Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:50, дипломная работа
Цель дипломной работы исследовать роль коммерческих банков в условиях рыночной экономики Казахстана. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, цель и задачи коммерческого банка;
2. Рассмотреть становление и развитие банковской системы ;
3.Провести анализ развития коммерческих банков в Казахстане;
Введение..........................................................................................................................5
1Теоритические основы функционирования коммерческих банков в современной экономике.........................................................................................................................7
1.1 Банковская система: сущность и содержание........................................................7
1.2 Становление и развитие банковской системы Республики Казахстан........................................................................................................................11
2. Анализ основных тенденций развития банковской системы Республики Казахстан........................................................................................................................18
2.1 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан........................................................................................................................18
2.2 Анализ развития коммерческих банков в Казахстане.........................................33
3. Перспективные направления развития банков второго уровня в Республике Казахстан
3.1.Перспективные направления развития сети коммерческих банков..................45
Заключение .................................................................................................................61
Список использованной литературы........................................................................63
Приложения ..............................................................................................................65
Реформирование банковской системы началась в 1987 году, когда совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №821 было принято решение о создании двухуровневой банковской системы, включающей центральный (эмиссионный) банк и ряд государственных специализированных банков, при этом республиканские банки наделялись правами министерств союзных республик. Однако, несмотря на принятые меры по усовершенствованию кредитной системы, она оставалась достаточно консервативной. Учрежденные государственные специализированные банки, такие как "Промстройбанк", "Агропромбанк", "Жилсоцбанк", "Сберегательный банк", унаследовав многие негативные черты прежней одноуровневой системы, не обеспечивали свободный перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве, не сложились у банков подлинно партнерские отношения с заемщиками, а у Госбанка не было эффективных методов управления совокупным денежным оборотом. Неэффективной оказалась и ссудная политика, а именно: процентные ставки были весьма низкими (5-8%), что создавало дополнительный спрос на ссуды, слишком часто использовавшиеся для финансирования малорентабельных и неэффективных проектов.
В 1988 году после принятия союзного Закона "О кооперации" (с этого момента и ведет отсчет первый этап развития банковской системы Казахстана) начали создаваться на паевых началах первые кооперативные банки, заложившие впоследствии основу для формирования рыночных отношений в сфере банковской деятельности. Статус кооперативных дал банкам значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развития разнообразных форм банковской деятельности, использования полученной прибыли, укрепления материально-технической базы и решения других проблем.
Последующие два года отличались исключительной насыщенностью политическими и экономическими событиями. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принимает Декларацию о государственном суверенитете Республики Казахстан, подтверждающую стремление Казахстана к проведению более самостоятельной экономической политики. На этой волне в декабре того же года Верховный Совет Казахской ССР принимает Закон "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", заложивший законодательные основы для реформирования банковской системы Казахстана. Данным законом устанавливались основные задачи и функции Государственного банка, в том числе, в сфере денежно-кредитного регулирования, определены перечни осуществляемых им операций. Кроме того, было впервые дано определение коммерческого банка, описан порядок открытия и прекращения деятельности частных банков и банков с участием иностранного капитала, а также иных кредитных учреждений (обществ взаимного кредитования, кредитных кооперативов, пенсионных и инвестиционных фондов, ломбардов).
Новый закон кардинально изменил статус самого Центрального банка, сделав его независимым от исполнительных и распорядительных органов государственной власти. Учредителем Государственного банка Казахской ССР выступил Верховный Совет, и ему же Госбанк стал подотчетен в своей работе, предоставляя ежегодный отчет и баланс, а также сводный баланс всей банковской системы республики.
Одной из самых примечательных черт второго этапа развития банковской системы Казахстана стала ее анархия и дезорганизация, что было вызвано целым рядом причин:
1. самим взрывным количественным ростом числа коммерческих банков;
2. распадом Союза, а, значит, и ломкой прежней банковской системы;
3. переходом к двухуровневой банковской системе рыночного типа;
4. недостатком финансовых средств и качественным составом специалистов Госбанка, чьего уровня квалификации уже не хватало.
