Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:50, дипломная работа
Цель дипломной работы исследовать роль коммерческих банков в условиях рыночной экономики Казахстана. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, цель и задачи коммерческого банка;
2. Рассмотреть становление и развитие банковской системы ;
3.Провести анализ развития коммерческих банков в Казахстане;
Введение..........................................................................................................................5
1Теоритические основы функционирования коммерческих банков в современной экономике.........................................................................................................................7
1.1 Банковская система: сущность и содержание........................................................7
1.2 Становление и развитие банковской системы Республики Казахстан........................................................................................................................11
2. Анализ основных тенденций развития банковской системы Республики Казахстан........................................................................................................................18
2.1 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан........................................................................................................................18
2.2 Анализ развития коммерческих банков в Казахстане.........................................33
3. Перспективные направления развития банков второго уровня в Республике Казахстан
3.1.Перспективные направления развития сети коммерческих банков..................45
Заключение .................................................................................................................61
Список использованной литературы........................................................................63
Приложения ..............................................................................................................65
В результате проведения анализа региональных рынков, на которых функционируют уже действующие филиалы банка, или в которых намечено размещение новых, рекомендуется определять степени привлекательности филиалов по каждой юне деятельности всех реализуемых ими продуктов и оказываемых банковских услуг.
Бюджетирование и хозрасчёт.
Бюджетирование филиалов неразрывно связано с понятием хозрасчёта. Цель хозрасчёта - эффективная реализация финансового управления деятельностью персонала, филиалов, подразделений и в итоге банка в целом.
Инструментом реализации концепции хозрасчёта является бюджетирование.
Рекомендуется процесс бюджетирование проводить в разрезе усовершенствованной финансовой структуры банка. Цель совершенствования финансовой структуры - обеспечить рост доходности банковского бизнеса. Усовершенствованная финансовая структура банка должна обеспечивать решение задач в рамках концепции внутреннего хозрасчёта.
Усовершенствованная финансовая структура банка может включать: бизнес - направления, центры прибыли, центры затрат и центры инфраструктуры.
Рекомендуется сформировать в банке системы внутренних«бизнесов», оформленных в бизнес - направления.
За каждым бизнес - направлением необходимо закрепить свой перечень банковских продуктов, составляющих в совокупности полный перечень продуктов банка. Ответственность за результаты продаж банковских продуктов бизнес- направления рекомендуется возложить на руководителя бизнес -направления. Такая организация позволяет реализовать эффективную клиенто-ориентированную» систему обслуживания, нацеленную на предложение банковских продуктов (услуг) определённым группам клиентов.
Отдельно можно выделить "региональный бизнес» (работа филиалов). В конечном результате все филиалы банка должны стать Центрами прибыли. Основные критерии, которые должен будет отвечать региональный бизнес:
-Получение прямых доходили) привлечение финансовых ресурсов путём использования различных финансовых инструментов и в результате осуществления операций ,предоставления услуг.
-Выполнение комплекса взаимосвязанных и близких услуг и операций, составляющих единую технологическую цепочку.
- Наличие собственного рынка деятельности и клиентской базы
-Наличие органа, управляйте и координирующего деятельность.
Рекомендуется в целях реализации принципов полного расчёта филиалов, ввести в практику работы распределение затрат центров инфраструктуры на бизнес направления банка.
Основной принцип все расходы центров инфраструктуры должны быть распределены на ЦП и ЦЗ.Аллокацию намечено проводить, по экономически обоснованным принципам, базам распределения.
В итоге расчёт окончательного финансового результата филиалов должен производиться после выполнения всех корректировок их внутренних доходов и расходов с учётом аллокаций.
2. Координация, регулирование, мониторинг, контроль деятельности филиалов, учёт и анализ.
При реализации своих стратегических целей в региональном аспекте и минимизации последствий от рисков приоритетной задачей банков становится обеспечение эффективного руководства развитием бизнеса в филиалах. Поэтому, решающее значение необходимо придавать постоянному мониторингу, оценке и корректирующим действиям по финансовым и общим показателям деятельности филиалов с целью роста их чистого дохода и сокращения эксплуатационных расходов на их содержание и превращения их в Центры прибыли.
Для эффективного осуществления мониторинга деятельности филиалов рекомендуется чётко определить и разграничить ответственности за то или иное руководство бизнес -процессами и сформировать базу данных, по которой можно будет сравнивать результаты. Эта база данных будет содержать перечень целей по продажам банковских продуктов и услуг, который каждый филиал должен достичь в течение недели, месяца или года. Эти цели будут утверждаться высшим руководством банка одновременно с финансовыми бюджетами филиалов.
