Коммерческий кредит, понятие, становление, проблемы, моделирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание

Переход России к рыночной системе хозяйствования сопровождался глубоким экономическим кризисом. На фоне потери горизонтальных связей между предприятиями, отсутствия государственного финансирования, износа основных фондов и утраты значительной части оборотных средств, хозяйствующие субъекты были поставлены в крайне тяжелые условия зависимости от ограниченного объема кредитных ресурсов, предлагаемых кредитными организациями. Такое положение сказалось на производственных показателях, платежной дисциплине, конкурентоспособности предприятий и организаций на национальном и международном рынках и, как следствие, на общей тяжелой социально-экономической ситуации в стране.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы функционирования коммерческого кредита
1.1 Понятие коммерческого кредита, его сущность и функции. Виды коммерческого кредита 9
1.2 История возникновения и развития современного коммерческого кредита 28
1.3 Эволюция и современное состояние коммерческого кредита в России 39
Глава 2 Анализ функционирования коммерческого кредита в экономике России
2.1 Вексель как инструмент коммерческого кредита 55
2.2 Проблемы взаимодействия коммерческого и банковского кредита в экономике 65
2.3 Экстраполяция принципов форфейтинга как методическая основа организации коммерческого кредита на внутреннем рынке России 80
Глава 3 Моделирование коммерческого кредита. Проблемы создания национальной системы коммерческого кредита
3.1 Построение модели коммерческого кредита 103
3.2 Подходы к созданию системы коммерческого кредита 126
3.3 Перспективы развития коммерческого кредита в России 145 Заключение 154
Список использованной литературы 159

Работа состоит из  1 файл

Ком.кредит.docx

— 118.76 Кб (Скачать документ)

 

Очень важной проблемой является оценка последствий изменения кредитной  политики. Прежде, чем корпорация меняет свою кредитную политику, ее специалисты  должны установить связь предполагаемых изменений с современным объемом  притока капитала корпорации. Изменение  кредитной политики обычно связано с колебаниями объемов продажи, изменением доли клиентов, берущих денежные скидки, времени денежных поступлений и индекса изменяющейся себестоимости относительно объема проданных товаров.

 

Как только корпорация начинает предоставлять кредит своему клиенту, менеджер, ответственный за данную сделку, обязан тщательно контролировать итоги дебиторской задолженности. Если бы корпорация имела всего одного клиента, это было бы очень простой  задачей. Но на практике типичная большая  корпорация может иметь тысячи клиентов. Невозможно контролировать каждый индивидуальный счет, а поэтому система должна быть развита так, чтобы дать менеджеру  возможность вычислить соответствие остатка дебиторской задолженности  кредитным условиям корпорации.

 

Важным элементом всей системы мероприятий по коммерческому  кредитованию является процедура получения  денег по счетам, подлежащим оплате.

Специалисты в этой области  советуют не позднее, чем за 10 дней до срока платежа послать клиенту  письмо. Такое послание может быть отпечатано и на следующем счете. В письме напоминается число и  доля остатков, подлежащих оплате.

 

Если остаток остается неоплаченным в срок, то полезно  связаться или лично встретиться  с клиентом, чтобы точно выяснить причину такого нарушения. Как можно  скорее надо понять, не вызвана ли задержка платежа проблемами, связанными с  поставкой товара (качество, ассортимент  и т.д.), спорными вопросами по предоставленным  платежным документам или финансовыми  трудностями клиента.

 

Нужно все время иметь  в виду, что процесс сбора средств  может дорого обойтись продавцу как  из-за прямых расходов с ним связанных, так и из-за испорченных отношений  с клиентами. Тем не менее, для  того, чтобы предотвратить необоснованное затягивание денежного цикла  и свести к нулю уровень несобранных  средств с последующим списанием со счетов безнадежных долгов, менеджеру необходима твердость и хладнокровие.

 

Интересная ситуация возникает, когда клиент, пользующийся скидкой, неожиданно не платит в льготный период. В таком случае не будет ошибкой  не учитывать скидку в счете и  ждать платежа на всю сумму  счета. Можно даже, если это единичный  случай, а клиент очень солидный, и вовсе не обратить на это внимание и не портить отношений. Наиболее же гибким путем решения проблемы неполученных скидок будет разрешение клиенту сохранить скидку даже в  случае несвоевременного платежа в  льготном периоде, если клиент согласится на досрочную оплату следующего счета. Квалифицированные менеджеры всегда ищут пути удовлетворения потребностей в кредите своих клиентов, достигая собственные цели и выполняя обязанности  по поддержанию притока денежных средств.

 

 

 

1.2.Достоинства и недостатки  коммерческого кредита

Коммерческое кредитование имеет определенные недостатки и  сопряжено с кредитными и валютными  рисками, связывает оборотные средства (хотя и не отвлекает их!) и ухудшает балансовые показатели и платежеспособность кредитора. Оно предполагает существование  доверительных отношений между  контрагентами (что не столь существенно  при вексельном кредитовании).

