Лекции по "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:28, курс лекций

Описание

Цель занятия – глубокое изучение теоретических основ категории финансов
План лекции:
Понятие финансов
Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства
Функции финансов
Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)

Работа состоит из  1 файл

Лекции Финансы 2008-09.doc

— 470.50 Кб (Скачать документ)

     Основа  современной финансовой политики - это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйственных субъектов. На основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджета на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов.

  1. Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики

            Содержанием финансовой политики государства является планомерная  организация финансов с учетом действия экономических законов и в  соответствии с задачами развития общества.

     Целью финансовой политики в Казахстане является разработка мер и их воплощения через финансовый механизм по обеспечению экономического роста на основе индустриально-инновационного развития, структурной перестройки национального хозяйства, активизации внешнеэкономической деятельности путем интеграции экономики страны в мировое хозяйство, а также бесперебойному и увеличивающемуся финансированию социальных программ. Финансовая политика и финансовый механизм должны обеспечить социальную защиту населения в рыночных процессах от инфляции, безработицы, потери доходов.

     Задачами  финансовой политики является:

    • Обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны.
    • Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов.
    • Выработка финансового механизма и его развития в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.

     При проведении финансовой политики важное значение имеют осуществление следующих  принципов финансовой политики:

  • Соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, прогнозов и планов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;
  • Обеспечение планомерной организации финансовых отношений;
  • Сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;
  • Создание финансовых резервов;
  • Оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.
  1. Содержание и структура финансового механизма

     Каждая  экономическая категория имеет  свою специфику, которая проявляется через определенные виды, формы и методы выражения соответствующих отношений. Именно эти понятия - виды, формы и методы реализации отношении - выступают в экономической жизни как инструмент, механизм управления соответствующими процессами. Финансы, как специфическая распределительная категория, участвует в распределении и перераспределении созданного продукта созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм – это виды, фирмы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов.

     Термин механизм имеет техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную деятельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами экономической, в том числе и финансовой политики. Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для ее характеристики целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма. Подсистема финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организацию управления финансами.

     Финансовый  механизм можно рассматривать в  организационно - управленческом аспекте. Для этого используются такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма.

     Схема. Система финансового механизма

Финансовый  механизм
Подсистемы
Финансовое  планирование (прогнозирование) Финансовые  рычаги и стимулы Организационная структура и правовой режим
Блоки
Финансовые  прогнозы, планы и балансы Финансовые  показатели Финансовые  нормы и нормативы (применяемые  в текущем планировании) Нормативные распределения финансовых ресурсов (макроэкономические нормативы: ставки налогов, нормы отчислений в фонды и др.) Фонды финансового  обеспечения воспроизводства и  стимулирования Организации управления финансами Законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения Финансовый  контроль
Элементы
(Конкретные  наименования соответствующих подсистемам и блокам первичных, исходных видов, форм, методов организации финансовых отношений, способов их количественного определения)
 

     Подсистема  финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма – финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организация управления.

     Блок  финансового механизма – это  совокупность однородных взаимосвязанных  элементов, объеденных по признаку общей целевой направленности.

     Элемент финансового механизма – это  простейшая хозяйственная форма, через  которую специфическим образам  проявляются интересы участников общественного  производства. 

     Вопросы и задания для  обсуждения  самопроверки.

  1. Какие исходные основы принимаются при разработке финансовой политики ?
  2. Сформулируйте понятие «финансовая политика» , ее содержание ?
  3. С какой целью в практику хозяйствования введено понятие «финансовый механизм» ?
  4. Сформулируйте понятие финансового механизма , раскройте его структуру ?
 
 

Тема 4. Финансы хозяйствующих  субъектов. 

Цель  занятия – глубокое изучение  финансов хозяйствующих субъектов.

План  лекции:

  1. Понятие финансов хозяйствующих субъектов.
  2. Развитие финансов хозяйствующих субъектов.
  3. Основные черты финансов хозяйствующих субъектов.
 

Ключевые слова: Финансы  хозяйствующих субъектов, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества. 

Финансы хозяйствующих  субъектов – составная часть  единой системы финансов.

   Собирательное понятие – «хозяйствующие субъекты» применяется в последнее время в связи с вовлечением в хозяйственную деятельность не только юридических лиц, но и физических – индивидуальных частных предпринимателей, развитием малого бизнеса, семейного предпринимательства – без образования юридического лица. Термин «хозяйствующий субъект» распространяется на все организационно –правовые формы собственности и виды деятельности. В последнее время, в связи с разрешением коммерческой деятельности практически многим юридическим лицам, том числе и относящимся к непроизводственной сфере с государственной собственностью или ее долей, размываются границы коммерческой и уставной деятельности, что превращает субъектов – в хозяйствующих, то есть ориентирующих свою деятельность не только в выбранном, - уставном направлении, но и в коммерческом –направленном на извлечение дохода  от смежной, дополнительной или побочной деятельности.