При этом основной упор рекомендуется сделать на комплексное рассмотрение и динамику целого ряда показателей, сведенных в следующие четыре группы:
- группу основных финансовых показателей;
- группу операционных показателей;
- группу показателей по продажам и обслуживанию;
- группу управленческих показателей.
Для принятия обоснованных, надёжных и экономически целесообразных решений необходимо повысить требования к достоверности информации. В связи с этим рекомендуется создать единый информационный центр, целостность данных, получаемых из которого, будет гарантирована. К тому же подход в определении и значении каждой отдельной единицы данных необходимо сделать одинаковым, независимо от уровня её использования.
Это рекомендуется достигнуть посредством централизации:
1). Подхода к управлению и использованию базами данных, данными и определениями данных.
2). Развития стандартной обще-банковской системы отчётности для ключевой информации.
3). Подхода к оценке и утверждению запросов для новых отчётов.
4). Контроля над доступом к базам данных.
В итоге такой подход приведёт к принятию обще-банковского стандарта информации для отчётов по всем ключевым показателям финансовой и производственной деятельности филиалов. Что позволит руководству банка на всех уровнях доверять данным, которые оно использует для принятия важных решений и быть уверенным в том, что на всех уровнях управления используются одни и те же данные и методы оценки.
Поэтому Главная бухгалтерская книга и План счетов будут являться основой и главным источником для составления отчётности по финансовой и бизнес деятельности филиалов.
В этой связи стандарты учётных операций для приведения в соответствие Плана счетов необходимо внедрить во всех бизнес - единицах банка. Соответствующий План счетов должен ежедневно заполняться каждой бизнес единицей, для того, чтобы обеспечивать своевременную и эффективную управленческую отчётность.
Процесс по составлению Финансовой и Управленческой отчётности для управления филиальной сетью рекомендуется сосредоточить на динамике роста чистого дохода и конкретном вкладе в него клиентов, продуктов, услуг и филиалов. Эта информация будет использоваться для решения задач по стратегическому планированию, разработке различных бюджетов, маркетингу и проведению процентной и тарифной политики.
К ключевым элементам информации, включаемым в отчётность, относятся: информация о движении активов и пассивов (ресурсы и ссуды), рентабельность активов, стоимость кредитов и депозитов, величина маржи, полученные и выплаченные проценты, соотношение доходов и расходов филиала, доля чистого дохода.
Главной ответственностью каждого филиала банка должно стать выполнение работ в соответствии с их годовыми и долгосрочными целями и планами. Это непосредственно относится к продажам банковских продуктов и услуг, величинам чистого дохода, обеспечению операционной эффективности, менеджменту обслуживания и удовлетворению потребностей клиентов, управлению персоналом и удовлетворению его потребностей.
Для обеспечения исполнения филиалами запланированных показателей необходима организация контроля их выполнения как в течение планового периода (регулярный контроль), так и по его завершении (окончательный контроль).
Технология регулярного контроля позволит на ранней стадии обнаруживать тенденции к нарушению плана и принимать меры для корректировки финансовой ситуации.
После завершения планового периода с целью выявления динамики процессов, происходящих в филиалах, оперативного реагирования на них, стимулирования положительных и устранения отрицательных тенденций рекомендуется выполнять всесторонний анализ деятельности филиалов.
3. Обслуживание клиентской базы в регионах: имеется в виду формирование адекватных действий филиалов для разрешения проблем клиентуры. Речь идёт о тесной увязке ожиданий клиентов и предложений филиалов.
В стратегию филиалов должно входить не только обеспечение эффективности банковских продуктов и услуг, но и поддержание, а там, где необходимо - улучшение отношений с клиентурой. С этой целью рекомендуется разработать и поэтапно внедрить «Концепцию высокого уровня обслуживания клиентов», предусматривающую разработку:
- стандартов качества обслуживания клиентов;
- требований к профессиональному уровню и компетенции работников филиалов;
- классификации банковских продуктов и услуг;
- навыков и умения работников филиалов представлять предлагаемые продукты и услуги, помощь в их использовании;
- навыков общения, способностей поддерживать длительное общение с клиентами. соблюдения места и иерархического уровня общения, пре доставления клиентам более комфортной обстановки;
- необходимых нормативов, то есть умения гибко применять внутренние правила и инструкции филиала.
