Коммерческий кредит, понятие, становление, проблемы, моделирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание

Переход России к рыночной системе хозяйствования сопровождался глубоким экономическим кризисом. На фоне потери горизонтальных связей между предприятиями, отсутствия государственного финансирования, износа основных фондов и утраты значительной части оборотных средств, хозяйствующие субъекты были поставлены в крайне тяжелые условия зависимости от ограниченного объема кредитных ресурсов, предлагаемых кредитными организациями. Такое положение сказалось на производственных показателях, платежной дисциплине, конкурентоспособности предприятий и организаций на национальном и международном рынках и, как следствие, на общей тяжелой социально-экономической ситуации в стране.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы функционирования коммерческого кредита
1.1 Понятие коммерческого кредита, его сущность и функции. Виды коммерческого кредита 9
1.2 История возникновения и развития современного коммерческого кредита 28
1.3 Эволюция и современное состояние коммерческого кредита в России 39
Глава 2 Анализ функционирования коммерческого кредита в экономике России
2.1 Вексель как инструмент коммерческого кредита 55
2.2 Проблемы взаимодействия коммерческого и банковского кредита в экономике 65
2.3 Экстраполяция принципов форфейтинга как методическая основа организации коммерческого кредита на внутреннем рынке России 80
Глава 3 Моделирование коммерческого кредита. Проблемы создания национальной системы коммерческого кредита
3.1 Построение модели коммерческого кредита 103
3.2 Подходы к созданию системы коммерческого кредита 126
3.3 Перспективы развития коммерческого кредита в России 145 Заключение 154
Список использованной литературы 159

Работа состоит из  1 файл

Ком.кредит.docx

— 118.76 Кб (Скачать документ)

 

Окончательный выбор того или иного платежного средства в  международных торговых и кредитных  сделках зависит от многочисленных юридических, экономических и политических соображений, что не позволяет выработать какое- либо общее, универсальное правило.

 

Если импортер не является первоклассным заемщиком, пользующимся несомненной репутацией, любая форфетируемая задолженность обязательно должна быть гарантирована в форме аваля или безусловной и безотзывной банковской гарантии, приемлемой для форфетера.

 

Выполнение этого условия  особенно важно, если рассматривать  сделку под углом зрения ее необратимости, т.к. в случае неплатежа со стороны  должника, форфетер как на свою единственную гарантию может положиться только на эту форму банковской гарантии.

 

Форфетирование - наиболее часто применяющаяся и важная из среднесрочных сделок, поскольку охватывает срок от 6 месяцев до 5-6 лет. Однако каждый форфетер устанавливает свои временные рамки, исходя, главным образом, из рыночных условий для определенной сделки.

 

При форфетировании покупка векселей осуществляется за вычетом

(дисконтом) процентов  авансом за весь срок кредита.  Экспортер, таким образом, фактически  превращает свою кредитную операцию  по торговой сделке в операцию  с наличностью. В этом случае  он отвечает единственно лишь  за удовлетворительное изготовление  и поставку товаров и правильное оформление документов по обязательствам. Это последнее обстоятельство вместе с наличием фиксированной процентной ставки, взимаемой за всю операцию в самом ее начале, делает форфетирование вполне приемлемой услугой для экспортера и относительно недорогой альтернативой другим современным формам коммерческого рефинансирования.

 

Форфетирование как метод рефинансирования коммерческого кредита представляет для экспортера и преимущества, и недостатки. К преимуществам можно отнести:

1. упрощение балансового  соотношения возможных обязательств;

2. улучшение состояния  ликвидности (эти два преимущества  важны в случае растущей задолженности  экспортера);

3. уменьшение возможности  потерь, связанных лишь с частичным  государственным или частным  страхованием и возможных затруднений  с ликвидностью, неизбежных в  период предъявления застрахованных  ранее требований;

4. отсутствие рисков, связанных  в колебанием процентных ставок;

5. отсутствие рисков, связанных  с курсовыми колебаниями валют  и с изменением финансового  положения должника;

6. отсутствие рисков и  затрат, связанных с деятельностью  кредитных органов и взысканием  денег по векселям и другим  платежным документам.

 

Недостатки для экспортера сводятся к возможным относительно более высоким расходам по передаче рисков форфетеру. Разумеется, прибегая к форфетированию, фирма-экспортер исходит из стратегических соображений, а с этой точки зрения форфетирование может оказаться ей очень выгодным.

 

Форфетирование является наиболее юридически разработанным способом рефинансирования внешнеторгового коммерческого кредита. Преимущества форфетирования для экспортера, связаны в первую очередь с полным перенесением валютных, коммерческих, политических, переводных и других видов рисков на форфетера (банк), делают форфетирование наиболее предпочтительным для продавца.

