Лекции по "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:28, курс лекций

Описание

Цель занятия – глубокое изучение теоретических основ категории финансов
План лекции:
Понятие финансов
Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства
Функции финансов
Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)

Работа состоит из  1 файл

Лекции Финансы 2008-09.doc

— 470.50 Кб (Скачать документ)

  Второе  звено - финансы хозяйствующих  субъектов имеет два относительно самостоятельных подзвена:

  • финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства (реальный сектор);
  • финансы организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы.

  В первом подзвене - финансах производственной сферы  решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производства. Сюда относятся следующие составляющие, охватывающие низовые звенья и их вышестоящие органы:

  1. финансы производственных хозяйствующих субъектов промышленности;
  2. финансы сельскохозяйственных хозяйствующих субъектов;
  3. финансы  грузового транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушного, магистрального, трубопроводного);
  4. финансы строительства;
  5. финансы связи (в части обслуживания производства);
  6. финансы производственной кооперации;
  7. финансы водного хозяйства;
  8. финансы геологоразведочных организаций;
  9. финансы других подотраслей сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с продолжением процесса производства в  сфере обращения).

  Место и  роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др. Финансы отраслей непроизводственной сферы включают такие составляющие:

  1)  финансы  жилищно-коммунального хозяйства;

  1. финансы бытового обслуживания населения;
  2. финансы пассажирского транспорта;
  3. финансы потребительской кооперации;
  4. финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроизводственной деятельности);
  5. финансы здравоохранения и физической культуры;
  6. финансы образования;
  7. финансы культуры и искусства;
  8. финансы науки и научного обслуживания;
  9. финансы общественных организаций;

] 1) финансы банковски-кредитных и страховых организаций;

  1. финансы коммерческих и посреднических организаций (в том числе товарных и  фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т.д.);
  2. финансы органов управления;
  3. финансы обороны;
  4. финансы органов защиты правопорядка.

  Во втором звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.

  Совокупность  централизованных и  децентрализованных фондов денежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляют вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, амортизации, оборотных средств, потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие - в меньшей, одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (резервные фонды), третьи- накапливаются (амортизационные отчисления).

  Формы финансовых отношений и фонды денежных средств  образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступают финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.

  Финансовый  аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее. Наряду с понятием финансовой системы есть еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная система объединено функционирует преимущественно в сфере материального производства, поскольку в непроизводственной сфере кредитные отношения ограничены, хотя кредитные учреждения относятся к непроизводственной сфере деятельности.

  В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:

  Сочетание централизма и демократизма в организации финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов, одновременно большие права и самостоятельность предоставляется местным финансовым органам и хозяйствующим субъектам.

  2. Соблюдение национальных и региональных интересов. Требования этого принципа призваны обеспечить национальное равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый уровень развития регионов. Выражением его в построении 
финансовой системы является соответствие структуры государственных финансовых органов национально-государственному и  административно-территориальному устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их  функции выполняет аппарат местной администрации. Особое значение этот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.

  3. Принцип единства финансовой системы предопределяется единой финансовой политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звенья 
ми финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных  актах. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.

  4. Принцип функционального  назначения отдельных составных элементов финансовой системы выражается в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат. Организацию работы по формированию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство финансов и Министерство государственных доходов.

Финансовая система  должна постоянно совершенствоваться.

  Главной задачей этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально-экономическое  развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии.

  Состоянием  финансов определяется положение дел в обществе и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию, в первую очередь, общеэкономических мер по повышению эффективности экономики. В ряду этих мер - совершенствование производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка за счет внутреннего производства. В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики - ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы. 

Вопросы и задания для  обсуждения  самопроверки.

  1. Каковы цели финансовой системы?
  2. Перечислите принципы финансовой системы.
  3. Каковы задачи финансовой системы РК в современных условиях.   
 

Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм 

Цель  занятия – глубокое изучение  финансовой политики и финансового механизма.

План  лекции:

  1. Сущность и значение финансовой политики
  2. Типы финансовой политики
  3. Цели, задачи и принципы финансовой политики
  4. Содержание и структура финансового механизма
 

Ключевые слова: финансовая политика, финансовый механизм, финансовая стратегия.  

      1. Сущность и значение финансовой  политики

     Финансовая  политика - это совокупность мероприятий и намерений, приводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики.

     В системе материалистической диалектики финансовая политика относится к  надстройке, которые она выражает, являющихся базисными – выступающими как часть производственных отношений определенной общественно-экономической формации.

     Финансовая  политика, как и экономическая  политика, в целом разрабатывается  государством исходя из требований экономических  законов  (закон спроса и предложения, закон стоимости, закон возвышений потребностей и др.).

     В реальной жизни финансовая политика реализуется через финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами. Через финансовый механизм происходит  управление финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных средств и накоплений для осуществления государственных программ экономического и социального развития.

     Финансовая  политика государства делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия представляет собой долговременный курс предусматривающий  решение крупномасштабных задач  экономики и социального развития общества. Финансовая тактика представляет собой краткосрочный курс, конкретизирующий стратегические установки  и направлен на решение неотложных задач, возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны.

  1. Типы финансовой политики

     Анализ  финансовой политики, применявшейся различными государствами, позволяет выделить четыре её основных типа: классическая, регулирующая, планово-директивная, современная.

     До  конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический её вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное её направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование очного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и использования равновесного(сбалансированного)бюджета.

     В основу регулирующей финансовой политики вначале были положены экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика на ряду с её традиционными задачами стала использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки.

     Планово-директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих плановую систему управления экономикой. Основная на государственной собственности на средства производства позволяет осуществлять прямое эффективное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.  Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Информация о работе Лекции по "Финансы"