Чтобы справляться со сложнейшими проблемами преодоления инфляции, освоением новых форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики и осуществления надзора за деятельностью банковской системы.
Значительной вехой, определившей дальнейшее направление развития кредитно-банковской системы Казахстана, явилось принятие в апреле 1993 года новых законов - "О Национальном банке Республики Казахстан" и "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан". Это было обусловлено рядом факторов, среди которых первостепенное значение имело формирование суверенного государства, признание Казахстана в мировом сообществе, развитие самостоятельной национальной банковской системы. Ранее действовавший единый закон "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР" уже совершенно не отвечал новым экономико-политическим реалиям. В нем не был определен статус Госбанка Казахстана как банка суверенного государства, его функции и задачи формировались в соответствии с его статусом республиканской конторы Госбанка СССР.
Очень важными новшествами закона стало предоставление Нацбанку специальных полномочий по разрешению проблем, возникающих в процессе создания банков, их ликвидации, а также установление перечня достаточно жестких экономических нормативов в соответствии с международной банковской практикой. При этом Нацбанк не имел права вмешиваться в оперативную деятельность банков второго уровня. Контрольные и надзорные функции Нацбанка были нацелены на то, чтобы предотвращать негативные явления, способные разрушить всю кредитно-денежную систему, не допускать неконтролируемой кредитно-денежной эмиссии.
В свою очередь, закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" четко определил функции, права и обязанности банков второго уровня, их правовой статус как акционерных обществ. Отличительной особенностью нового закона было установление более высоких требований к порядку создания банков в соответствии с мировой банковской практикой. Это диктовалось необходимостью повышения ответственности банков перед клиентами, стремлением к большей защищенности интересов вкладчиков. Были также повышены требования к личным качествам руководителей банков.
Это было началом третьего этапа развития банковской системы Казахстана. С принятием новых банковских законов и введением национальной валюты Нацбанку наконец-то представилась возможность заняться вопросами ее внутренней и внешней стабильности, на основе приобретенного опыта продолжить совершенствование механизма косвенного контроля развития банковской системы путем расширения и ужесточения экономических нормативов, таких как минимальный размер уставного фонда, коэффициент достаточности собственных средств, коэффициент ликвидности и т.д.
Когда заработала первая Программа, в 1995году реформирования банковской системы Казахстана, утвержденная постановлением Президента Республики Казахстан от 15 февраля 1995 года. Главная задача реформы состояла в максимальном сокращении централизованного перераспределения денежных ресурсов и приближении функций Национального банка к классическим функциям центральных банков - проведению денежно-кредитной политики и регулированию деятельности банковской системы. В результате реализации Программы банки должны были стать кредиторами экономики за счет самостоятельно привлекаемых ими для этого сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов и внешних займов.
Опираясь на новый закон "О Национальном банке Республики Казахстан", принятый 31 августа 1995 года, Нацбанк как уполномоченный орган банковского надзора начал осуществление реструктуризации банковской системы. Был взят курс на сокращение числа банков путем жесткой селекции, в результате которой нестабильные и слабые банки или полностью ликвидировались, или объединялись, образуя дочерние банки крупных.
Было отменено деление банков на инвестиционные и депозитные, предусмотрено расширение видов банковской деятельности, а также введены более высокие требования к открытию банков и их лицензированию, внутреннему контролю и процедурам в банках, внедрена рейтинговая оценка финансового состояния банка по системе CAMEL.
В апреле 1999 году по решению правительства и Национального банка в Казахстане был введен режим свободно плавающего обменного курса тенге (СПОК), что предполагает формирование курса тенге на основе спроса и предложения на валютном рынке, - без значительного вмешательства Нацбанка, которое вынужденно возросло после кризиса на внешних финансовых рынках в 1998 году, особенно в России.