Важным моментом в деятельности филиалов должен стать процесс сегментации региональных рынков. При этом сегмент должен сужаться до персонализации банковских продуктов и услуг для одного клиента или целевой группы клиентов. Такой подход даст; возможность клиенту воспринимать продукт как предложение, предназначенное исключительно для него одного.[22, стр14]
Тарифная и процентная политика: особенность тарифной и процентной политики состоит в том, что она регулируется высшим руководством банка. Это происходит по следующим причинам: во-первых; банковский рынок функционирует в режиме контролируемых ставок и тарифов и, во-вторых; их вариации затрагиваю имидж банка, его взаимоотношения с клиентурой, конкурентами, а также могут содействовать «поглощению» одних продуктов другими. Такой подход может провоцировать распри между процентной и тарифной деятельностью банка и рыночными целями филиала. Исход из того, что ставки и тариф должны быть конкурентоспособными, учитывающими особенности региональных рынков, конкурентной среды, специфику клиентской базы и потребностей, рекомендуется предусмотреть поэтапное расширение полномочий руководителей филиала в части управления ставками и тарифами и предоставления руководством банка филиалам определенной гибкости при проведении адекватной процентной и тарифной политики.[23,стр241]
Продуктовая стратегия филиалов. Весьма важной не сегодняшний день является стратегия предложения филинами комплексного пакета банковских продуктов, нацеленных на конкретные сегменты клиентов. Данная стратегия является выигрышной, поскольку она будет совпадать с целями банка и филиала в целом. Она должна предполагать рассмотрение имеющихся в наличии продуктов как отдельных позиций каталога услуг, что позволит определять и формировать наборы банковских продуктов и услуг, полностью удовлетворяющих потребности клиентов, гарантируя этим наилучшее взаимодействие с ними.
При разработке продуктовых стратегий филиалов необходимо учитывать этапы жизненного цикла продукта.
При этом на каждом этапе необходимо использовать свои стратегии, а именно:
- этап выведения на рынок: : особое внимание рекомендуется уделять качеству банковского продукта или услуги
- этап роста: вследствие очень чувствительности спроса на филиалов планируется больше внимания уделять рекламе; это планируется делать для того, чтобы выделиться среди конкурентов и укрепить доверие клиентуры;
- этап зрелости: на практике прослеживается большая чувствительность спроса к ставкам и тарифам на банковские продукты и услуги, что ведёт к проведению банком и филиалами гибкой и эффективной процентной и тарифной политики, учитывающей региональные особенности и конкурентную среду.
- этап спада при этом предусматривается диверсификация или обновление банковского продукта, проведение политики регулирования ставок и тарифов
Стратегический подход филиалов к клиентуре применительно к продуктам рекомендуется представлять в следующем виде:
- «Более глубокое проникновение на рынок»: для чего рекомендуется применять стратегию консолидации, то есть задача заключается в том, чтобы увеличить рост продаж существующим клиентам существующих продуктов.
- «Расширение границ рынка»: рекомендуется применять стратегию роста с целью привлечения новых сегментов клиентуры для потребления существующих продуктов.
- «Разработка продукта»: рекомендуется применять стратегию «упрочения доверия», то есть для большего привлечения клиентов в данный филиал планируется выяснять их потребности и, исходя из этого, предлагать им новые продукты.
- «Диверсификация»: рекомендуется использование стратегии дифференциации, то есть предложение новых продуктов новым рыночным сегментам.
Качество обслуживания и качество банковских продуктов и услуг.
Вопросы качества обслуживания и качества банковских продуктов и услуг становятся ключевым фактором в конкурентной борьбе.
Банковский продукт состоит из технического и функционального элементов.
Первый касается собственно банковского продукта (услуги), который филиал предлагает клиенту, второй же представляет собой способ их предложения. В техническом плане банковские продукты и услуги находятся приблизительно на одинаковом уровне с предлагаемыми конкурентами, т.е. для клиента в принципе, не представляет особой разницы, в каком банке приобрести тот или иной продукт. Важным является то, как преподнести его клиенту. Сегодня как никогда возрастает роль продавца, поскольку банковский рынок становится рынком покупателя, в котором потенциальный клиент имеет возможность оценивать многочисленные альтернативы для удовлетворения своих потребностей. В данном контексте продавец становится средством дифференциации пункта продаж и влияния на процесс принятия клиенту решения. Продавец должен четко знать целевые сегменты, зоны интересов, конкурентов, критические факторы успеха.
Информация о работе Коммерческие банки и их роль в рыночных условиях