Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:28, курс лекций
Цель занятия – глубокое изучение теоретических основ категории финансов
План лекции:
Понятие финансов
Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства
Функции финансов
Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)
Государство
участвует в экономической
Экономическая деятельность государства в целом проявляется в следующих функциях:
Действие
названных функций
Доходы
и богатство государство
Действия государства по стабилизации экономики включают контроль за уровнем занятости и инфляции, вызываемых , колебаниями экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста.
Перераспределение экономических ресурсов вызывают несовершенством рыночной системы в двух ситуациях:
В первой ситуации производство или потребление ряд товаров и услуг вызывает издержки или выгоды у субъектов, н являющихся непосредственными производителями ил! потребителями данных товаров. Эти явления называются «побочными эффектами» или «переливами» и представляю! собой выгоды или издержки лиц или групп, не являющихся участниками данных хозяйственных процессов.
К издержкам перелива относятся те, которые связаны с загрязнением окружающей среды, наличием шума, вибраций, различных неудобств. В этих случаях производители перекладывают часть своих издержек на население, и затраты производителей становятся заниженными. В результате производители могут иметь больший объем производства, следовательно, для производства данных товаров ресурсы поступают в увеличенных объемах.
Для выравнивания издержек перелива государство проводит регулирующие меры, затрагивающие предложение:
1) законодательное ограничение деятельности или требование привести ее к условиям, исключающим вредное воздействие; соблюдение норм и стандартов такой деятельности вызовет увеличение издержек и приведет к соответствию равновесного и оптимального объемов производства;
2) введение специальных налогов, равных или близких к издержкам перелива, что повысит общие издержки субъекта хозяйствования и обеспечит состояние равновесия.
Под
государственными доходами понимается
система экономических
Доход
– сложная экономическая
распределения и перераспределения, в которых важную роль играют финансы. В результате этих процессов образуются фонды денежных средств, и прежде всего государственный бюджет.
Посредством финансов изымается часть доходов населения для удовлетворения общегосударственных потребностей; подвергается распределению доход (прибыль) предприятий -одна часть его поступает в бюджет, другая остается на предприятиях и используется на внутрихозяйственные потребности.
Первичные
доходы населения перераспределяются
также путем оплаты услуг, оказываемых
учреждениями непроизводственной сферы
деятельности. Эти поступления составляют
доходы предприятий непроизводственной
сферы (например, бытового обслуживания
населения, жилищно-коммунального хозяйства
и т.д.). Таким образом, доходы выступают
в качестве самостоятельной экономической
категории, выражающей отношения людей
по поводу распределения стоимости общественного
продукта по субъектам хозяйствования.
Материально-вещественной стороной понятия доходов является определение денежные средства, сосредоточиваемые у государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Экономическая
природа государственных
Формирование
государственных доходов
Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.
Диалектика расходов аналогична рассмотренной в понятии «доходы» Кроме того, она состоит и в том, что понятие «расходы» имеет двойной смысл:
1. Использование
денежных средств по их целевому назначению,
то есть непосредственную трату денежных
средств в процессе обмена. В этом случае
в состав расходов включаются расходы
предприятий и организаций производственной
и непроизводственной сферы, населения,
осуществляемые за счет
конечных доходов, а валовой общественный
продукт распадается на три фонда: фонд
возмещения, фонд накопления, фонд потребления.
2. От фактического
расходования средств в процессе обмена
следует отличать расходы распределительного
характера, которые формируются
посредством финансов:
при использовании общегосударственных
фондов и распределении
фондов предприятий по их целевому назначению;
денежные
расходы служат основой формирования
конечных доходов всех
субъектов хозяйствования.
Эти два аспекта отражают противоречивость и сложность понятия «расходы» при его трансформации в понятие «затраты»:если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в противоположность «доходу»), то «затраты» означают издержки «в зачет»», наперед, в ожидании будущих дохода или прибыли.
В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер.
В состав расходов предприятий государственного сектора входят:
Вопросы и задания для обсуждения самопроверки.
Тема
6. Налоги и организация
налоговой системы
Цель занятия – глубокое изучение налогов и налогообложение РК.
План лекции:
Ключевые слова:
налоговая система,
налогообложение, налоговая
политика.
Налоги — это обязательные платежи, устанавливаемые государством, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.
Налоги – это поступления и сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства.
Налоги являются исходно категорией финансов.
Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства
Налоги выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также, гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика.
Организационными признаками налога являются: объект налога - то, что облагается налогом (доход, имущество и т.д.); источник выплаты налога - фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т.п.); база налога - сумма, с которой взимается налог, ставка (шкала вставок) налога - размер налога на единицу обложения, субъект налогообложения - лицо, обязанное по закону платить налог.
Каждый налог содержит следующие элементы:
Субъект налога или налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.
Носитель налога - физическое или юридическое лицо, которое, в конечном счете несет издержки и ущерб по уплате налога.
Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество). Часто и само название налога вытекает из объекта, например, налог на имущество, подоходный, и др.
Источник налога - доход субъекта (заработная плата, процент, рента) из которого выплачивается налог.
Масштаб налогообложения - единица, которая кладется в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т.д.
Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны (тенге), по земельному налогу - гектар, акр и т.д.).
Налоговая ставка - представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты.
Принципы налогов:
Развитие налоговых систем исторически определило три основные их функции - фискальную, перераспределительную, регулирующую.
Активность налоговой системы проявляется в выполнении ею двух функций: фискальной и регулирующей. Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Она показывает обязанности налогоплательщиков перед государством.