Коммерческий кредит, понятие, становление, проблемы, моделирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание

Переход России к рыночной системе хозяйствования сопровождался глубоким экономическим кризисом. На фоне потери горизонтальных связей между предприятиями, отсутствия государственного финансирования, износа основных фондов и утраты значительной части оборотных средств, хозяйствующие субъекты были поставлены в крайне тяжелые условия зависимости от ограниченного объема кредитных ресурсов, предлагаемых кредитными организациями. Такое положение сказалось на производственных показателях, платежной дисциплине, конкурентоспособности предприятий и организаций на национальном и международном рынках и, как следствие, на общей тяжелой социально-экономической ситуации в стране.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы функционирования коммерческого кредита
1.1 Понятие коммерческого кредита, его сущность и функции. Виды коммерческого кредита 9
1.2 История возникновения и развития современного коммерческого кредита 28
1.3 Эволюция и современное состояние коммерческого кредита в России 39
Глава 2 Анализ функционирования коммерческого кредита в экономике России
2.1 Вексель как инструмент коммерческого кредита 55
2.2 Проблемы взаимодействия коммерческого и банковского кредита в экономике 65
2.3 Экстраполяция принципов форфейтинга как методическая основа организации коммерческого кредита на внутреннем рынке России 80
Глава 3 Моделирование коммерческого кредита. Проблемы создания национальной системы коммерческого кредита
3.1 Построение модели коммерческого кредита 103
3.2 Подходы к созданию системы коммерческого кредита 126
3.3 Перспективы развития коммерческого кредита в России 145 Заключение 154
Список использованной литературы 159

Работа состоит из  1 файл

Ком.кредит.docx

— 118.76 Кб (Скачать документ)

 

Главной целью предоставления фирменных и банковских кредитов в это время было создание благоприятных  предпосылок для роста американских инвестиций за границей. Направление  кредита вплоть до начала 50-х годов  было предельно стабильным - от США  странам Западной Европы и Японии.

 

Начало 50-х годов характеризовалось  тем, что обращение западноевропейских стран к использованию международного кредита для целей внешнеэкономического развития становится все более активным, общее направление движения международных  кредитов изменилось в сторону развивающихся  стран «третьего мира» и, наконец, тем, что разница систем внешнеторгового  кредитования у США, с одной стороны, и у большинства западноевропейских стран - с другой, становится все  более определенной.

 

Восстановление и дальнейшее расширение потенциала западноевропейских стран, постепенное ослабление спроса на доллар во многом способствовали тому, что, в целом, роль долгосрочного  международного кредита (а тем более, государственных субсидий) как средства форсирования экспорта товаров в  эти страны стала снижаться. При  продажах машин и оборудования в  западноевропейские страны решающую роль стали играть нормальные средства конкуренции: цена, качество изготовления, конструктивные особенности, сроки поставки и т.д.

 

Резко сократился приток в  Европу американского государственного капитала в виде кредитов и субсидий и, напротив, быстро вырос объем прямых капиталовложений американских транснациональных  компаний (ТНК).

 

Не менее серьезные  изменения происходили и во внешней  торговле. Уже с конца 40-х и, особенно в начале 50-х годов на рынке  обостряется конкурентная борьба между  поставщиками. «Рынок продавцов» все  более превращался в «рынок покупателей».

 

Наряду со значительным расширением  экспорта из США и Англии быстро возрастала конкуренция со стороны  многих западноевропейских стран и  Японии, которые к этому времени, завершив в основном восстановление своей экономики

(довоенный объем промышленного  производства в странах Западной  Европы был достигнут в 1948 г.), не только удовлетворяли за  счет отечественного производства  значительную часть своего спроса  на машины и оборудование, но  и быстро развивали экспорт.  К началу 50-х годов проблема  сбыта машин и оборудования  стояла со всей остротой уже  перед всеми развитыми странами- экспортерами. Эта проблема толкала  их на поиски новых рынков.

 

В условиях острой нехватки валютных средств многие развивающиеся  страны были вынуждены ввести жесткие  импортные ограничения, которые  коснулись в первую очередь потребительских  товаров и, в значительной мере, машин  и оборудования. В ряде случаев  импорт машин и оборудования допускался лишь при определенных условиях. А  значит, возможности сбыта машин  и оборудования в развивающиеся  страны нередко зависела от способностей экспортеров привлечь средства для  финансирования на определенных условиях своих поставок.

 

Системы финансирования экспорта развивались в соответствии с  ранее обозначившейся тенденцией по американскому и европейскому пути.