Поскольку тенденции в динамике темпов инфляции и ставки рефинансирования соответствуют друг другу, параллельно шел очень динамичный процесс снижения банковских ставок рефинансирования. Как свидетельствует мировой опыт, стабильность в долгосрочном плане стоимости денег и кредитов является решающей предпосылкой эффективного функционирования экономики и тем самым успешного экономического роста и высокой занятости населения.[5]
На развитие и улучшение качества банковских услуг значительное влияние оказало совершенствование платежной системы страны. По оценкам зарубежных экспертов Казахстану удалось создать одну из лучших платежных систем в странах СНГ, которая отвечает общемировым критериям. Она позволила до минимума сократить объем денег, необходимый в расчетах, и увеличить их оборачиваемость. В среднем за месяц проводится 500 тыс. платежей на сумму 250 млрд. тенге.
За прошедшие годы Национальный банк развил и собственную инфраструктуру. С вводом в действие собственной банкнотной фабрики были решены многие важные вопросы, связанные с обеспечением потребности страны не только в наличных деньгах, но и высококачественной полиграфической продукции (паспорта, дипломы, ценные бумаги и т.д.).
В целях реализации мер, направленных на укрепление и развитие всех сегментов финансового рынка страны, Национальный Банк в дальнейшем намерен:
1. внедрять методы надзора на консолидированной основе в целях укрепления стабильности банковского сектора и выполнения 25 основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета, разработать рекомендации по управлению рисками банковской деятельности;
2. совершенствовать нормативную правовую базу для развития сектора организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе системы почтово-сберегательных учреждений;
3. содействовать развитию новых финансовых инструментов;
4. продолжить работу по совершенствованию системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня в направлении ее распространения на депозиты до востребования.
Банковская система в экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет три главные роли:
1. Развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей. В развитых рыночных отношениях большинство коммерческих сделок производится путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами посредством чеков или электронных переводов. При системе государственного социализма и монополии государственного банка, РК не испытывала необходимости в эффективно действующей платежной системе. Производство и товарообмен между предприятиями определялись государственным планом, устанавливавшим выпуск продукции по фиксированным ценам. В экономике, связанной рыночными отношения-ми, платежная система обеспечивает выполнение предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом посредством отлажено работающей банковской системы.
2. Наряду с другими финансовыми посредниками, банки направляют сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования. Это особенно важно в связи с тем, что рынки нашей страны до конца еще не заняты и имеется много неиспользованных ресурсов. Отлаженная кредитная эмиссия банковской системы помогает нашим предпринимателям осваивать новые рынки без привлечения иностранного капитала.
3. Банки второго уровня, действуя в соответствии с кредитно-денежной политикой Национального Банка Республики Казахстан, регулируют количество денег, находящихся в обращении. Стабильный и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.[6, стр 131]
2.Анализ основных тенденций развития банковской системы Республики Казахстан.
2.1 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан
Европейский банк реконструкции и развития ожидает, что уровень инфляции в Казахстане в 2011 году составил 7,4%. В конце 2010 года инфляция была на уровне 7,8% (за 2009 год – 6,2%) . Ускорение темпов инфляции за 2010 год было обусловлено значительным удорожанием продовольственных товаров, которые за этот период выросли в цене на 10,1% (за 2009 год – на 3,0%). Непродовольственные товары стали дороже на 5,5% (на 8,6%), платные услуги – на 6,8% (на 8,4%).
За 2010 год среди продовольственных товаров больше всего подорожали крупы – на 35,9%, табачные изделия – на 25,8%, фрукты и овощи – на 19,1%, масла и жиры – на 18,8%, сахар – на 12,3%, мясные продукты – на 12,1%. Стали дешевле рис – на 7,9% и мука пшеничная – на 0,6%.
В группе непродовольственных товаров в наибольшей степени выросли цены на газ сжиженный – на 13,7%, на дизельное топливо – на 12,1%, на медикаменты – на 7,3%, на бензин – на 6,0%, на газеты, книги и канцелярские товары – на 6,1%, на газ, транспортируемый по распределительным сетям, – на 5,8%.
Информация о работе Коммерческие банки и их роль в рыночных условиях