Коммерческий кредит, понятие, становление, проблемы, моделирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание

Переход России к рыночной системе хозяйствования сопровождался глубоким экономическим кризисом. На фоне потери горизонтальных связей между предприятиями, отсутствия государственного финансирования, износа основных фондов и утраты значительной части оборотных средств, хозяйствующие субъекты были поставлены в крайне тяжелые условия зависимости от ограниченного объема кредитных ресурсов, предлагаемых кредитными организациями. Такое положение сказалось на производственных показателях, платежной дисциплине, конкурентоспособности предприятий и организаций на национальном и международном рынках и, как следствие, на общей тяжелой социально-экономической ситуации в стране.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы функционирования коммерческого кредита
1.1 Понятие коммерческого кредита, его сущность и функции. Виды коммерческого кредита 9
1.2 История возникновения и развития современного коммерческого кредита 28
1.3 Эволюция и современное состояние коммерческого кредита в России 39
Глава 2 Анализ функционирования коммерческого кредита в экономике России
2.1 Вексель как инструмент коммерческого кредита 55
2.2 Проблемы взаимодействия коммерческого и банковского кредита в экономике 65
2.3 Экстраполяция принципов форфейтинга как методическая основа организации коммерческого кредита на внутреннем рынке России 80
Глава 3 Моделирование коммерческого кредита. Проблемы создания национальной системы коммерческого кредита
3.1 Построение модели коммерческого кредита 103
3.2 Подходы к созданию системы коммерческого кредита 126
3.3 Перспективы развития коммерческого кредита в России 145 Заключение 154
Список использованной литературы 159

Работа состоит из  1 файл

Ком.кредит.docx

— 118.76 Кб (Скачать документ)

Платность кредита. Этот принцип  выражается в необходимости не только прямого возврата заемщиком полученных кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая  сущность платы за коммерческий кредит отражается в фактическом распределении  дополнительно полученной за счет его  использования прибыли между  заемщиком и кредитором.

Практическое выражение  рассматриваемый принцип находит  в процессе установления величины ссудного процента, выполняющего три основные функции:

- перераспределение части  прибыли юридических и дохода  физических лиц; 

- регулирование производства  и обращения путем распределения  ссудных капиталов на отраслевом, межотраслевом и международном  уровнях; 

- на кризисных этапах  развития экономики — антиинфляционную  защиту денежных накоплений.

Ставка ссудного процента, определяемая как отношение суммы  годового дохода, полученного на ссудный  капитал, к сумме предоставленного кредита выступает в качестве цены кредитных ресурсов.

Подтверждая роль кредита  как одного из предлагаемых на специализированном рынке товаров, платность кредита  стимулирует заемщика к его наиболее продуктивному использованию.

В целом, принципиально отличаясь  от традиционного механизма ценообразования  на другие виды товаров, определяющим элементом которого выступают общественно  необходимые затраты труда на их производство, цена коммерческого  кредита отражает общее соотношение  спроса и предложения на

17

рынке ссудных капиталов и зависит от целого ряда факторов, в том числе чисто конъюнктурного характера:

• цикличности развития рыночной экономики;

• темпов инфляционного процесса;

• эффективности государственного кредитного регулирования, осуществляемого  через учетную политику центрального банка в процессе учета им коммерческих векселей;

• ситуации на международном  кредитном рынке;

• динамики денежных накоплений физических и юридических лиц;

• динамики производства и  обращения;

• сезонности производства;

У коммерческого кредита  есть специфические особенности, обусловленные  его сущностью. Основополагающими  факторами, влияющими на стоимость  коммерческого кредита, являются:

• Потребительские свойства реализуемых товаров, работ, услуг;

• Объемы реализации и сроки  исполнения контрактных обязательств;

• Цена классических кредитных  ресурсов (т.е. конъюнктура кредитного рынка в целом).

В отличие от иных форм кредита, при коммерческом кредите сроки  кредитования в наименьшей степени  влияют на размер платы за кредит.

Классическая политэкономия  ставит коммерческий кредит в центр  кредитной системы7, выделяя его, как одну из первых форм кредитных отношений, наряду с такими формами кредита как:

Банковский кредит. Одна из наиболее распространенных форм кредитных  отношений в экономике, объектом которых выступает процесс передачи в ссуду непосредственно денежных средств. Предоставляется исключительно  специализированными кредитно-финансовыми  организациями, имеющими лицензию на осуществление  подобных операций от Центрального Банка.