Отсюда другое название коммерческого  кредита – фирменный кредит. Фирменный  кредит, как правило, гибко сочетается с банковским[1]. Банки производят акцепт, учет, переучет коммерческих векселей, принимают их в залог.

Поскольку за каждым таким  векселем стоят определенные товары, продажа которых позволяет погасить обязательства по нему, то эти операции с векселями считаются для  банков наиболее безопасными и ликвидными.

Существенный недостаток кроется в реальной возможности  выписки «бронзовых»,

«дружеских» (смотрите Главу2) векселей. Они не имеют товарного обеспечения и выписываются только лишь для того, чтобы дисконтировать их в банке или получить под них ссуду. Предъявляя такие векселя различным банкам, партнеры стремятся учесть их. При наступлении срока платежа по векселям операция повторяется, и новыми суммами, полученными в банках, погашаются старые долги. Так, в XIX веке предоставление предприятиями взаимных кредитов, оформляемых дружескими и фиктивными (бронзовыми) векселями, было довольно широко распространенным явлением. Предотвращению выписки таких векселей может служить информирование банков о взаимоотношениях между векселедателем и векселедержателем, об их хозяйственных связях. С этой целью в большинстве развитых стран центральные банки переучитывают лишь первоклассные коммерческие векселя, т.е. такие, которые выставляются на основе реально совершенных сделок купли-продажи, и по которым отвечают как минимум три лица, известных этим банкам безупречной платежеспособностью.

 

Одна из особенностей коммерческого  кредита – возможность включения  в себестоимость выпускаемой  предприятием продукции процентов  по данному кредиту. В состав себестоимости  включаются затраты на оплату процентов  за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками

(производителями работ,  услуг) по поставленным товарно-материальным  ценностям (выполненным работам,  оказанным услугам) (подп. «с» п.2

«Положения о составе  затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке  формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении  прибыли»[2]). Действующее законодательство не содержит каких-либо требований к форме оплаты коммерческого кредита и процентов по нему, а это означает, что возможно отнесение на себестоимость процентов, которые были оплачены путем предоставления отступного не в денежной форме

(например, поставки товаров  и т.п.), а также путем зачета  взаимных требований.

 

Коммерческий кредит в  большой степени способствует укреплению связей между продавцом и покупателем. Продавец, располагая временно свободными средствами, передает их покупателю на относительно короткий срок путем коммерческого кредитования, получая от него довольно большое вознаграждение

(в виде процентов), большее,  чем, скажем, ставка по депозитам  на такой же срок, но меньшее,  чем по прямому банковскому  кредиту (что очень важно для  покупателя). Таким образом, коммерческий  кредит обеспечивает более выгодное  размещение временно свободных  средств, хотя и не может  исключить определенного риска  в связи с возможностью задержки  платежа по векселю.

Покупатель, воспользовавшись такой формой кредитования, может  направить имеющиеся у него средства на другие цели. При прямом банковском кредитовании такое маневрирование собственными средствами затруднено.

 

Среди преимуществ коммерческого  кредита как инструмента краткосрочного кредитования, пожалуй, главное –  его доступность. Ведь кредиторская задолженность большинства фирм представляет собой форму непрерывного кредитования. В этом случае нет  необходимости формально организовывать кредитование, оно уже имеет место. Если в настоящее время фирма  использует скидку, возможно дополнительное кредитование посредством уплаты по счетам точно в установленный  срок. При этом не нужно вести  переговоры с поставщиками, решение  принимает фирма.

 

Использование механизма  договора банковского кредита влечет за собой трудности, связанные, прежде всего, со значительно более высокими издержками и, как правило, необходимостью изъятия из оборота определенного  объема имущества (например, при залоге). Кредитор может устанавливать некие  ограничения и требовать гарантий. При коммерческом кредите тоже возможны ограничения, но практически они маловероятны. Коммерческий кредит – наиболее гибкая форма кредитования. Как правило, поставщик к сбоям в выплатах относится менее категорично, чем банкир или иной кредитор.

 

1.3.Развитие коммерческого  кредитования

 

В конце XIX века основной формой кредитования внешнеторговых сделок служили  иностранные облигационные займы, размещаемые правительствами, муниципалитетами и крупными фирмами на рынках частных  капиталов других

«богатых стран». К числу  таких стран относилась и Россия. В условиях свободного движения капиталов  и беспрепятственного обмена валют  на золото такие займы были очень  удобным средством для внешнеторгового  кредитования.

Сроки таких займов достигали 10-15 лет и более. Прямые кредиты  долгосрочного характера частных  фирм были тогда скорее исключением, чем правилом. Основная масса внешнеторговых сделок осуществлялась на базе краткосрочных  кредитов банков, акцептных или учетных  домов (со сроками не более 1 года, а  обычно в пределах 3-6 месяцев).