 

1.1.3.Кредитная политика  корпорации

 

Продажа товаров в кредит стала обычным способом ведения  дел для промышленных компаний, ведь, как уже отмечалось выше, предложение  кредитных услуг является одним  из эффективнейших орудий конкуренции  при привлечении клиентов. Из-за этой тенденции к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты долгов в срок и больших расходов, связанных с «вышибанием» долга. Главная задача корпорации в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задолженности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств корпорации и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).

 

Корпорация должна постоянно  пересматривать свою кредитную политику из- за изменения рыночных условий. Тем более это необходимо в нашей стране, в условиях крайней нестабильности. Кредитная политика состоит из общих направлений принятия решений по выбору надежного заемщика, объема и срока кредита. Эти направления в дальнейшем реализуются младшим управленческим аппаратом для принятия ежедневных решений. Например, в соответствие с проводимой кредитной политикой корпорация может предоставить право младшему менеджеру кредитовать клиентов в пределах 50 тыс. рублей. Следовательно, клиент, нуждающийся в большей сумме кредита, скажем до 200 тыс. рублей, должен будет получить согласие старшего менеджера, а свыше 200 тыс. рублей

- одобрение кредитного  комитета. Эти процедуры должны  быть четко определены, чтобы  клиентам не надо было ждать  прохождения своего дела по  инстанциям.

 

Схема №1 показывает последовательность кредитной политики и взаимосвязь  ее этапов.

 

Как показывает схема, процесс  начинается с определения кредитной  политики. В дальнейшем, все решения  принимаются в соответствии с  ее содержанием. После предоставления кредита следующим важным действием  является контроль над просроченной задолженностью, отраженной в балансе  по статьям дебиторской задолженности. Этот контроль позволяет определить степень соответствия принятых решений  кредитной политике фирмы. Даже если это соответствие не нарушено, периодическая  оценка кредитных решений позволяет  регулировать их в зависимости от текущей деловой ситуации.

 

Схема 1. Кредитная политика корпорации

 

|КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА | |

| | | | | |

| |КРЕДИТНЫЕ УСЛОВИЯ | |РЕШЕНИЕ  О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КРЕДИТА | |

| | | | | |

| | |КОМУ | |СКОЛЬКО | |

| | | | | |

| |КОНТРОЛЬ ЗА СТАТЬЯМИ БАЛАНСА | |

| | | | | |

|ПЕРЕСМОТР КРЕДИТНОЙ | |СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ | |НЕОБХОДИМО ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ |

|ПОЛИТИКИ ПО МЕРЕ | |СОСТОЯНИЕ  СТАТЕЙ | |ПРИБЫЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ  |

|НЕОБХОДИМОСТИ | |БАЛАНСА  КРЕДИТНОЙ | |КРЕДИТНЫХ УСЛОВИЙ  ИЛИ |

| | |ПОЛИТИКЕ | |КРЕДИТНОГО  РЕШЕНИЯ |

 

Теперь рассмотрим подробнее  каждую стадию предоставления коммерческого  кредита.

 

Управление кредитной  политикой выражает общую стратегию  развития корпорации. С ее помощью  не стремятся установить конкретные способы достижения целей, а лишь формируют «каркас», структуру рекомендаций и основных направлений выполнения частных деловых операций. На основе этого

«каркаса» разрабатывается  методика проведения ежедневных мероприятий, направленных на достижение целей кредитной  политики.

 

Кредитная политика корпорации, таким образом, определяет цели кредитного управления. Она должна четко показать намерения фирмы быть активной в  предоставлении коммерческого кредита, что дает возможность резко изменить кредитную политику в зависимости  от конъюнктуры рынка или быть консервативной в условиях предоставления кредита каждому клиенту.

 

Кредитные условия, предлагаемые покупателю, определяют время, имеющееся  в распоряжении клиента до выплаты  долга (кредитный период). Обычно под  кредитным периодом понимают время, разделяющее дату выписки счета  и дату его оплаты. В контракте  это время обозначается как «нетто 30» или «нетто

90». Это означает, что  наступлению даты платежа предшествуют 30 или 90 дней. Корпорация может  предложить учетную скидку, т.е.  процент, который клиент может  вычитать из цены счета, если  платеж осуществляется в установленный  учетный срок. В этом случае  кредитные условия обозначаются, например, как «2/10, нетто 30» Число  2 означает 2% скидки от суммы счета,  если платеж осуществлен в  течение 10 дней со дня выписки  счета. В противном случае, платеж  должен быть произведен в течение  30 дней. Предлагая скидку, корпорация  готова отказаться от 2% цены товара  для ускорения поступления наличного  платежа. Кроме того, так как  скидка является добровольной, она  может привлечь новых клиентов  с коротким денежным циклом, рассчитывающих  получить прибыль за счет скидки  от цены сделки.

 

Принятие решения о  предоставлении кредита имеет две  стороны. Первая - надо ли предоставлять  кредит потенциальному клиенту. В этом случае необходимо заняться кредитным  анализом. Вторая сторона - если решение  о предоставлении кредита принято, должен ли быть установлен лимит и  если да, то какой?

