Лекции по "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:28, курс лекций

Описание

Цель занятия – глубокое изучение теоретических основ категории финансов
План лекции:
Понятие финансов
Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства
Функции финансов
Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)

Работа состоит из  1 файл

Лекции Финансы 2008-09.doc

— 470.50 Кб (Скачать документ)

  Государство участвует в экономической жизни  в большей или меньшей степени в зависимости от ряда факторов: от выбранной модели развития общества, политического устройства, сложившихся традиций, внешних факторов.

Экономическая деятельность государства в целом  проявляется в следующих функциях:

  1. определение правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития;
  2. ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции;
  3. перераспределение доходов и богатства;
  4. стабилизация экономики;
  5. перераспределение ресурсов.

  Действие  названных функций непосредственно  или опосредовано (косвенно) связано с использованием категории «финансы»; в большей мере эта связь проявляется для третьей, четвертой и пятой функций государства.

  Доходы  и богатство государство перераспределяет потому, что рыночная система порождает значительное неравенство в их первичном распределении. Государство использует системы налогообложения, трансфертов, регулирования заработной платы, цен для выравнивания доходов граждан (домашних хозяйств).

  Действия  государства по стабилизации экономики  включают контроль за уровнем занятости и инфляции, вызываемых , колебаниями экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста.

  Перераспределение экономических ресурсов вызывают несовершенством рыночной системы в двух ситуациях:

  1. в отклонениях равновесного объема производства некоторь 
    товаров от их оптимального объема;
  2. в отказе рынка от выделения ресурсов или их недостаточно 
    выделение для производства общественных товаров, благ и услу

  В первой ситуации производство или потребление ряд товаров и услуг вызывает издержки или выгоды у субъектов, н являющихся непосредственными производителями ил! потребителями данных товаров. Эти явления называются «побочными эффектами» или «переливами» и представляю! собой выгоды или издержки лиц или групп, не являющихся участниками данных хозяйственных процессов.

  К издержкам перелива относятся те, которые связаны с загрязнением окружающей среды, наличием шума, вибраций, различных неудобств. В этих случаях производители перекладывают часть своих издержек на население, и затраты производителей становятся заниженными. В результате производители могут иметь больший объем производства, следовательно, для производства данных товаров ресурсы поступают в увеличенных объемах.

  Для выравнивания издержек перелива государство проводит регулирующие меры, затрагивающие предложение:

  1) законодательное ограничение деятельности или требование привести ее к условиям, исключающим вредное воздействие; соблюдение   норм и стандартов такой деятельности вызовет увеличение издержек и приведет к соответствию равновесного и оптимального объемов производства;

  2) введение специальных налогов, равных или близких к издержкам перелива, что повысит общие издержки субъекта хозяйствования и обеспечит состояние равновесия.

      Под государственными доходами понимается система экономических отношений,в  процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.

      Доход – сложная экономическая категория , которая действует в тесном взаимодействии с финансами. Доход – это результат  определенной деятельности, связанной  с затратами средств.

распределения и перераспределения, в которых  важную роль играют финансы. В результате этих процессов образуются фонды денежных средств, и прежде всего государственный бюджет.

  Посредством финансов изымается часть доходов  населения для удовлетворения общегосударственных потребностей; подвергается распределению доход (прибыль) предприятий -одна часть его поступает в бюджет, другая остается на предприятиях и используется на внутрихозяйственные потребности.

  Первичные доходы населения перераспределяются также путем оплаты услуг, оказываемых учреждениями непроизводственной сферы деятельности. Эти поступления составляют доходы предприятий непроизводственной сферы (например, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Таким образом, доходы выступают в качестве самостоятельной экономической категории, выражающей отношения людей по поводу распределения стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования. 

  Материально-вещественной стороной понятия доходов является определение денежные средства, сосредоточиваемые у государства, хозяйствующих субъектов и населения.

  Экономическая природа государственных доходов  и их организация обусловлены системой хозяйствования, политической и экономической ролью государства. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

  Формирование  государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества.

  Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

  Диалектика  расходов аналогична рассмотренной  в понятии «доходы»  Кроме того, она состоит и в том, что понятие «расходы» имеет двойной смысл:

  1. Использование денежных средств по их целевому назначению, то есть непосредственную трату денежных средств в процессе обмена. В этом случае в состав расходов включаются расходы предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, населения, осуществляемые за счет 
конечных доходов, а валовой общественный продукт распадается на три фонда: фонд возмещения, фонд накопления, фонд потребления.

  2. От фактического расходования средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного характера, которые    формируются    посредством    финансов:    при использовании общегосударственных фондов и распределении 
фондов предприятий по их целевому назначению; денежные 
расходы служат основой формирования конечных доходов всех 
субъектов хозяйствования.

  Эти два  аспекта отражают противоречивость и сложность понятия «расходы» при его трансформации в понятие «затраты»:если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в противоположность «доходу»), то «затраты» означают издержки «в зачет»», наперед, в ожидании будущих дохода или прибыли.

  В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер.

  В состав расходов предприятий государственного сектора входят:

  1. затраты, связанные с производственной, хозяйственно-эксплуатационной деятельностью;
  2. на расширенное воспроизводство (в основные и оборотные фонды);
  3. платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
  4. в поощрительные и стимулирующие фонды.
 

Вопросы и задания для  обсуждения  самопроверки.

  1. Что представляет собой понятие «общественный товар» ?
  2. Сформулируйте  понятие «государственные доходы» как экономической категории ?
  3. Как финансируются расходы на социальное обеспечение и социальную помощь ?
 

Тема  6. Налоги и организация налоговой системы  

Цель  занятия – глубокое изучение налогов и налогообложение РК.

План  лекции:

  1. Понятие налогов и их экономическая сущность
  2. Функции налогов
  3. Налоговая система Республики Казахстан
 

Ключевые слова: налоговая система, налогообложение, налоговая политика. 

    Налоги  — это обязательные платежи, устанавливаемые  государством,  взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки. 

    Налоги  – это поступления и сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства.

    Налоги  являются исходно категорией финансов.

    Налоги  возникают с появлением государства  и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства

    Налоги  выражают обязательность юридических  и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также, гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика.

    Организационными  признаками налога являются: объект налога - то, что облагается налогом (доход, имущество и т.д.); источник выплаты налога - фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т.п.); база налога - сумма, с которой взимается налог, ставка (шкала вставок) налога - размер налога на единицу обложения, субъект налогообложения - лицо, обязанное по закону платить налог.

Каждый налог  содержит следующие элементы:

    Субъект налога или налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

    Носитель  налога - физическое или юридическое  лицо, которое, в конечном счете несет издержки и ущерб по уплате налога.

    Объект  налога - предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество). Часто и само название налога вытекает из объекта, например, налог на имущество, подоходный, и др.

    Источник  налога - доход субъекта (заработная плата, процент, рента) из которого выплачивается налог.

    Масштаб налогообложения - единица, которая  кладется в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т.д.

    Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны (тенге), по земельному налогу - гектар, акр и т.д.).

    Налоговая ставка - представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты.

    Принципы  налогов:

  1. Принцип справедливости в налогообложении рассматривается в двух аспектах:
    • Достижение «горизонтального равновесия»
    • Соблюдение «вертикального равновесия»
  2. Принцип простаты;
  3. Определенность налогов;
  4. Минимум налоговых льгот;
  5. Экономическая приемлемость;
  6. Сопоставимость налоговых ставок.
 
  1. Функции налогов

   Развитие налоговых систем исторически определило три основные их функции - фискальную, перераспределительную, регулирующую.

    Активность  налоговой системы проявляется  в выполнении ею двух функций: фискальной и регулирующей. Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Она показывает обязанности налогоплательщиков перед государством.

Информация о работе Лекции по "Финансы"