 

Активизация вексельного  обращения в России в начале XX века объяснялась утверждением капиталистических  отношений как в промышленности, так и в торговле, в том числе мелкооптовой. Развитие вексельного коммерческого кредита характеризовались следующими данными:

 

Таблица 1. Доля вексельного  обращения в общем объеме товарооборота

 

(млрд. руб.)

|Год |Товарооборот |Вексельное обращение|Доля ВО в Т (%)|

|1901 |11,6 |6,20 |54 |

|1908 |13,1 |7,65 |58 |

|1913 |18,5 |13,25 |71 |

 

Вексельная дисциплина в  России предусматривала суровые  последствия за нарушение срока  оплаты векселя, что закреплялось в  уставах русских коммерческих банков.

 

В первые годы Советской власти вексельное обращение на время прекратилось. Это был период военного коммунизма, который ликвидировал все товарно-денежные отношения. Но с возвращением экономики к мирной жизни, с введением новой экономической политики (НЭП) вексель возродился. В тот, восстановительный после Первой мировой войны период эта форма кредита занимала значительный удельный вес. Но сохранилось коммерческое вексельное кредитование в молодом Советском государстве лишь до 1930 года. Его использование в то время предопределялось многоукладностью экономики, неразвитостью централизованного планирования и снабжения, ограниченными кредитными ресурсами банков[3].

 

Постановлением ЦИК и  СНК СССР от 30 января 1930 года «О кредитной  реформе» государственным органам, кооперативным организациям и смешанным  акционерным обществам без участия  иностранного капитала запрещалось  оказывать услуги и отпускать  товары друг другу в кредит. В  числе предпосылок для отмены коммерческого кредита в постановлении  называется

«быстрое развитие социалистических начал в народном хозяйстве СССР и достигнутый уровень его  планирования». Необходимость ликвидации взаимного кредитования и замена его прямым банковским объяснялась  «усложнением путей прохождения  кредита» и «затруднениями его планирования». Такое положение сохранялось  почти 60 лет, а изменил его принятый в июне 1987 года закон о государственном  предприятии. Он четко определил  правомерность коммерческого кредитования. Согласно этому Закону, предприятия могут поставлять продукцию, оказывать услуги в кредит с уплатой покупателями процентов как за пользование заемными средствами. Для оформления таких сделок Закон разрешает предприятиям применять в хозяйственном обороте вексель[4].

 

Законы РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»  от 25 декабря 1990 года, «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года, Постановление Президиума Верховного Совета Российской

Федерации и Правительства  Российской Федерации от 25 мая 1992 года «О неотложных мерах по улучшению  расчетов в народном хозяйстве и  повышении ответственности предприятий  за их финансовое состояние» поручают

Центральному банку разработать  меры по широкому внедрению в народном хозяйстве вексельного и чекового обращения. Законом РФ «О простом  и переводном векселе» №48-ФЗ от 11 марта 1997 года вводится в действие

«Положение о переводном и простом векселе» от 7 августа 1937г.

№104/1341[5], а также устанавливается  порядок обращения простых и  переводных векселей на территории Российской Федерации.

 

Но обратимся теперь к  мировому опыту развития коммерческого  кредитования.

 

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. привел к ограничению возможностей использования «классических» средств  финансирования международных торговых операций и резкому ухудшению  положения на мировом рынке. Кризис дал толчок для развития среднесрочных  банковских и коммерческих (фирменных) кредитов. Именно в этот период наметились две основные особенности создаваемых  систем финансирования экспорта, которые  в дальнейшем, главным образом  с начала 50-х годов, стали особенно четкими.

Система экспортного финансирования США стала развиваться в основном по линии предоставления иностранным  заемщикам прямых государственных  кредитов.

Основной формой такого финансирования в странах Западной Европы стали  фирменные кредиты.

 

Их значение стало возрастать сразу после первой мировой войны. Однако лишь после кризиса 1929- 1933 г. г. эти кредиты стали одним  из основных средств финансирования экспорта. При этом, если раньше фирменные кредиты использовались исключительно для краткосрочного кредитования экспортных поставок, то постепенно сфера их влияния расширилась. Все чаще их стали применять при кредитовании сделок, требующих долгосрочных займов.

 

Международная торговля вплоть до начала второй мировой войны так  и не смогла выйти из состояния  кризиса, что сказалось на абсолютном размере кредитных операций такого рода. Война же практически парализовала международный кредитный рынок.

 

В послевоенные годы иностранные  облигационные займы, размещаемые  на рынке частных капиталов, так  и не восстановили своей роли. Им на смену пришли прямые государственные  и фирменные кредиты. Наряду с  ними существенную роль стали играть кредиты международных организаций  и банковские кредиты.

Информация о работе Коммерческий кредит, понятие, становление, проблемы, моделирование