банки,  торгующие данным инструментом. Эти синдикаты при посредничестве  крупных аудиторских фирм, таких  как Arthur Anderson, Price Waterhouse и др., клирингуют сделки между собой. В результате вместо тысяч перерегистраций возникает необходимость лишь в нескольких с участием начальных и конечных владельцев.

 Существует и более  простой способ торговли, который  предпочитают отечественные банки,  — нейтинг (netting): банк продает купленный кредит прежнему владельцу до истечения стандартного срока в 21 день, производя, таким образом, подобие арбитражной сделки, которая не требует никакого оформления. Привлекательность таких сделок с точки зрения российских банков в том, что можно получить прибыль, не привлекая дополнительные средства.

Заключение

 

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках  государства дополнительных финансовых ресурсов.

В случае дефицитности государственного бюджета дополнительные мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие между бюджетными доходами и расходами. При положительном  бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.

Кредит играет специфическую  роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и  ускоряет его. Роль кредита в различных  фазах экономического цикла не одинакова. В условиях экономического подъема, достаточной экономической стабильности кредит выступает фактором роста.

Перераспределяя огромные денежные и товарные массы, кредит питает предприятия дополнительными ресурсами. Его негативное воздействие может, однако, проявиться в условиях перепроизводства товаров. Особенно заметно такое  воздействие в условиях инфляции. Новые платежные средств, входящие посредством кредита в оборот, увеличивают и без того избыточную массу денег, необходимых для  обращения.

Кредит вне зависимости  от своей социальной стороны выполняет  определенные функции, такие как  регулирование объема совокупного  денежного оборота, перераспределение  денежных средств на условиях их последующего возврата, аккумуляция временно свободных  денежных средств.

Необходимость погашения  государственного кредита требует  изыскания дополнительных ресурсных  поступлений в бюджет, а они  могут быть получены (если не считать  новых займов) только с помощью  налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов  по ним отвлекают часть бюджетных  доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания  производственного и интеллектуального  потенциала общества.

Главная задача системы  управления внешним долгом, являются обеспечение национальной экономики  страны внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ (вступивший в силу с 1 января 2008 г.)
  2. Епифанов В. А., Поньковский А. А. «Государственное управление финансами и кредитом в хозяйствовании» - Москва, УРСС, 2004 г.
  3. Жуков Е. Ф. «Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги» - Москва, Юнити, 2004 г.
  4. Загородников С. В. «Финансы и кредит» - Москва, Омега, 2008 г.
  5. Корчагин Ю. А., Маличев И. П. «Финансы. Денежное обращение. Кредит» - Москва, Финансы и статистика, 2008 г.
  6. Литовченко В. П. «Финансы» - Москва, Дашко и Ко, 2007 г.
  7. Маркин Е. В., Грязнов А. Г. «Финансы» - Москва, Статистика, 2007 г.
  8. Махмутов Э. М. «Государственный кредит в Российской Федерации» - Москва, Финансовый контроль, 2004 г.
  9. Махмутов Э. М. «Финансово-правовой институт государственного кредита: перспективы развития» - Москва, Юрист, 2004 г.
  10. www.cbr.ru
  11. www.minfin.ru
  12. www.altnet.ru
  13. http://www.finekon.ru

 

 

 

 

  

Приложения

Приложение 1

 

Структура внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных  ценных бумагах, на 1октября 2007 года

 

 

Вид долгового обязательства

Объем долга, млрд. рублей

Доля, в общем объеме, %

Всего, внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, в том числе:

1 227,2

 

ОФЗ-ПД

281,2

22,9 

ОФЗ-ФК

51,4

4,2

ОФЗ-АД

799,1

65,1

ГСО-ППС

10,4

0,8

ГСО-ФПС

85,0

6,9


 

 

Приложение 2

 

 

Схема планируемых займов по государственному кредиту РФ (по внутреннему долгу) (2006-2036 годы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

Динамика государственного долга России в 2002-2008 годах

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5


1 Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.13 С.125


Информация о работе История развития кредита и государственного долга в России