Потребительский кредит. Главный  отличительный его признак —  целевая

7 "... коммерческий кредит, есть кредит, который оказывают  друг другу капиталисты, занятые  в процессе воспроизводства. Он  образует основу кредитной системы". Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 21. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

|Введение |3 |

| | |

|Глава1. Коммерческий кредит: сущность, роль |4 |

| 1.1.Понятие коммерческого  кредита, способы предоставления |4 |

| 1.1.1.Определение и способы  предоставления коммерческого кредита  |4 |

| 1.1.2.Форфетирование |5 |

| 1.1.3.Кредитная политика  корпорации |6 |

| 1.2.Достоинства и недостатки  коммерческого кредита |9 |

| 1.3.Развитие коммерческого  кредитования |10 |

| | |

|Глава2. Вексель как инструмент коммерческого кредита |16 |

| 2.1.Определение, виды, функции  и обращение векселей |16 |

| 2.1.1.Понятие векселя |16 |

| 2.1.2.Классификация векселей |16 |

| 2.1.3.Вексельные функции  и индоссамент |19 |

| 2.1.4.Платеж по векселю  |20 |

| 2.2. Функционирование вексельного  рынка России |22 |

| | |

|Глава3. Проблемы коммерческого  кредита и вексельного обращения  в | |

|Российской Федерации на современном этапе |24 |

| 3.1.Вексель – решение  проблемы неплатежей |24 |

| 3.2.Коммерческий кредит  сегодня |29 |

| 3.3.Тенденции и перспективы  развития вексельного обращения  и | |

|коммерческого кредитования |31 |

| | |

|Заключение |34 |

| | |

|Список использованной литературы |35 |

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во всякой экономической  системе важное место занимают отношения  кредиторов и заемщиков. Долгий эволюционный путь нашей цивилизации наглядно продемонстрировал необходимость  кредитных отношений, их важность для  развития и полноценного функционирования экономики. В сегодняшней России, в условиях активного поиска путей перехода к рыночной экономике давно назрела необходимость всестороннего применения всех инструментов развитой рыночной экономики. Важное место в ряду таких инструментов занимает кредит, и как один из его важных видов выступает коммерческий кредит. Для его успешного использования жизненно необходимо учитывать опыт развития коммерческого кредита в других странах, а также опыт нашей страны до 1930 года. Ведь учение исключительно на собственных ошибках может очень дорого обойтись нашему государству. Поэтому необходим тщательный анализ указанного вида кредитования с последующей выработкой рекомендаций и наставлений по поводу его применения в России.

 

Роль коммерческого кредита  в современном мире трудно переоценить.

Наряду с позитивными  последствиями применения кредитования необходимо понимать и некоторую  противоречивость оного.

 

Основным внутренним противоречием  кредитных отношений является противоречие между кредитором и заемщиком. Эти  противоречия определяются размером высвободившихся  средств у кредитора и размером потребности заемщика, а также  противоречием между продолжительностью высвобождения средств у кредитора  и продолжительностью существования  потребности в дополнительных средствах  у заемщика.

 

Развитие рыночных отношений  требует постоянного совершенствования  кредитно-денежных отношений. Современная  концепция кредитования, к сожалению, исповедует исключительно идею всемерного сокращения кредитных вложений, поскольку, по мнению эмиссионных банков, вхождение  дополнительных платежных средств в хозяйственный оборот посредством кредита только усиливает инфляционные тенденции. Ограничение кредита одновременно сказывается на развитии предпринимательской деятельности как фактора насыщения рынка товарами.

 

 

Развитию и исследованию в области коммерческого кредита, безусловно, необходимым в настоящем периоде, и посвящена данная курсовая работа.

 

Глава1.Коммерческий кредит: сущность, роль

 

1.1.Понятие коммерческого  кредита, способы предоставления

 

1.1.1.Определение и способы  предоставления коммерческого кредита

 

В процессе предпринимательской  деятельности хозяйствующие субъекты придают большое значение возможности  максимально увеличить свой оборотный  капитал. Одним из таких способов является коммерческий кредит, определяемый экономистами как форма краткосрочного кредитования. С другой стороны (то есть со стороны продавца), такое кредитование служит одним из важнейших инструментов конкурентной борьбы, позволяющих привлечь значительное число клиентов.

 

Таким образом, коммерческий кредит можно охарактеризовать как  особую форму взаимоотношений поставщика и потребителя. Особенность ее заключается  в том, что сам продавец предоставляет  покупателю кредит. Точнее он предоставляет  отсрочку платежа по отпущенным товарам  или оказанным услугам.

