Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:50, дипломная работа
Цель дипломной работы исследовать роль коммерческих банков в условиях рыночной экономики Казахстана. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, цель и задачи коммерческого банка;
2. Рассмотреть становление и развитие банковской системы ;
3.Провести анализ развития коммерческих банков в Казахстане;
Введение..........................................................................................................................5
1Теоритические основы функционирования коммерческих банков в современной экономике.........................................................................................................................7
1.1 Банковская система: сущность и содержание........................................................7
1.2 Становление и развитие банковской системы Республики Казахстан........................................................................................................................11
2. Анализ основных тенденций развития банковской системы Республики Казахстан........................................................................................................................18
2.1 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан........................................................................................................................18
2.2 Анализ развития коммерческих банков в Казахстане.........................................33
3. Перспективные направления развития банков второго уровня в Республике Казахстан
3.1.Перспективные направления развития сети коммерческих банков..................45
Заключение .................................................................................................................61
Список использованной литературы........................................................................63
Приложения ..............................................................................................................65
Наряду с проведением ограничительной денежно-кредитной политики для снижения инфляции необходимо ужесточение бюджетной политики, особенно в части бюджета развития, ограничения роста совокупного спроса, а также стимулирование предложения товаров и услуг со стороны отечественных производителей. С целью уменьшения давления на инфляционные процессы ужесточение бюджетной политики должно осуществляться в направлении ограничения роста расходов бюджета, в том числе инвестиционных, ограничения использования государством нефтяных доходов в виде гарантированного трансферта, а также отказа от политики сокращения налогового бремени. Будут продолжены работы по мониторингу предприятий реального сектора экономики, направленные на формирование оценок тенденций и направлений развития сектора нефинансовых корпораций, сложившейся экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий, а также на расширение практического применения результатов мониторинга в деятельности Национального Банка при определении процентной, валютной политики, установлении нормативов минимальных резервных требований и при формировании отчетов о финансовой стабильности.
Национальный Банк будет придерживаться режима плавающего обменного курса тенге, то есть динамика номинального курса тенге к иностранной валюте на внутреннем валютном рынке будет определяться в зависимости от спроса и предложения данной иностранной валюты. Национальный Банк не будет устанавливать ориентиры или коридоры колебания курса тенге. Национальный Банк намерен сократить свое участие на внутреннем валютном рынке. Он будет осуществлять операции на валютном рынке, главным образом, для целей Национального фонда, поскольку в соответствии с Правилами конвертации и реконвертации активов Национального фонда Национальный Банк, наряду с продажей иностранной валюты для Национального фонда из международных резервов Национального Банка, может также покупать иностранную валюту на внутреннем рынке.
В области платежных систем будет продолжена работа по дальнейшему поддержанию функционирования платежных систем на высоком технологическом уровне, обеспечивающем безопасное и своевременное проведение платежей и переводов денег между различными субъектами экономики Казахстана. Данная работа также будет включать в себя системы контроля и надзора за операторами услуг и пользователями платежных систем. Вместе с тем в рамках развития платежных систем в среднесрочной перспективе Национальным Банком будет уделено особое внимание дальнейшему развитию Национальной системы платежных карточек, построению «Платежного шлюза» в рамках создания системы «Электронного Правительства» Республики Казахстан, а также созданию нового Резервного центра для платежных систем.
В области обеспечения стабильности финансовой системы Национальный Банк будет тесно координировать свою деятельность с АФН. При этом будет проводится работа по дальнейшему совершенствованию Отчета о финансовой стабильности. Одной из задач Национального Банка и АФН на предстоящий период будет формирование системы индикаторов финансовой стабильности, выявление и предупреждение ситуаций, которые могут негативно повлиять на устойчивость финансовой системы. Будут разработаны инструменты, позволяющие предотвратить развитие кризисных ситуаций. Важной частью данных работ, способствующих усилению доверия к финансовой системе Казахстана, является обеспечение доступности результатов аналитических работ для широкой общественности на регулярной основе. [11]
В соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы одним из направлений регулирования финансового сектора будет повышение эффективности управления внешним долгом банковского сектора страны.
В целях повышения качественного уровня взаимодействия и организации работ по своевременному выявлению угроз для финансовой стабильности, а также проведения скоординированной политики по регулированию рисков субъектов финансовых отношений в соответствии с международной практикой Национальным Банком совместно с АФН и Правительством в 2007 году было разработано и подписано Меморандум по финансовой стабильности. Данный документ будет регламентировать компетенцию органов в части регулирования рисков для финансовой стабильности, процедуры информационного взаимодействия, формат проведения регулярных консультаций по вопросам финансовой стабильности, подходы и принципы реализации согласованных мер регуляторного воздействия.
2.2 Анализ развития коммерческих банков в Казахстане.
Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Финансовые посредники выполняют, таким образом, важную народно-хозяйственную функцию, обеспечивая обществу механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала.[12,стр 112]
Значение коммерческих банков в современных кредитных системах столь велико, что необходимо особо остановиться на функциях этих институтов. Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы (отсюда и название «коммерческий банк»), но на данном этапе, термин «коммерческий» в названии банка утратил первоначально смысл. Он обозначает «деловой» характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности.
Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.