   Финансы хозяйствующих субъектов выражают в денежной форме основные стороны  процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов. Они применяются для распределения и использования  денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития национального хозяйства. Это развитие немыслимы без прочных и хорошо налаженных финансов хозяйствующих субъектов, которые являются важным экономическим инструментом системы управления национальным хозяйством, мощным средством преобразования экономики. Представляя собой часть производственных отношений, они в совокупности с другими производственными отношениями непосредственно воздействуют на эффективность хозяйственной деятельности низовых звеньев управления национальным хозяйством.

   Финансы хозяйствующих субъектов включает в себя финансы предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, межхозяйственных, межотраслевых, кооперативных организаций, учреждений, осуществляющих промышленную сельскохозяйственную, строительную, транспортную, снабженческо-сбытовую, торговую, заготовительную, геологоразведочную, проектную деятельность, бытовое обслуживание населения, связь, жилищно-коммунальные услуги, предоставление различных  финансовых кредитных, страховых, научных, образовательных, медицинских, информационных, маркетинговых и других услуг.

   Развитие  форм собственности повлекло возникновение  новых типов предприятий: частных, кооперативных, акционерных, смешанных, совместных с предприятиями и  фирмами зарубежных стран. Путем  передачи государственных предприятий  в управление иностранным или отечественным инвесторам меняется порядок использования государственной собственности: от менее совершенных форм – распоряжения и использования собственности совершается переход к временному владению новыми собственниками. Следующей ступенью является выкуп государственного предприятия, переход его в полное владение и превращение в частное или совместное.

   Финансы хозяйствующих субъектов имеют  сущность и внешние формы проявления. Под сущностью понимается внутренне  содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию – финансовую. Сущность и формы проявления финансов взаимосвязаны. Но степень их устойчивости неодинакова. Формы проявления финансов подвержены более частому, быстрому изменению, чем их сущность. Например, формы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом неоднократно изменялись и совершенствовались: от многоканальных платежей из прибыли они трансформировались в налогообложение прибыли, а затем – в подоходный налог; обратное движение средств из бюджета на финансирование хозяйственных нужд заменено в основном методом самофинансирования; изменились формы движения денежных средств внутри предприятий, между его подразделениями, администрацией и работниками – эти отношения приобретают эквивалентный характер и переводятся на коммерческую основу. Происходят изменения в структуре финансовых ресурсов , методах формирования и направлениях их использования. Вместе с тем не является неизмененной и сущность финансов. Она предопределяется не только производственными отношениями вообще, но и уровнем их  развития, масштабами и ролью государства в хозяйственном, социальном и культурном строительстве. Финансовые отношения – это прежде всего распределительные отношения. Система распределения подвержена изменениям, существует постоянная необходимость в перестройке этой системы, в усилении, в частности роли распределительных отношений и финансов в стимулировании эффективности производства. Изменение форм и методов распределения общественного продукта и национального дохода, финансовых отношений предприятий с государственным бюджетом и кредитной системой в процессе развития рыночных отношений, совершенствование хозяйственного механизма имеет цель повысить стимулирующую роль распределительных отношений и финансов в ускорении научно-технического прогресса, реализации намеченных программ развития, темпах роста производства и увеличении производительности общественного продукта.

   Особенность распределительной функции финансов хозсубъектов состоит в том, что  в процессе индивидуального кругооборота средств стоимость производимого продукта распределяется на основе установленных экономических нормативов , что и определяет участие финансов в распределении и перераспределении стоимости в воспроизводственном процессе. Экономически обоснованное распределение денежных фондов и накоплений является главным условием реализации и воспроизводственной подфункции финансов. Распределение – связующее звено между производством и потреблением.  Этот процесс происходит путем получения предприятиями денежной выручки от реализации продукции и использования ее на возмещение израсходованных средств производства и образования чистого дохода. Одна часть дохода в порядке перераспределения поступает в центральные фонды – государственный бюджет , внебюджетные фонды, а другая остается в распоряжении хозяйства на оплату труда, социальные нужды, финансирование затрат по расширению и развитию производства.

   Контрольная функция финансов играет хозяйствующих  субъектов важную роль в экономике  предприятия: нельзя хозяйствовать без учета и контроля. Финансы, наряду, с другими экономическими рычагами, играют важную роль в процессе управления экономикой, стимулирования роста производства и обеспечения необходимого контроля за рациональным использованием трудовых , материальных, природных и денежных ресурсов. Денежный контроль осуществляется не только внутри хозяйствующих субъектов , но и при его взаимоотношениях с другими субъектами, вышестоящими организациями и финансово-кредитными учреждениями.

     Вопросы и задания для обсуждения  самопроверки.

  1. Какие основные принципы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов положены в основу их деятельности и каково их содержание ?
  2. В чем заключается суть коммерческого (хозяйствующего) расчета ?
  3. Какие финансовые фонды формируются на предприятиях ?

Тема 5. Общая характеристика государственные  финансы. Государственные  доходы и расходы.

Цель  занятия – развитие государственных финансов.

План  лекции:

  1. Понятие государственные финансы.
  2. Развитие доходов.
  3. Развитие расходов.
 

Ключевые слова: государственные финансы, государственные доходы, государственные расходы. 

Информация о работе Лекции по "Финансы"