Но это и есть кредит, а, поскольку переданная заемщику стоимость  выражена в товарной форме, то и сам  кредит является товарным. Происходящая при этом и упомянутая выше передача стоимости представляет не что иное, как куплю и продажу товара, т.е. коммерческую сделку, а потому и  сам кредит получил название коммерческого  кредита. Он предоставляется под  обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начисляемые проценты.

 

Основное условие коммерческого  кредитования – это то, что в  качестве коммерческого кредита  рассматривается только кредит, предоставляемый  не по самостоятельному заемному обязательству (договору займа, кредитному договору, договору о товарном кредите), а во исполнение договоров на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг).

 

Применение коммерческого  кредита требует наличия у  продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

 

Выделяют несколько основных способов предоставления коммерческого  кредита: вексельный способ; открытый счет; скидка при условии оплаты в определенный срок (сконто); сезонный кредит («фрэнчайз»); консигнация.

 

При вексельном способе покупателю передают коммерческие товаро- распорядительные документы после акцепта. Такой способ коммерческого кредитования стал наиболее распространенным. Векселю как инструменту коммерческого кредита будет целиком посвящена гл. 2 нашей курсовой работы.

 

Согласно договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения  за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления  сделки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а  платеж за него производится в установленные  сроки после получения счета. В обусловленные контрактом сроки (раз в полугодие, квартал, месяц) покупатель погашает свою задолженность  по открытому счету. Проценты за пользование  кредитом по открытому счету, как  правило, не взимаются, а если и взимаются, то невысокие. Открытый счет существует обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов. При этом фирмы выступают попеременно в качестве продавцов и покупателей, что является одним из способов обеспечения сторонами платежных обязательств. Открытый счет широко используется между фирмами и филиалами, с брокерами, при многократных поставках однородного товара, особенно мелкими партиями.

 

Скидка при условии  оплаты в определенный срок (сконто) предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупателем  в течение оговоренного в контракте  периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма  должна быть выплачена в установленный  срок. Величина сконто, исчисляемая  в процентах, дифференцируется в  зависимости от указанного срока  и ориентируется на существующий уровень процентных ставок.

 

Сезонный кредит («фрэнчайз») обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек разрешают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до

Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. Существенное преимущество при этом способе - возможность  выпуска продукции без дополнительных расходов на складирование, хранение и  т.д.

 

Консигнация - способ, при  котором розничный торговец может  просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Если товары будут проданы, то будет осуществлен  и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть  товар производителю без выплаты  неустойки.

Консигнация обычно применяется  при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Примером может служить практика производства и продажи новых учебников для институтов. Книгоиздатели посылают свои книги в институтские магазины с условием их возврата, если они не будут куплены.

 

Естественно, что любой  из этих способов может быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее адекватного  сложившимся условиям способа - главная  задача кредитной политики каждой корпорации.

 

1.1.2.Форфетирование

 

В современной практике коммерческий кредит в чистом виде практически  не встречается, он входит в категорию  косвенного банковского кредитования в качестве его начальной составной  части. Одним из самых распространенных методов рефинансирования коммерческого  кредита является форфетирование.

 

Форфетирование - термин, обычно употребляемый для обозначения покупки обязательств, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем и которые возникают в процессе поставки товаров и услуг (большей частью экспортных операций) без оборота на любого предыдущего должника. Слово «a forfait» французского происхождения и выражает отказ от прав, что составляет самую суть операций по форфетированию.

 

При форфетировании продавец требования, могущего принять, например, форму переводного векселя, защищает себя от любого регресса включением слов

«без оборота на меня»  в индоссамент. Продавцом форфетируемого векселя обычно является экспортер; он акцептует его в качестве платежа за товары и услуги и стремится передать все риски и ответственность за инкассирование форфетеру (т.е. банку, учитывающему векселя) в обмен на немедленную оплату наличными деньгами.

 

Обычно форфетированию подлежат торговые тратты или простые векселя, хотя теоретически задолженность в любой форме могла бы быть форфетирована.

Менее употребительные формы  включают аккредитив и вытекающие из него отсроченные платежи. Преобладание простых и переводных векселей объясняется  их употреблением в качестве инструментов торгового кредитования в течение  длительного времени и свойственной им операционной простоте.

Информация о работе Коммерческий кредит, понятие, становление, проблемы, моделирование