 

Для американских экспортеров  проблемы кредитования своих внешнеторговых поставок решались в основном путем  расширения уже существовавшего  аппарата государственного финансирования. Эта система в США все более  переключалась в 50-е годы на форсирование сбыта товаров в развивающиеся  страны третьего мира. Быстрыми темпами  росли как прямые государственные  кредиты, так и государственные  субсидии. Рост вывоза капитала в форме  прямых инвестиций в иностранные  дочерние и филиальные предприятия  в этот период также в значительной степени способствовал экспорту машин и оборудования из США.

Доля американских поставок, осуществлявшихся в рамках кредитов МБРР, хотя и уменьшилась, но была по-прежнему велика.

 

Проблема финансирования экспорта для западноевропейских стран  имела в послевоенные годы особенно большое значение, так как их машиностроительная промышленность в гораздо большей  степени, чем американская, зависела от сбыта на внешних рынках вообще и на рынках развивающихся стран, в частности. В то же время фирмы  этих стран в гораздо меньшей  степени могли использовать для  форсирования своего сбыта такие  формы финансирования экспорта, как  прямые инвестиции в заграничные  предприятия, кредиты МБРР, займы, размещаемые  на рынке частных капиталов, и  т.д.

 

В отличие от США большинство  западноевропейских стран не шло  по пути создания системы финансирования экспорта с помощью прямых государственных  кредитов и субсидий. Единственным исключением явилась Франция, широко использовавшая для продвижения  своего товарного экспорта (в первую очередь, в страны Французского сообщества) эти средства. В Англии, Бельгии,

Голландии практика прямого  государственного кредитования и субсидирования экспорта (направляемого, главным образом, в свои колонии и зависимые  страны) осуществлялась в ограниченных масштабах. В ФРГ, Италии, Австрии,

Швейцарии такой практики не было, по существу, вплоть до конца 50-годов.

 

Основной, а в некоторых  случаях (как, например, в ФРГ) единственной, формой кредитования экспорта машин  и оборудования стали в западноевропейских странах среднесрочные фирменные  кредиты поставщиков.

Собственно «фирменными» их назвать можно с очень большими допущениями, точнее, это кредит поставщика, который представляет собой своеобразную форму сращивания, модификации коммерческого  и банковского экспортного кредита.

 

Правительства западноевропейских стран всемерно поощряли такую практику, поскольку в этом случае в максимальной степени использовался частный (и  промышленный, и банковский) капитал, достигалась стопроцентная

«связанность» вывоза капитала с товарными поставками, и срок вывоза капитала в такой форме  был сравнительно невелик. Рост значения среднесрочных кредитов происходил параллельно с растущей мощью  европейской промышленности.

 

В конце 60-х годов для  удлинения сроков фирменных кредитов стала применяться практика «комбинированного» финансирования, при которой частные  банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет действия кредитного соглашения, а другие кредитные  институты - непосредственно подключаются к кредитной операции в последующие  годы. Обычно частные банки предоставляли  фирменные кредиты на срок до 4-5 лет  после поставки, а государственные - на последующие 5-7 лет и более (ФРГ ).

 

В целом, системы долгосрочного  кредитования в западноевропейских странах в конце 60-х годов развивались  по пути развития прямого государственного кредитования иностранных покупателей  и предоставления финансовых кредитов.

 

Основным источником средств для предоставления финансовых кредитов служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так же, как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы- экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансировании сделок.

Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам  наличными.

 

Расширение практики долгосрочного  кредитования экспорта из западноевропейских стран заставило в свою очередь  США не только увеличить объем  таких кредитов, предоставлявшихся  в основном развивающимся странам, но и сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их сроки и стоимость) более приемлемыми для покупателей.

 

Таким образом, существовавшее до начала 60-х годов четкое разграничение  в системах кредитования экспорта в  развивающиеся страны из США и  Западной

Европы к концу 60-х годов  практически сгладилось.

 

Наиболее быстрыми темпами  в 60-е годы росли прямые государственные  кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая  сумма таких кредитов возросла более  чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой  суммой их в течение предыдущего  пятилетия (56- 60 гг.). Однако после резкого  скачка на рубеже

50-60-х годов они росли  сравнительно умеренными темпами.  Им незначительно уступали по  темпам роста кредиты международных  организаций.