При переходе к рыночной экономике в РК было не так уж много факторов могут сравниться по своей значимости со стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков и эффективной системой управления финансовыми и кредитно-денежными отношениями. Банковская система в экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет три главные роли:
1. Развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей. В развитых рыночных отношениях большинство коммерческих сделок производится путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами посредством чеков или электронных переводов. При системе государственного социализма и монополии государственного банка, РК не испытывала необходимости в эффективно действующей платежной системе. Производство и товарообмен между предприятиями определялись государственным планом, устанавливавшим выпуск продукции по фиксированным ценам. В экономике, связанной рыночными отношения-ми, платежная система обеспечивает выполнение предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом посредством отлажено работающей банковской системы.
2. Наряду с другими финансовыми посредниками, банки направляют сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования. Это особенно важно в связи с тем, что рынки нашей страны до конца еще не заняты и имеется много неиспользованных ресурсов. Отлаженная кредитная эмиссия банковской системы помогает нашим предпринимателям осваивать новые рынки без привлечения иностранного капитала.
3. Банки второго уровня, действуя в соответствии с кредитно-денежной политикой Национального Банка Республики Казахстан, регулируют количество денег, находящихся в обращении. Стабильный и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.[13,стр 122]
Усилие конкуренции между банками за привлечение клиентов требует от банков особого внимания к вопросам организации отношений с клиентами, установления с ними партнерских отношений. По ст. 31 Закона «О банках и банковской деятельности в РК» банки выступают как равноправные партнеры, осуществляют свои операции на рынке свободных кредитных ресурсов.В свою очередь, закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" четко определил функции, права и обязанности банков второго уровня, их правовой статус как акционерных обществ. Отличительной особенностью нового закона было установление более высоких требований к порядку создания банков в соответствии с мировой банковской практикой. Это диктовалось необходимостью повышения ответственности банков перед клиентами, стремлением к большей защищенности интересов вкладчиков. Были также повышены требования к личным качествам руководителей банков.
Встал вопрос о необходимом количестве банков в стране, способных своевременно и надежно обеспечить экономику денежными ресурсами. Изучение мировой практики показывает, что количество банков второго уровня значительно различается по странам. Опыт функционирования банковской системы промышленно развитых стран показывает, что сущность проблемы состоит не в количестве банков, а в том, насколько эти банки платежеспособны, насколько эффективно они перераспределяют средства между собирателями и инвесторами и как быстро, своевременно и с минимальным риском решают проблемы ликвидности на денежном рынке.
Изменения и дополнения в закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" вносились более десятка раз, все более приближая практику банковского дела и регулирования банковской деятельности к международным стандартам, описанным Базельским комитетом по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision). И вот, в начале 2000 года специальная миссия Всемирного банка и Международного валютного фонда, работавшая в Казахстане в рамках Программы оценки стабильности финансового сектора (Financial Sector Assesment Program, FSAP), делает заключение о том, что с правовой точки зрения банковская система Казахстана полностью соответствует Базельского комитета. Высокую оценку проведенным реформам дал и Европейский банк реконструкции и развития.
В соответствии со ст. 30 Закона "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", к числу банковской деятельности отнесены осуществления следующих операций: прием депозитов юридических и физических лиц; открытие и ведение корреспондентских счетов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций; кассовые операции: прием, пересчет, размен, обмен, сортировка, упаковка и хранение банкнот и монет; переводные операции: выполнение поручений юридических и физических лиц по переводу денег; учетные операции: учет (дисконт) векселей и долговых обязательств юридических и физических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам; доверительные (трастовые) операции: управление деньгами в интересах и по поручению доверителя; клиринговые (расчетные) операции: сбор, сверка, сортировка, подтверждение платежей, а также проведение их взаимозачета и определение чистых позиций участников клиринга; сейфовые операции: услуги по хранению ценных бумаг, документов и ценностей клиентов, включая сдачу в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений; ломбардные операции: предоставление краткосрочных кредитов под залог депонируемых легкореализуемых ценных бумаг и движимого имущества; выпуск платежных карточек; инкассация и пересылка банкнот, монет и ценностей; организация обменных операций с иностранной валютой.[14]
Эволюция развития банковского сектора в Республике Казахстан свидетельствует о существенном подъеме этого сектора экономики. История успешного развития банковской системы и развития коммерческих банков, в частности, говорит о том, что недавнем прошлом в соответствии с изменениями, внесенными в Закон РК "О банках и банковской деятельности", Нацбанк получил право по согласованию с правительством принимать решение о принудительном ограничении прав и обязанностей акционеров банков, имеющих отрицательный размер капитала.[15] Фактически это означало право Нацбанка на принудительный выкуп акций с последующей реализацией их новым инвесторам по цене приобретения. Что и произошло с "Казагропромбанком", "Казкредсоцбанком", "Жилстройбанком" и рядом других банков, не сумевших увеличить свой собственный капитал в соответствии с темпами инфляции. Они не могли работать, придерживаясь экономических нормативов Национального банка, имели большие невыполненные (и невыполнимые) обязательства, обусловленные большими объемами невозвращенных кредитов.
Динамику изменения количества и качества действующих в Казахстане банков второго уровня наглядно демонстрирует таблица .
Таблица № 1
Динамика изменения количества и качества действующих в Казахстане.
Информация о работе Коммерческие банки и их роль в рыночных условиях