 

Кредитный анализ - это процесс  принятия решения о предоставлении или не предоставлении коммерческого  кредита данному потенциальному клиенту. При кредитном анализе  сначала надо выяснить желание и  возможность клиента платить  за купленные товары или оказанные  ему услуги. Индивидуальные характеристики клиента, изучаемые при кредитном  анализе, получили жаргонное название «5С» кредита»:

 

1. customer’s character (характер клиента)

 

2. capacity to pаy (платежеспособность)

 

3. collateral (обеспечение)

 

4. capital (капитал)

 

5. current business condition (текущее деловое положение).

 

Изучение характера клиента  помогает определить его желание  платить.

Чтобы получить эту информацию можно организовать личную встречу  с клиентом одного из менеджеров фирмы  или запросить справку в различных  государственных или частных  экономических учреждениях, обязательно  включая банк клиента. Определение платежеспособности клиента, его реального капитала и обеспечения ссуды включает в себя, прежде всего, анализ финансовых отчетов (балансов), предоставленных клиентом или официально опубликованных. Состояние всей экономики тоже может играть свою роль. Так, если в экономике наблюдается спад, то фирма может себе позволить предоставление лишь ограниченного числа кредитов.

 

Кроме финансовых отчетов  клиента имеются другие многочисленные источники информации, доступные  для использования при анализе. Банки, другие фирмы, предоставлявшие  кредиты клиенту, местные кредитные  организации, обычно входящие в состав Национальных ассоциаций кредитного управления США или аналогичные организации  в других странах предоставляют, как правило, наиболее общую информацию, так как детали кредитных соглашений составляют коммерческую тайну и  охраняются законом.

 

Так, широко используемым источником информации в США служит фирма  Dun and Bradstreet. (D.В.). Она снабжает информацией о предполагаемой оценочной финансовой силе потенциального клиента, делает сложную кредитную экспертизу. D.В. нанимает команду аналитиков, которые посещают фирмы по определенному графику и составляют доклады с очень подробной информацией.

Для потребителей этой информации особо важны сведения о предыдущих платежах, финансовом положении, указанные  в сводных финансовых отчетах  клиентов. Доклад отмечает любую текущую  официальную проблему клиента и  его краткую историю. Таким образом, доклад D.В. стал стандартным источником информации, необходимой для принятия решения о предоставлении и размерах кредита.

 

Нужно особо подчеркнуть, что в течение всего процесса анализа исследование кредитоспособности клиента вызвано не только необходимостью принятия мер предосторожности от предоставления кредита ненадежному клиенту, но в равной мере и желанием фирмы оказать максимум кредитных услуг уважаемому покупателю. В равной степени плохим считается решение о кредитовании не заслуживающих этого клиентов и решение не предоставлять кредит клиенту, который гарантированно заплатит. В обоих случаях продавец несет убытки.

 

Корпорация идет на определенные расходы для предохранения себя от ошибочных кредитных решений. Такие расходы включают в себя зарплату и гонорары за консультации специалистов, оплату кредитных докладов, вступительные и членские взносы в кредитные ассоциации. Корпорация, также, должна нести и внутренние расходы для осуществления качественного  кредитного анализа, разработки методик  и материально-технического обеспечения  анализа.

 

Предел кредита - максимальный объем кредита, который будет  предоставлен клиенту единовременно. Этот объем обычно устанавливается  на относительно низком уровне для  новых, незнакомых клиентов и, затем, поднимается на основе положительной практики платежей и потребностей клиента. Кредитные лимиты (пределы) не должны быть стабильными, а всегда служить объектом пересмотра, основанного на опыте и изменении условий рынка. Устанавливая кредитный лимит, фирма отталкивается от информации, полученной в результате кредитного анализа и суммы планируемых закупок клиентами.

 

Рассмотрим пример. Представьте, что потенциальный клиент обращается за кредитом. Кредитор выясняет, что  клиент имеет хорошее финансовое положение, и что он собирается покупать ежегодно материалов на 360,0 тыс. рублей.

Основываясь на этой информации и принятом кредитном решении  «нетто ЗО», кредитор может установить начальный лимит приблизительно 30,0 тыс. рублей в месяц (т.е. 360,0 тыс. рублей в год). Клиент должен будет оплатить закупки прошлого месяца перед тем, как выставить новую кредитную  заявку. После практики нескольких месяцев работы с клиентом кредитор может поднять кредитный лимит  и разрешить клиенту быть более свободным в кредитных заявках, если его платежи поступают в соответствии с графиком.

 

Некоторые менеджеры ставят кредитный лимит в зависимость  от собственного капитала клиента. Например, кредитный лимит может быть установлен как определенный процент от собственного капитала покупателя

(например, 5 или 10%). Наряду с собственным, оборотный капитал также может быть использован для установления лимита. Многие менеджеры даже предпочитают основываться на оборотном капитале, так как он более тесно связан с платежеспособностью клиента.

Информация о работе Коммерческий кредит, понятие, становление, проблемы, моделирование