 

Более умеренными темпами  рос объем частных (коммерческих и банковских) кредитов. Согласно данным МБРР, датированным 1967 г., задолженность  развивающихся стран по фирменным  кредитам в конце 1955 г. составила  около 8 млрд.долл., в том числе по кредитам, полученным под гарантию правительств этих стран - 6 млрд.долл. По ориентировочным подсчетам на основе статистических данных ОЭСР и Комитета содействия развитию, роль отдельных видов международных кредитов с 1956 по 1967 гг. изменялась следующим образом (использованная часть в млрд.долл.):

 

Таблица 2. Развитие международного кредита в период с 1956 по 1967г.г.

|Виды кредита |1956 |1960 |1965 |1967 |

| |$ |% |$ |% |$ |% |$ |% |

|Международный кредит |2,43 |100 |3,59 |100 |6,55 |100 |8,24 |100 |

|(всего) | | | | | | | | |

|Фирменные кредиты* |1,30 |61,7 |2,00 |55,7 |2,90 |44,3 |3,8 |46,1 |

|Прямые государственные |0,75 |30,8 |1,25 |34,8 |2,83 |43,2 |3,4 |40,9 |

|Кредиты международных |0,18 |7,4 |0,34 |9,5 |0,82 |12,5 |1,1 |13,0 |

|организаций | | | | | | | | |

 

* - подсчеты ориентировочные

 

Относительное значение частных  кредитов (основную массу которых  составляют фирменные кредиты) в  целом уменьшилось, но первенства они  не уступили.

 

Что касается развития международного кредита в отношениях между развитыми  странами, то его роль заметно ослабла. Уменьшение притока американских кредитов в Западную Европу происходило за счет прямых государственных кредитов с прекращением деятельности различных  программ и планов помощи. Рост притока  частных капиталов (банковских и  фирменных) не мог компенсировать такое  сокращение объема государственных  кредитов.

 

Одновременно с этим укрепились кредитные связи между западноевропейскими  странами. Исключительную роль при  этом играли частные кредиты. Предоставление государственных кредитов распространения  не получило. Лишь в отдельных случаях  такие кредиты используются для  финансирования экспортных поставок военной  техники.

 

Необходимость кредитования операций между промышленно развитыми  странами была вызвана несколько  иными причинами, чем в случае с развивающимися. Валютные проблемы, валютное регулирование после конца 50-х гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения.

Ограничение в отношении  условий предоставления кредитов со стороны государственных организаций  в торговле между развитыми странами тоже по существу не имели места. Условия  платежа, как правило, регулировались исключительно экспортером и  импортером. Поэтому, основной причиной использования иностранных кредитов является чисто коммерческая выгода, стремление получить заемные средства на наиболее выгодных условиях.

 

Возможность получения крупных  займов у местных банков или на рынке ссудных капиталов (путем  размещения облигаций) серьезно ограничивала роль международного кредита как  средства финансирования импорта фирмами  в развитых странах.

 

Наибольшее распространение  получили фирменные кредиты, используемые для финансирование экспорта. Однако нередко они не опосредствовали товарные поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли.

 

Фирменные кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран  с высокой стоимостью кредита  ( Япония, Италия и др.), но были случаи и экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США.

 

Фирменные кредиты были известны еще до второй мировой войны. Однако в то время их объем был несравнимо меньше, а сроки - значительно короче.

Поэтому предоставление таких  кредитов иностранным покупателям  не создавало особых трудностей для  поставщиков. Положение существенно  изменилось в послевоенные годы. Возросшее  абсолютное и относительное значение фирменных кредитов как средства финансирования экспорта, безусловно, потребовало перестройки аппарата финансирования экспорта, приспособления его к новым условиям. Это коснулось  как самих фирм-экспортеров, так  и связанных с ними банков.

 

Участие банков в среднесрочном  финансировании экспорта в послевоенные годы в необходимых, резко возросших  размерах затруднялось тремя основными  причинами: значительными рисками, связанными с такими операциями; ограниченностью  свободных ресурсов у частных  банков; боязнью банков подорвать  ликвидность своих активов в  связи с удлинением сроков экспортных кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала, базирующегося в основном на краткосрочных депозитах, - с другой. Все эти проблемы не могли быть решены силами только частных предпринимателей.

Поэтому, в тех случаях, где это было необходимо, монополии  призвали на помощь государство.

 

Основными принципами участия  государства в среднесрочном  финансировании экспорта являются государственное  страхование экспорта в форме  выдачи гарантий по экспортным кредитам (практика, получившая в западноевропейских странах довольно широкое развитие еще до второй мировой войны, но сфера  действия которой тогда ограничивалась, главным образом, краткосрочными кредитами) и создание дополнительных систем финансирования и рефинансирования экспорта.

 

Хотя такие системы  использовались для форсирования торговли между развитыми странами, основной целью их деятельности все же было развитие торговли с развивающимися странами. Появление систем государственного участия в среднесрочном кредитовании экспорта относится как раз к тому периоду, когда развитые капиталистические страны начинают все более интересоваться рынками сбыта в развивающихся странах.

 

Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным.

Информация о работе Коммерческий кредит, понятие, становление, проблемы, моделирование